КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Досоветский периодИстория развития российского экологического права Еще в Древнем Египте миросозерцание населения основывалось на признании зависимости жизни людей от природы, ее ритмов. В надписях, сделанных на пирамидах и датированных почти XXI в. до н.э., говорится: «Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира». Правящие круги этой страны в течение тысячелетий вырабатывали нормы природопользования, первоначально на своего рода естественных моделях - священных животных, урочищах и т.д. [3] Совершенствование правовой охраны окружающей среды в нашей стране целесообразно осуществлять на основе учета и всестороннего изучения тенденций развития экологического права в целом, и экологического законодательства, в частности. Недооценка влияния указанных тенденций может привести к ложным выводам и принятию таких решений, которые противоречат логике развития социальных процессов, характеру взаимоотношений общества и природы, в течение более чем тысячелетия российской истории являвшихся одним из важнейших факторов политического, хозяйственного, социального развития страны [4]. Вопрос об истории развития нормативного регулирования охраны природы и природопользования в России целесообразно рассмотреть применительно к трем периодам: а) до 1917 г. (этап консервативной охраны), б) в советский период (природно-ресурсовый период) в) на современном этапе (экологический период). Как и в других древних или средневековых государствах, охрана природных ресурсов на начальном этапе и в значительной степени в последующем осуществлялась, прежде всего, через защиту прав собственности, экономических, военных и налоговых интересов государства. Так, в Русской Правде (1016 г.) предусматривалась охрана общинной собственности, объектом которой, к примеру, был лес, или собственности князя. В Русской Правде устанавливался штраф за кражу дров. Здесь же предусматривался штраф за уничтожение или повреждение борти, т.е. дупла, наполненного сотами с медом. В русском законодательстве средних веков предусматривался широкий набор санкций за нарушение правил, касающихся природных объектов: штраф, «бить батогами нещадно» (батог - палка, прут, трость), «бити кнутом без всякой пощады», отсечение левой кисти руки. Так, в соответствии с Соборным Уложением 1649 г. за лов рыбы в чужом пруду пойманный с поличным подвергался в первый раз битью батогами, во второй раз - кнутом, а в третий - отрезанию уха. Широко применялась смертная казнь (за порубку деревьев в заповедном засечном лесу, за лоб мелкой сельди и др.). В рассматриваемый период деятельность Российского государства в рассматриваемой нами области была направлена на охрану отдельных компонентов окружающей среды, природных объектов, являющихся объектами права общинной, а затем княжеской, частной собственности. Правовое регулирование природопользования на протяжении всего допетровского периода предопределялось преимущественно экономическими факторами. В XVII в. в России проявилась потребность в регулировании добычи объектов животного мира как мере по предотвращению их истощения. Было введено ограничение права собственности на природные объекты и право пользования ими в интересах государства, а позже и третьих лиц. Когда соболиный промысел становился хищническим и при добыче свыше трети осенней численности соболей прекращался их естественный рост, для регулирования соболиной охоты в Сибири были объявлены заповедными целые районы. В принятом в 1676 г. царском указе о порядке ловли рыбы в Плещееве озере предписывалось ловить только большую сельдь. За ловлю мелкой сельди «старосте и рыбным ловцам быть в смертной казни». Петром I были введены новые ограничения прав владельцев на леса, растущие на их землях. Он разрешил для государственных нужд рубить во всех лесах всякое дерево, не платя за то ничего владельцу леса. Некоторые особо ценные леса и деревья объявлялись заповедными, т.е. неприкосновенными, запретными. Однако уже со второй половины XVIII в. заметен процесс усиления защиты имущественных прав частных лиц. С 1762 г. права владельцев леса заметно расширились. В 1767 г. впервые была запрещена свободная бесплатная заготовка древесины во всех лесах. Екатерина II Указом от 2 сентября 1782 г. отменила прежние ограничения, предписав предоставить в полную собственность владельцев имений все леса, растущие на «дачах» помещиков, хотя они были до сего времени объявлены заповедными. Тогда же была разрушена государственная монополия права собственности на недра. Право собственности каждого имеющего землю распространялась и на недра «той земли», «сокровенные минералы» и «все делаемые из того металлы». В конце XIX - начале XX в. в уголовном законодательстве России был установлен ряд запретов в рассматриваемой области отношений. Ответственность за излишнее истребление диких животных и рыбы, самовольное создание рыбных заводов, незаконный улов, самовольную рубку деревьев в казенных и частных лесах, строительство признанных по закону вредными для чистоты воздуха или воды фабрик, мануфактур или заводов, сброс в водоемы ядовитых или сильнодействующих веществ с намерением лишить кого-либо жизни и др. предусматривалась в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных. В Уголовном уложении 1903 г. такого рода посягательства объединялись в специальную главу, был расширен их перечень; предусматривалась защита большего количества объектов, в том числе отдельных видов диких животных, молодняка птиц, мест их гнездования и др. Тогда же усиливается значение публично-правовых принципов воздействия на общественные отношения как реакция на угрозу загрязнения окружающей среды, утрату многих природных объектов. В области использования лесов, недр и других компонентов окружающей среды предусматривалось вмешательство государства в права частного собственника, запрещение бесконтрольного использования природных объектов. Согласно Лесному уставу (1913 г.), разрешалось вмешательство государства в права частного собственника, запрещение бесконтрольного использования леса, ограничивалось право на эксплуатацию лесов тех лесовладельцев, которые нарушали законодательство. В 1915-1916 гг. под руководством академика И.П. Бородина, пионера серьезной научной природоохранной деятельности в России, был разработан первый (неосуществленный) проект российского закона об охране природы. В начале XIX в. процесс кодификации российского законодательства затронул и отрасли права, регулирующие отношения по охране природы. В 1802 г. был утвержден Устав о лесах. С 1837 по 1861 гг. издается и вводится в действие несколько десятков нормативных правовых актов, регламентирующих разные стороны лесопользования, использования и охраны недр, других компонентов природной среды. Во второй половине XIX - начале XX вв. принимаются многочисленные законы об охране и использовании лесов (1883-1913 гг.), недр (1864-1893 гг.), земель (1893 г.), об охоте (1892 г.), заповедниках (1916 г.) и т.д. Таким образом, к окончанию пореформенного и предреволюционного периода сформировались основные отрасли российского права окружающей среды, их нормативно-правовая база. Наметилась тенденция кодификации природоохранительного законодательства. Среди всех организационных форм деятельности по реализации экологической функции дореволюционного Российского государства на протяжении всего времени существования особенно большое значение имела ее организационно-идеологическая форма. В глубокой древности отношения между человеком и окружающей природой регулировались естественными потребностями людей, их сообществ (племени, рода) и во многом определялись естественными циклами самой природы. Впоследствии, с возникновением права, осознание зависимости человека от природной среды, наделение ее божественными чертами, обожествление природных явлений, зверей, птиц нашли отражение в некоторых религиозно-правовых системах древности. Православная церковь, учитывая объективно выраженные интересы общества, в комплексе нравоучений и наставлений проводила идею бережного отношения к природе и рационального использования ее богатств. В период расцвета абсолютизма и кризиса самодержавия государство навязывало населению требования неукоснительного выполнения правил санитарии в населенных пунктах, противопожарной безопасности, неприкосновенности природных объектов, находившихся в государственной и частной собственности. В период конца Х1Х – начало ХХ в. законодатель преследовал две экологических цели: во-первых, установить запреты на отдельные виды природопользования (лесопользование, охоту и т. д.), и, во-вторых, изъять из хозяйственного использования отдельные природные территории с приданием им статуса особой охраны. Именно на этом этапе появляются первые природные заповедники - Баргузинский (1916) и Астраханский (1919).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |