Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Территориальная структура мирового машиностроения




Основные факторы географического размещения машиностроения

На размещение отраслей машиностроения оказывают влияние различные факторы. Однако к ключевым из них относят наукоемко-сти, металлоемкости и трудоемкости.

Наукоемкость. Сегодня трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Имен­но поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой. Ориентация на научный потенциал — основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.

Металлоемкость. Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как металлургическое, энергетиче­ское, горно-шахтного оборудование, потребляют много черных и цвет­ных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, выпус­кающие такого рода продукцию, обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты

по доставке сырья.

Трудоемкость. С точки зрения трудоемкости машиностроитель­ный комплекс характеризуется большими затратами и очень высо­кой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. Поэтому достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концент­рация населения высока, в особенности там, где есть высококвали­фицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно тру­доемкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиацион­ная промышленность, станкостроение, производство электротехни­ки и точных приборов.

Как отдельный фактор географического размещения машино­строения можно вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимание интересы государственной безопасности, многие пред­приятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.

Важное значение при размещении предприятий машинострои­тельного комплекса имеет возможность подвоза сырья и вывоза готовой продукции. Определенную роль в размещении машиностро­ительных предприятий играет также наличие достаточно емкого по­требительского рынка. Что касается такого фактора, как близость к сырьевой базе, то она важна лишь для некоторых металлоемких от­раслей (например, для производства металлургического или горно-шахтного оборудования).

В современной региональной структуре машиностроительного комплекса мира необходимо выделить основные макрорегионы: Се­верную и Центральную Америку (включая США, Канаду, Мексику), зарубежную Европу, зарубежную Азию и СНГ.

Северная Америка. На этот регион приходится примерно % стоимости, создаваемой в мировом машиностроении. В международном разделении труда регион выступает как крупнейший производитель и экспортер машин высокой сложности, продукции тяжелого машиностроения и наукоемких отраслей. Особо здесь выделяются США, на долю которых приходится почти 30% стоимости мировой ма­шиностроительной продукции. Существенное место в машинострое­нии США занимает авиаракетно-космическое машиностроение, военно-промышленная электроника, производство ЭВМ, энергети­ческое машиностроение, военное судостроение и др.

Зарубежная Европа. На страны этого региона также приходит­ся около 1/3 продукции мирового машиностроения. В европейском машиностроении лидирует Германия. На ее долю приходится 10% мирового производства отрасли. За Германией следуют Франция, Великобритания, Италия. В регионе представлены все виды маши­ностроительной продукции, но особенно развиты общее машиностро­ение (станкостроение, производство оборудования для металлургии, текстильной, бумажной, часовой и других отраслей), электротехни­ка и электроника, транспортное машиностроение (автомобилестрое­ние, авиастроение, судостроение). Крупнейшим в регионе экспорте­ром продукции общего машиностроения является Германия.

Восточная и Юго-Восточная Азия. Этот регион дает примерно 1/4 продукции мирового машиностроения. Основным стимулирую­щим фактором в развитии этой отрасли в странах региона является дешевизна рабочей силы. Лидер региона — Япония, вторая машино­строительная держава мира. Ее доля в мировой машиностроитель­ной продукции, составляет 15%. Она выступает крупнейшим в мире экспортером микроэлектроники, робототехники, электротехники и других изделий, требующих высококвалифицированного труда. Другие страны региона — Китай, Южная Корея, Тайвань, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Индонезия — производят хотя и трудоемкую, но менее сложную продукцию (производство бытовых электропри­боров, автомобилей, морских судов и пр.) и активно вывозят ее за рубеж.

Содружество Независимых Государств. СНГ также является крупным регионом мирового машиностроения. Страны этого регио­на выпускают широкую номенклатуру машиностроительных изделий. Особенно большое развитие в странах СНГ получили отрасли ВПК, авиационной и ракетно-космической промышленности, бытовой элек­тротехники, отдельные отрасли общего машиностроения (производ­ство сельскохозяйственной техники, энергетического оборудования и др.). В то же время по ряду отраслей, особенно наукоемких, страны СНГ отстают от стран с развитой экономикой. Лидер СНГ — Россия, несмотря на огромные возможности развития машиностроения, на­учно-технический, интеллектуальный и ресурсный потенциал, емкий внутренний рынок, в международном разделении труда выделяется лишь производством вооружения и новейшей космической техники и вынуждена импортировать многие виды машин.

За пределами главных машиностроительных районов мира на­ходятся такие крупные по масштабам производства страны, как Ин­дия, Бразилия, Аргентина. Их машиностроение в основном работает на внутренний рынок. Они экспортируют автомобили, морские суда, велосипеды, несложную бытовую технику (холодильники, стираль­ные машины, пылесосы и т.п.).

Сравнение машиностроения в развитых и развивающихся стра­нах дает в целом следующую картину. В развитых странах машино­строение отличают широкая номенклатура, высокое качество и кон­курентоспособность выпускаемой продукции, ее высокая экспортная ориентированность и большой удельный вес в общем экспорте. На­пример, в Японии доля продукции машиностроения в экспорте дос­тигает 64%, в США и Германии - 48%, Швеции - 44%, Канаде - 42%, во Франции, Великобритании и Швейцарии — свыше 1/3. На разви­тые страны в целом приходится более 80% мирового экспорта машин и оборудования. В широкой номенклатуре машиностроительной про­дукции в развитых странах ключевая роль принадлежит авиаракетно-космической промышленности, микроэлектронике, робототехни­ке, атомно-энергетической технике, станко- и автомобилестроению. Как и в других отраслях, в машиностроении в последние годы разви­вается процесс интернационализации производства (в рамках ТНК, на основе межгосударственных и межфирменных соглашений), внед­ряются гибкие автоматизированные производства и системы автома­тизированного проектирования.

В отличие от машиностроения экономически развитых стран в развивающихся странах оно базируется на дешевизне местной ра­бочей силы, специализируясь, как правило, на выпуске массовых, тру­доемких, но технически несложных и невысоких по качеству изде­лий. Среди предприятий здесь много сборочных заводов, получающих комплекты деталей машин из стран с развитой экономикой. Совре­менными машиностроительными заводами располагают лишь не­многие развивающиеся страны, в первую очередь новые индустриальные — Южная Корея, Сингапур, Тайвань, а также Бразилия, Аргентина, Мексика. Главными направлениями развития их машиностроения являются производство бытовой техники, автомобилестроение, судостроение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.