Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура пассажирского хозяйства в 2008 году




Как известно, в рамках реформирования пассажирских перевозок в 2004-2006 годы в структуре АО «Пассажирские перевозки» были образованы самостоятельные юридические лица – ТОО «Компания «Жолаушылартранс» - по перевозке пассажиров и АО «Багажные перевозки» - по перевозке багажа и грузобагажа. При этом главными целями создания данных дочерних организаций были определены:

· введение конкурентной среды в пассажирских перевозках за счет формирования самостоятельного перевозчика с его дальнейшим выведением в частный сектор;

· повышение эффективности и качества багажных перевозок за счет их выделения в самостоятельный вид деятельности.

Однако опыт функционирования и финансовое положение указанных предприятий показали полную несостоятельность поставленных целей.

Так, за период своей работы с 2004 по 2008 годы у ТОО «Компания «Жолаушылартранс» и АО «Багажные перевозки» сложились убытки в сумме 8,9 и 3,8 млрд. тенге соответственно. По состоянию на 1 января текущего года размер собственного капитала данных компаний является отрицательным, и составил соответственно минус 8,4 и 3,6 млрд. тенге, что не позволило им выполнять свои финансовые обязательства и полностью отвечало признакам банкротства.

Необходимо отметить, что вследствие убыточности ТОО «Компания «Жолаушылартранс», задача по его реализации в частную собственность так и осталась невыполненной.

Более того, дублирование Товариществом функций АО «Пассажирские перевозки» не только создало дополнительные издержки по содержанию административного персонала, но и нарушило единую вертикаль управления в кадровой, производственно-технической и экономической политике, и прежде всего, не улучшило качество оказываемых услуг для пассажиров.

Вместе с тем, как показала практика работы АО «Багажные перевозки», перевозка багажа функционально и технологически не может являться самостоятельной услугой и должна осуществляться в комплексе с услугой по перевозке пассажиров. При этом выделение багажных перевозок в самостоятельную деятельность резко увеличило издержки АО «Багажные перевозки», что не позволило достичь положительных результатов.

Таким образом, накопившиеся годами проблемы организации пассажирских и багажных перевозок потребовали проведения безотлагательных структурных преобразований группы компаний АО «Пассажирские перевозки».

С учетом изложенного, в целях улучшения качества обслуживания пассажиров, оптимизации структуры группы компаний АО «Пассажирские перевозки», а также повышения ее финансовой устойчивости, при поддержке Акционерного общества «Фонд национального благосостояния» и Акционерного общества «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» (АО «НК «ҚТЖ») согласно решению Совета директоров АО «НК «ҚТЖ» от 24 декабря 2008 года проведена реорганизация АО «Пассажирские перевозки» путем присоединения к нему зависимых дочерних организаций – ТОО «Компания «Жолаушылартранс» и АО «Багажные перевозки».

Наряду с вышеизложенным, нельзя не отметить, необходимость дальнейшей оптимизации структуры группы компаний АО «Пассажирские перевозки».

На сегодняшний день структура группы компаний АО «Пассажирские перевозки» является неоптимальной и требует проведения структурных изменений.

Как известно, в рамках реализации Программы реструктуризации железнодорожного транспорта Республики Казахстан на 2004-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства от 06 февраля 2004 года №145, на базе всех пассажирских вагонов, кроме задействованных в международных перевозках и приобретенных за счет привлеченных кредитных средств, в 2004 году было создано Акционерное общество «Пассажирская лизинговая вагонная компания» (АО «ПЛВК») со 100 % участием АО «Пассажирские перевозки».

Основной целью создания АО «ПЛВК» предполагалось развитие конкурентной среды в пассажирских перевозках за счет обеспечения равного доступа перевозчиков к парку подвижного состава. При этом основными задачами перед АО «ПЛВК» ставились выполнение функций по обновлению парка вагонов, предоставлению их перевозчикам в аренду и лизинг.

Для обеспечения равного доступа и решения вопросов обновления подвижного состава предусматривалась передача 100 % пакета акций АО «ПЛВК» в государственную собственность с передачей прав владения и пользования пакетом акций Министерству транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (МТК).

Однако как показала практика, в условиях отсутствия источников финансирования обновления подвижного состава, а также незавершенности мероприятий по передаче АО «ПЛВК» в ведение МТК, задачи, поставленные перед предприятием, остались так и не реализованными.

В настоящее время согласно Плану комплексных мер развития железнодорожной отрасли Республики Казахстан на 2008-2010 годы, утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 04 апреля 2008 года №321, предусматривается передача пакета акций АО «ПЛВК» в собственность Акционерного общества «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук».

Необходимо отметить, что создание АО «ПЛВК» не решило проблему обновления подвижного состава. В условиях недостаточности государственного субсидирования убытков пассажирских перевозок, а также отсутствия целевого финансирования приобретения пассажирских вагонов из государственного бюджета, АО «ПЛВК» оказалось не в состоянии самостоятельно решать вопрос обновления подвижного состава.

Кроме того, предоставление перевозчикам доступа к недостаточному парку пассажирских вагонов АО «ПЛВК» не стимулирует частных перевозчиков к вложению инвестиций в приобретение пассажирских вагонов, что из года в год лишь усугубляет проблему износа и дефицита подвижного состава, при этом не обеспечивает собственные потребности АО «Пассажирские перевозки» как материнской компании.

Вместе с тем, функционирование АО «ПЛВК» усложняет технологию взаимодействия АО «Пассажирские перевозки», которое арендует более 80 % подвижного состава АО «ПЛВК», с предприятиями, осуществляющими техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, что негативно сказывается на качестве его содержания и эксплуатации.

Более того, главным аргументом неэффективной деятельности АО «ПЛВК» являются дополнительные издержки (более 300 млн. тенге в год), образующиеся за счет содержания административно-управленческого и производственного персонала АО «ПЛВК», дублирующего функции АО «Пассажирские перевозки». Численность указанного персонала составляет порядка 200 единиц или 45 % от общего штата работников АО «ПЛВК», из которых 82 единицы относятся к административно-управленческому персоналу.

Тем самым, дополнительные издержки на организацию деятельности АО «ПЛВК» увеличивают себестоимость пассажирских перевозок, что в конечном итоге отражается на ухудшении финансового результата группы компаний АО «Пассажирские перевозки».

Таким образом, в настоящее время деятельность АО «ПЛВК» как самостоятельного предприятия с функциональной и финансово-экономической стороны является нецелесообразной.

На основании вышеизложенного, с учетом проводимых мероприятий по оптимизации структуры группы компаний АО «НК «ҚТЖ», а также в целях сокращения убыточности АО «Пассажирские перевозки», Обществом при поддержке АО «НК «ҚТЖ» внесено предложение о реорганизации АО «Пассажирские перевозки» путем присоединения к нему АО «ПЛВК», с последующим внесением соответствующих изменений и дополнений в План.

Вместе с тем, в целях дальнейшей оптимизации предприятий пассажирского хозяйства, входящих в структуру АО «НК «ҚТЖ», а также упорядочения технологических процессов по организации пассажирских перевозок, нами прорабатывается вопрос по реорганизации дочерней зависимой организации АО «Пассажирские перевозки» - Акционерного общества «Вагонсервис» путем распределения его функций и активов, связанных с ремонтом, техническим обслуживанием и подготовкой пассажирских поездов в рейс, между АО «НК «ҚТЖ» и АО «Пассажирские перевозки».

В частности, функции и имущество АО «Вагонсервис», связанные с техническим обслуживанием и подготовкой пассажирских поездов в рейс, предполагается передать в ведение АО «Пассажирские перевозки», что позволит ему самостоятельно осуществлять полный производственный цикл по организации перевозочного процесса.

Реализация данного мероприятия позволит полностью высвободить административно-управленческий персонал Акционерного общества «Вагонсервис» без увеличения административного персонала в АО «Пассажирские перевозки», что заметно уменьшит себестоимость пассажирских перевозок и сократит убыточность АО «Пассажирские перевозки».

 

Вопросы для закрепления теоретического материала:

1. Назовите основные преимущества железнодорожного пассажирского транспорта, определяющие его значение в транспортной системе. Приведите недостатки и преимущества других видов пассажирского транспорта.

2. Опишите основную деятельность АО «Пассажирские перевозки».

 

Список литературы:

1. Под редакцией В.А. Кудрявцева. Организация железнодорожных пассажирских перевозок. Москва. Издательский центр «Академия», 2004 г., 256 с.;

2. Под редакцией Г.В. Фомина. Пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте. Москва. Транспорт, 1990 г., 224 с.;

3. М.З. Соловейчик, Т.И. Сотников. Организация пассажирских перевозок. Москва. Транспорт, 1983 г., 239 с.;

4. Л.В. Вахитова. Управление пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте. Алматы. КазАТК, 2009 г., 96 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.