Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнение двух средних

 

Для сравнения между собой средних арифметических значений (средних) двух нормально распределенных выборок с однородными дисперсиями можно использовать распределение Стьюдента. Сравнение средних – это довольно часто возникающая необходимость при арбитраже результатов измерений (например, при спорах о показателях продукции между производителем и потребителем) для подтверждения достоверности выводов об изменении свойств объекта.

Для статистической проверки равенства двух средних (например и из вышеприведенных выборок ai и bi) рассчитаем параметр t* по следующим формулам [4-6]:

; .

Затем по распределению Стьюдента [4] в зависимости от значений t* и степени свободы f* = n 1 + n 2 2 рассчитывают доверительную вероятность Р вывода о равенстве средних, либо для заданной вероятности определяют значение критерия Стьюдента (tТ). При использовании табличной формы распределения Стьюдента в качестве f используют степень свободы f*.

Если рассчитанное значение t* превосходит определенное tТ (t* > tТ), то с доверительной вероятностью можно считать средние различными. В противном случае (t* ≤ tТ) для заданной доверительной вероятности можно предположить, что средние равны.

Пример [5]. Два аналитика (А и В), проводя анализ сплава на содержание бериллия одинаковым методом, получили следующие результаты:

Аналитики Статистические параметры измерений
Число параллельных анализов, n Средний результат, , % Выборочное абсолютное стандартное отклонение единичных значений, Sх, %
А   7,44 0,11
В   7,32 0,13

Есть ли расхождение средних результатов у двух аналитиков для доверительной вероятности Р= 0,95?

Для ответа на этот вопрос выполним следующие процедуры. Из-за небольшого объема выборок na и nb не будем определять закон их распределения, а сделаем допущение, что они подчиняются нормальному закону распределения.

Для проверки однородности дисперсий в этих выборках определим следующие параметры:

; FТ(Р= 0,95; f1= 4; f 2 = 3 ) = 9,1.

Так как FР < FТ ( 1,4 < 9,1 ), то следует считать сравниваемые дисперсии однородными и поэтому можно рассчитать значение выборочного средневзвешенного абсолютного стандартного отклонения Sab:

.

Вычислим параметр t*:

Из табл. А.2 прил. А выбираем табличное значение квантиля распределения Стьюдента (tТ) для fab = na + nb – 2 = 7 и заданной вероятности Р = 0,95 (α = 0,05 ). Этот квантиль имеет значение tТ = 2,37. Так как t* < tТ ( 1,5 < 2,37 ), то средние результаты анализа сплава, полученные двумя аналитиками, следует считать одинаковыми.

В заключение данной темы еще раз отмечу, что большинство научных, технических, технологических, экологических и других проблем и задач невозможно решить без проведения эмпирических научных исследований, в том числе проведения измерений. Знания и практические навыки в области метрологии (наука об измерениях) определяют уровень профессиональной культуры специалиста с высшим образованием. Так как любые результаты измерений являются случайными величинами (из-за невозможности исключения ошибок измерения), то подход к ним должен основываться на методах математической статистики и теории вероятности.

Спецификой измерений в химии и химической технологии можно считать малое число, а иногда и отсутствие повторных (параллельных, кратных) измерений, что затрудняет точную оценку погрешностей, проведение анализа и выбор формы представления конечных результатов измерений.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Почему результаты количественных измерений относятся к случайным числам?

2. Как наиболее полно характеризовать результат измерения?

3. Какими методами можно уменьшить величины случайных и систематических ошибок?

4. Как доказать наличие грубых ошибок в результатах измерения?

5. Какова величина возможной предельной абсолютной систематической ошибки ваших часов?

6. Какова масса вашего тела?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Одинакового объема | Основные этапы прикладных научных исследований
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.