КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие экономического регулирования в области охраны окружающей среды
Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды -это совокупность способов воздействия со стороны государства на поведение субъектов экологических правоотношений для формирования у них экономической заинтересованности в соблюдении экологических правил и норм в ходе осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях достижения разумного баланса экологических и экономических интересов общества. Возникновение экономического механизма охраны окружающей среды связано с Постановлением Правительства СССР от 7 января 1988 г. «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». Впоследствии заложенные в нем конструкции Экономического воздействия на приро-допользователей были расширены и дополнены в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. и других законах и подзаконных актах. Основная черта правового регулирования экологических отношений на современном этапе выражается в сочетании административно-правовых средств воздействия с экономическим стимулированием в охране ОС. Способы экономического регулирования экологических отношений в зависимости от характера их воздействия на субъектов хозяйственной деятельности (ст. 14-18 ФЗ «Об охране окружающей среды») включают в себя (санкции, стимулы и гарантии): Во-первых, экономические санкции - меры по принудительному взиманию с природопользователей платы за причинение негативного воздействия на окружающую среду. Во-вторых, экономические стимулы - предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ. Сохранение жизнеспособности и разнообразия экосистем, предотвращение невозобновляемых ресурсов невозможно без заинтересованности общества в сохранении среды обитания. Использование экономических стимулов способствует повышению качества жизни, изменению сознания человека и стереотипов его поведения. Применение методов экономического стимулирования имеет большое значение для разработки способов интеграции социально-экономического развития и охраны окружающей среды. Адекватное стимулирование и финансирование охраны окружающей среды - важнейшее условие решения экологических задач. Охрана природы - финансовоемкое направление деятельности. Так, стоимость очистных сооружений на предприятии составляет иногда до 40% стоимости самого предприятия. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды по остаточному принципу в России - одна из причин того, что природа в нашей стране находится в критическом состоянии. Стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей природной среды осуществляется путем: - установления налоговых и иных льгот. Они предоставляются предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, в случае внедрения ими безотходных технологий и производств, при использовании вторичных ресурсов, осуществлении деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект; - освобождения от налогообложения экологических фондов; - передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ; - установления повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов; - применения поощрительных цен на экологически чистую продукцию; - введения специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий; - применения льготного кредитования предприятий, успешно реализующих мероприятия по охране окружающей природной среды. Данный примерный перечень способов экономического стимулирования охраны окружающей природной среды может быть дополнен и расширен с учетом особенностей субъектов, характера природопользования. В-третьих, экономические гарантии - система условий реализации и средств защиты права каждого на благоприятную окружающую среду, включая финансирование природоохранной деятельности из бюджетов всех уровней, разработку государственных прогнозов социально-экономического развития и экологических программ, экологическое страхование и аудирование, учет экологических факторов при приватизации государственных и муниципальных предприятий, поддержку предпринимательской, инновационной и иной деятельности, направленной на охрану окружающей среды, и т. д. Федеральной целевой программой «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 гг.)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 860, общим недостатком функционирования природно-ресурсного комплекса России на сегодняшний день признано несовершенство экономических механизмов и законодательной базы, регулирующих его использование. Поэтому формирование правового режима эксплуатации основных видов первичных природных ресурсов (минеральных, земельных, лесных, водных и т.д.) и финансового регулирования охраны окружающей среды будет способствовать реализации государственной стратегии устойчивого развития. Концепция устойчивого развития строится на принципе экологизации хозяйственной деятельности, что предполагает возможность сохранения природоресурсного потенциала в целях удовлетворения общественных потребностей. Основным элементом финансового механизма реализации этого принципа должна стать платность природопользования и возмещение ущерба населению и окружающей среде. Существует ряд причин, по которым экономическое регулирование в области охраны окружающей среды и ранее, и в настоящий момент не заняло достойного места в механизме охраны окружающей среды. К их числу следует отнести затяжной экономический кризис, непоследовательность в экономических реформах (в том числе налоговой), что не приводит к появлению реальной экономической заинтересованности у тех субъектов, которым адресованы такие нормы. Кроме того, следует отметить чересчур схематичный характер правового обеспечения экономических инструментов, наличие большого количества отсылочных норм (этот недостаток проявляется и во всех иных эколого-правовых институтах).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 971; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |