Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Видимые параметры культуры




Культуры и культурное разнообразие

Слово «культура» часто используется в организационном поведении в связи с понятием корпоративной культуры, растущим интересом к разнообразию рабочей силы и значительными различиями между людьми в мире. Специалисты склонны согласиться с тем, что культура представляет собой приобретенный общепринятый для всех способ действовать в каком-то конкретном обществе. Однако программирование культуры принимает множество различных форм. Конечно, мы не рождаемся, обладая культурой; мы рождаемся в обществе, которое прививает нам культуру. И являясь общей для людей, она помогает определить границы между различными группами и влияет на то, как их члены относятся друг к другу.

Культура — это приобретенный общий способ мыслить и действовать группы людей или общества в целом.

К видимым параметрам культуры относятся те, которые сильнее всего бросаются в глаза людям, путешествующим за границей, например: язык, временная ориентация, использование пространства и религия.

Язык. Возможно, самым заметным аспектом культуры и, конечно, тем, что прежде всего замечает путешественник, является язык. В мире насчитываются тысячи языков. На некоторых, например мальтийском, говорит лишь горстка людей, тогда как на других, например английском, испанском и китайском, — миллионы. В некоторых странах, например во Франции и Малайзии, существует один официальный язык; в других, таких как Канада, Швейцария и Индия, существует несколько официальных языков, а в некоторых странах, например в США, вообще нет официального языка.

Центральное место языка в культуре отражено гипотезой Уорфа, согласно которой язык является главной детерминантой нашего мышления. Словарный состав и структура языка представляют собой зеркало истории общества, демонстрируя, как именно его члены относятся к окружающей среде. В арабском языке, например, существует множество различных слов для обозначения верблюда, частей его тела и упряжи. И естественно, не вызывает удивления то, что английский язык оказывается очень скудным в смысле описания этих животных. Тот факт, что множество людей говорят на одном и том же языке, например английском, отнюдь не означает, что все они принадлежат к одной и той же культуре. Некоторые одинаковые слова обладают разным значением в различных культурах и отдельных регионах.

Антрополог Эдвард Т. Холл выявил различия в том, как разные культуры используют язык. Носители низкоконтекстуальных культур недвусмысленно используют слова в устной и письменной речи. В этих культурах (например, в Австралии, Канаде и США) сообщение передается в основном с помощью использованных слов, а не посредством контекста, в котором они были употреблены. Напротив, люди, принадлежащие к высококонтекстуальным культурам, используют слова, которые передают лишь часть сообщения. Остальное подразумевается или интерпретируется на основании контекста, который включает в себя язык тел, физическую обстановку и прошлые взаимоотношения, — все это дополняет смысл сказанного. По мнению Э. Т. Холла, многие азиатские и ближневосточные культуры относятся к высококонтекстуальным, тогда как большинство западных культур являются низкоконтекстуальными.

В низкоконтекстуальных культурах сообщения выражаются главным образом посредством слов устной и письменной речи.

В высококонтекстуальных культурах слова передают лишь часть сообщения; об остальном необходимо догадываться исходя из языка тела и дополнительных контекстуальных ключей.

В полихронной культуре (polychronic culture) люди склонны делать несколько дел за единицу времени.

Временная ориентация. Э. Т. Холл для классификации культур использует также временную ориентацию. Люди, принадлежащие к полихронным культурам, придерживаются взгляда на время, как на «кольцо». Это означает, что время, имея цикличный характер и продвигаясь по кругу, предполагает «повторение». Согласно такой точке зрения, время не оказывает давления и не вынуждает немедленно совершить то или иное действие или поступок.

Носители полихронных культур стараются делать упор на настоящем моменте, часто производя несколько действий одновременно. Так, у важных лиц делового мира или правительства средиземноморских стран рядом с офисом может находиться большая приемная. Посетители, ожидая приема хозяина офиса, могут в то же время решать деловые вопросы и с другими находящимися здесь людьми.

Люди, принадлежащие к монохронным культурам, склонны рассматривать время как прямую линию. Исходя из такого линейного взгляда прошлое уходит навсегда; настоящее быстротечно; а перед нами только будущее. В монохронных культурах, точно измеряя время, создают давление, побуждающее к действию. Люди следуют расписаниям и предварительной записи, говорят об «экономии» и «трате» времени. Долгосрочные цели приобретают важность, а планирование представляет собой способ взять под контроль будущее. В отличие от описанного нами средиземноморского чиновника британский менеджер обычно предусмотрит в своем ежедневнике каждому деловому посетителю определенное количество времени, в течение которого ему полностью будет уделяться все внимание. Следующего посетителя (опять-таки согласно ежедневному расписанию) примут только после того, как уйдет первый.

Использование пространства. Проксемика, наука о том, как люди используют пространство, выявляет важные культурные различия. Можно представить себе личное пространство в виде пузыря, окружающего нас, и его предпочтительные размеры варьируют в различных культурах.

Когда окружающие внедряются в наше личное пространство или излишне приближаются к нему, мы начинаем испытывать дискомфорт. С другой стороны, если люди находятся на слишком большом расстоянии от нас, это затрудняет коммуникацию. Кросс-культурное непонимание вследствие различного отношения к личному пространству встречается достаточно часто.

В некоторых культурах, особенно полихронных, личное пространство организовано таким образом, чтобы можно было заниматься несколькими делами одновременно. Испанские и итальянские города располагаются вокруг центральных площадей, тогда как в американских городах имеется обычно традиционная «Главная улица», вытянутая в линию. Эти культурные влияния отражаются на планировке рабочего пространства. Американцам, явно предпочитающим индивидуальные офисы, может быть трудно приспособиться к японским рабочим, которые предпочитают «открытый пол».

Религия. Религия также является важным элементом культуры и может быть одним из самых заметных ее проявлений. Религия часто предписывает определенные ритуалы, праздничные дни, пищу, которую можно есть. Основы этических и моральных кодексов поведения часто коренятся в религиозных верованиях. Религия может оказывать существенное воздействие на экономические вопросы. На Ближнем Востоке существуют «исламские» беспроцентные банки, деятельность которых осуществляется согласно принципам, постулированным в Коране. В Малайзии деловые обеды начинаются после восьми вечера, чтобы гости-мусульмане могли сначала совершить вечернюю молитву.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.