КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Территориальная структура мирового машиностроения
Основные факторы географического размещения машиностроения На размещение отраслей машиностроения оказывают влияние различные факторы. Однако к ключевым из них относят наукоемко-сти, металлоемкости и трудоемкости. Наукоемкость. Сегодня трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой. Ориентация на научный потенциал — основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий. Металлоемкость. Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как металлургическое, энергетическое, горно-шахтного оборудование, потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, выпускающие такого рода продукцию, обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Трудоемкость. С точки зрения трудоемкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. Поэтому достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоемкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность, станкостроение, производство электротехники и точных приборов. Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимание интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах. Важное значение при размещении предприятий машиностроительного комплекса имеет возможность подвоза сырья и вывоза готовой продукции. Определенную роль в размещении машиностроительных предприятий играет также наличие достаточно емкого потребительского рынка. Что касается такого фактора, как близость к сырьевой базе, то она важна лишь для некоторых металлоемких отраслей (например, для производства металлургического или горно-шахтного оборудования). В современной региональной структуре машиностроительного комплекса мира необходимо выделить основные макрорегионы: Северную и Центральную Америку (включая США, Канаду, Мексику), зарубежную Европу, зарубежную Азию и СНГ. Северная Америка. На этот регион приходится примерно % стоимости, создаваемой в мировом машиностроении. В международном разделении труда регион выступает как крупнейший производитель и экспортер машин высокой сложности, продукции тяжелого машиностроения и наукоемких отраслей. Особо здесь выделяются США, на долю которых приходится почти 30% стоимости мировой машиностроительной продукции. Существенное место в машиностроении США занимает авиаракетно-космическое машиностроение, военно-промышленная электроника, производство ЭВМ, энергетическое машиностроение, военное судостроение и др. Зарубежная Европа. На страны этого региона также приходится около 1/3 продукции мирового машиностроения. В европейском машиностроении лидирует Германия. На ее долю приходится 10% мирового производства отрасли. За Германией следуют Франция, Великобритания, Италия. В регионе представлены все виды машиностроительной продукции, но особенно развиты общее машиностроение (станкостроение, производство оборудования для металлургии, текстильной, бумажной, часовой и других отраслей), электротехника и электроника, транспортное машиностроение (автомобилестроение, авиастроение, судостроение). Крупнейшим в регионе экспортером продукции общего машиностроения является Германия. Восточная и Юго-Восточная Азия. Этот регион дает примерно 1/4 продукции мирового машиностроения. Основным стимулирующим фактором в развитии этой отрасли в странах региона является дешевизна рабочей силы. Лидер региона — Япония, вторая машиностроительная держава мира. Ее доля в мировой машиностроительной продукции, составляет 15%. Она выступает крупнейшим в мире экспортером микроэлектроники, робототехники, электротехники и других изделий, требующих высококвалифицированного труда. Другие страны региона — Китай, Южная Корея, Тайвань, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Индонезия — производят хотя и трудоемкую, но менее сложную продукцию (производство бытовых электроприборов, автомобилей, морских судов и пр.) и активно вывозят ее за рубеж. Содружество Независимых Государств. СНГ также является крупным регионом мирового машиностроения. Страны этого региона выпускают широкую номенклатуру машиностроительных изделий. Особенно большое развитие в странах СНГ получили отрасли ВПК, авиационной и ракетно-космической промышленности, бытовой электротехники, отдельные отрасли общего машиностроения (производство сельскохозяйственной техники, энергетического оборудования и др.). В то же время по ряду отраслей, особенно наукоемких, страны СНГ отстают от стран с развитой экономикой. Лидер СНГ — Россия, несмотря на огромные возможности развития машиностроения, научно-технический, интеллектуальный и ресурсный потенциал, емкий внутренний рынок, в международном разделении труда выделяется лишь производством вооружения и новейшей космической техники и вынуждена импортировать многие виды машин. За пределами главных машиностроительных районов мира находятся такие крупные по масштабам производства страны, как Индия, Бразилия, Аргентина. Их машиностроение в основном работает на внутренний рынок. Они экспортируют автомобили, морские суда, велосипеды, несложную бытовую технику (холодильники, стиральные машины, пылесосы и т.п.). Сравнение машиностроения в развитых и развивающихся странах дает в целом следующую картину. В развитых странах машиностроение отличают широкая номенклатура, высокое качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции, ее высокая экспортная ориентированность и большой удельный вес в общем экспорте. Например, в Японии доля продукции машиностроения в экспорте достигает 64%, в США и Германии - 48%, Швеции - 44%, Канаде - 42%, во Франции, Великобритании и Швейцарии — свыше 1/3. На развитые страны в целом приходится более 80% мирового экспорта машин и оборудования. В широкой номенклатуре машиностроительной продукции в развитых странах ключевая роль принадлежит авиаракетно-космической промышленности, микроэлектронике, робототехнике, атомно-энергетической технике, станко- и автомобилестроению. Как и в других отраслях, в машиностроении в последние годы развивается процесс интернационализации производства (в рамках ТНК, на основе межгосударственных и межфирменных соглашений), внедряются гибкие автоматизированные производства и системы автоматизированного проектирования. В отличие от машиностроения экономически развитых стран в развивающихся странах оно базируется на дешевизне местной рабочей силы, специализируясь, как правило, на выпуске массовых, трудоемких, но технически несложных и невысоких по качеству изделий. Среди предприятий здесь много сборочных заводов, получающих комплекты деталей машин из стран с развитой экономикой. Современными машиностроительными заводами располагают лишь немногие развивающиеся страны, в первую очередь новые индустриальные — Южная Корея, Сингапур, Тайвань, а также Бразилия, Аргентина, Мексика. Главными направлениями развития их машиностроения являются производство бытовой техники, автомобилестроение, судостроение.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |