Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Методы финансового инвестирования проектов: самофинансирование, акционирование




 

 

Наиболее привлекательный метод финансирования инвестиционных проектов – это самофинансирование, которое осуществляется исключительно за счет собственных внутренних средств предприятия, к которым относятся: чистая прибыль; амортизационные отчисления; страховые суммы возмещения убытков; иммобилизированные излишки основных и оборотных средств, нематериальных активов и т.п. Такой метод финансирования включает возможность предприятия не только возмещать затраты, но и осуществлять за счет полученной прибыли материальное стимулирование работающих, решать вопросы социального развития и осуществлять расширение производства и развитие предприятия.

В условиях самофинансирования хозяйствующий субъект имеет право самостоятельно решать, как распорядиться чистой прибылью, какие финансовые ресурсы формировать и как их использовать. Понятно, что предприятия могут принимать решения самостоятельно исключительно в рамках действующих законов Украины. Финансовая деятельность предприятий регламентируется государством налоговой, амортизационной, валютной, таможенной и другой политики.

Таким образом, хозяйствующий субъект при таком методе финансирования инвестиционных проектов несет реальную ответственность за результаты деятельности и своевременное выполнение своих обязательств перед поставщиками, потребителями, государством, банками. По своим обязательствам предприятие отвечает собственным имуществом и доходами. Собственные потери и убытки предприятие покрывает за счет финансовых резервов, системы страхования и за сет собственной прибыли.

Главным источником формирования инвестиционных ресурсов на предприятии является прибыль – конечный результат деятельности предприятия, представляющий собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции.

Согласно закону Украины «О налогообложении прибыли предприятий» прибылью считается сумма валовых доходов, то есть доходов от всех видов деятельности, уменьшенная на сумму валовых затрат предприятия и на стоимость износа (амортизации) основных средств и нематериальных активов.

Основой для формирования прибыли на предприятии являются доходы, под которыми понимаются увеличение экономических выгод в виде поступления активов или уменьшения обязательств, ведущих к росту собственного капитала.

Методологические основы формирования доходов на предприятии определены в Положении (стандарте) бухгалтерского учета 15 «Доход», согласно которому порядок определения доходов можно представить следующим образом (рис. 1).

 


Рисунок 1. Определение доходов на предприятии.

 

Доходами не признаются:

· Сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, других налогов и обязательных платежей, подлежащих перечислению в бюджет и внебюджетные фонды;

· Сумма поступлений по договору комиссии, агентским и другим аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и др.

 

Догово́р коми́ссии (лат. comissio) — договор, согласно которому одна его сторона — комиссионер — берёт на себя обязательство перед другой стороной — комитентом — за вознаграждение заключить с третьим лицом или лицами одну или несколько сделок в интересах и за счёт комитента, но от своего, комиссионера, имени.

 

· Сумма предварительной оплаты продукции (товаров, работ, услуг);

· Сумма аванса за счет оплаты продукции;

· Сумма задатка под залог или в погашение займа, если это предусмотрено соответствующим договором.

Доходы предприятия классифицируют по разным признакам.

С целью определения дохода и его суммы различают доход:

· От реализации товаров, продукции, других активов, приобретенных с целью перепродажи (кроме инвестиций в ценные бумаги);

· Предоставления услуг;

· Использования активов предприятия другими физическими и юридическими лицами, результатом чего является получение процентов, дивидендов и т.д.

В зависимости от вида деятельности различают доходы:

- От обычной деятельности;

- Чрезвычайной деятельности.

Кроме того, доходы могут возникать в результате операционной, финансовой и инвестиционной деятельности (рис.2).

 

Таким образом, действительным доходом на предприятии является чистый доход от реализации продукции (товаров, услуг, работ – ЧД), который рассчитывается путем вычитания из дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг – Д) налога на добавленную стоимость - НДС), акцизного сбора – АС, других сборов или налогов с оборота – ДСН и прочих отчислений –ДО с дохода, то есть:

 

ЧД = Д – НДС – АС – ДСН – ДО.

 

Прибыль – сумма, на которую доходы превышают связанные с ней затраты.

Чистая прибыль (убыток) формируется постепенно на протяжении финансово-хозяйственного года от всех видов обычной и чрезвычайной деятельности включает:

· Чистый доход (выручку) от реализации продукции (товаров, работ, услуг);

· Валовую прибыль (убыток);

· Финансовый результат от операционной деятельности;

Операционная деятельность – это основная деятельность, приносящая доход деятельности организации, и прочая деятельность, кроме инвестиционной и финансовой деятельности.

· Прибыль (убыток) от обычной деятельности;

· Прибыль от чрезвычайной деятельности.

Разница между чистым доходом и себестоимостью реализованной продукции (товаров, работ, услуг) называется валовой прибылью (убытком).

Финансовый результат от операционной деятельности определяется как алгебраическая сумма валовой прибыли (убытка), другого операционного дохода, административных затрат, затрат на сбыт и других операционных затрат.

Финансовый результат от обычной деятельности до налогообложения определяется как алгебраическая сумма прибыли (убытка) от операционной деятельности, финансовых и других доходов, финансовых и других затрат.

Разница между прибылью от обычной деятельности до налогообложения и суммой налога на прибыль представляет собой конечный финансовый результат от обычной деятельности.


 


 

 

Рисунок 2. Классификация доходов по видам деятельности.

 

 


Рисунок 3. Система формирования чистой прибыли.

 


Отдельно от финансовых результатов от обычной деятельности определяются невозмещенные убытки и прибыль от чрезвычайных событий (стихийного бедствия, пожара, техногенных аварий и т.п.)

Окончательный финансовый результат деятельности предприятия – чистая прибыль (убыток) – определяется как разница между различными видами доходов и затрат предприятия за отчетный период (рис.3).

Важным в процессе формирования источников финансирования инвестиционных проектов является порядок и распределение и направлений использования чистой прибыли, от которых зависит, какая часть прибыли пойдет на финансирование инвестиционных мероприятий (рис.4).

 

 

 


 

Рисунок 4. Схема распределения чистой прибыли.

 

Исходя из схемы понимаем, что предприятие имеет возможность использовать прибыль как источник финансирования инвестиционных проектов только в незначительных объемах и только ту ее часть, которая идет на формирование фонда развития производства (финансирование небольших инвестиционных мероприятий или высокорисковых инновационных проектов), и фонда социальной сферы (финансирование проектов, имеющих социальный характер – строительство санаториев, баз отдыха, детсадов и т.д.) Таким образом, принимая решение о необходимости использования прибыли как источника финансирования инвестиционных проектов, предприятие может всесторонне взвесить направления первоочередных инвестиционных вложений и состояние финансовых ресурсов, исходя из финансового положения предприятия, уровня его материально-технической базы, социального развития коллектива, возможностей прибыльного размещения средств на рынке ценных бумаг, в денежно-кредитной сфере и т.д.

Важным источником самофинансирования инвестиционных проектов является амортизация.

Амортизация основных фондов и нематериальных активов — это постепенное отнесение расходов на их приобретение, изготовление или улучшение, на уменьшение скорректированной прибыли налогоплательщика в пределах норм амортизационных отчислений.

Амортизации подлежат расходы на:

- приобретение основных фондов и нематериальных активов для собственного производственного использования, включая расходы на приобретение племенного скота и приобретение, закладку и выращивание многолетних насаждений до начала плодоношения;

- самостоятельное изготовление основных фондов для собственных производственных потребностей, включая расходы на выплату заработной платы работникам, которые были заняты на изготовлении таких основных фондов;

- проведение всех видов ремонта, реконструкции, модернизации и других видов улучшения основных фондов;

- капитальные улучшения земли, не связанные со строительством, а именно: ирригация, осушение, обогащение и другие подобные капитальные улучшения земли.

 

Не подлежат амортизации и полностью относятся к составу валовых расходов:

- приобретение и откорм продуктивного скота;

- выращивание многолетних плодоносящих насаждений;

- приобретение основных фондов или нематериальных активов в целях их дальнейшей продажи другим лицам или их использования как комплектующих (составных частей) других основных фондов, предназначенных для дальнейшей продажи другим лицам;

- содержание основных фондов, находящихся на консервации.

 

Не подлежат амортизации и осуществляются за счет соответствующих источников финансирования:

- расходы бюджетов на строительство и содержание сооружений благоустройства и жилых домов, приобретение и сохранение библиотечных и архивных фондов;

- расходы бюджетов на строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования;

- расходы на приобретение и сохранение Национального архивного фонда Украины, а также библиотечного фонда, который формируется и содержится за счет бюджетов, библиотечных и архивных фондов;

- расходы на приобретение, ремонт, реконструкцию, модернизацию или другие улучшения непроизводственных фондов.

 

Под термином "непроизводственные фонды" следует понимать капитальные активы, не используемые в хозяйственной деятельности налогоплательщика. К таким непроизводственным фондам относятся:

- капитальные активы (или их структурные компоненты), подпадающие подопределение группы 1 основных фондов, включая арендованные;

- капитальные активы, подпадающие под определение групп 2, 3 и 4 основных фондов, которые являются неотъемлемой частью, размещены или используются для обеспечения деятельности непроизводственных фондов, подпадающих под определение группы 1 основных фондов или изъятых с места ведения хозяйственной деятельности налогоплательщика и переданных в безвозмездное пользование лицам, которые не являются плательщиками этого налога.

 

Основные фонды подлежат распределению по следующим группам:

 

группа 1 — здания, сооружения, их структурные компоненты и передаточные устройства, в том числе жилые дома и их части (квартиры и места общего пользования);

группа 2 — автомобильный транспорт и узлы (запасные части) к нему, мебель, бытовые электронные, оптические, электромеханические приборы и инструменты, включая электронно-вычислительные машины, другие машины для автоматической обработки информации, информационные системы, телефоны, микрофоны и рации, другое конторское (офисное) оснащение, оборудование и принадлежность к ним;

группа 3 — любые другие основные фонды, не включенные к группам 1 и 2.

 

В соответствии с Законом Украины от 24.12.02 г. № 349-IV, который вступил в силу с 2004 года:

 

группа 1 - здания, сооружения, их структурные компоненты и передаточные устройства, в том числе жилые дома и их части (квартиры и места общего пользования), стоимость капитального улучшения земли;

группа 2 - автомобильный транспорт и узлы (запасные части) к нему, мебель, бытовые электронные, оптические, электромеханические приборы и инструменты, другое конторское (офисное) оборудование, оборудование и приспособления к ним;

группа 3 - любые другие основные фонды, не включенные в группы 1, 2 и 4;

группа 4 - электронно-вычислительные машины, другие машины для автоматической обработки информации, их программное обеспечение, связанные с ними средства считывания или печати информации, другие информационные системы, телефоны (в том числе сотовые), микрофоны и рации, стоимость которых превышает стоимость малоценных товаров (предметов).

Порядок определения и начисления сумм амортизационных отчислений

 

Балансовая стоимость группы основных фондов (отдельного объекта основных фондов группы 1) на начало расчетного квартала определяется по формуле:

 

Б(а) = Б(а-1) + П(а-1) - В(а-1) - А(а-1), (1.1)

 

где Б(а) - балансовая стоимость группы (отдельного объекта основных фондов группы 1) на начало расчетного квартала;

Б(а-1) - балансовая стоимость группы (отдельного объекта основных фондов группы 1) на начало квартала, предшествовавшего расчетному;

П(а-1) - сумма расходов, понесенных на приобретение основных фондов, осуществление капитального ремонта, реконструкций, модернизаций и других улучшений основных фондов, подлежащих амортизации, в течение квартала, предшествовавшего расчетному;

В(а-1) - сумма выведенных из эксплуатации основных фондов (отдельного объекта основных фондов группы 1) в течение квартала, предшествовавшего расчетному;

А(а-1) - сумма амортизационных отчислений, начисленных в квартале, предшествовавшем расчетному.

Экономическая роль амортизации заключается в фактическом возмещении действующих основных фондов, кроме того, соответствующие амортизационные отчисления отражают реальное обесценивание основного капитала в процессе производства и предоставления услуг и относятся на затраты деятельности хозяйствующих субъектов. Налоговая роль амортизации - в финансовом возмещении основного капитала за счет уменьшения облагаемой налогом прибыли на сумму амортизационных отчислений (налоговая амортизация) и получения налоговой скидки.

Важным в процессе начисления амортизационных отчислений является определение метода начисления амортизации. В таблице представлены методы, применяемые в Украине.

 

Таблица 1.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.