КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правила Тринга и Лейтуэйта (Англия)
Вопросы и советы Д.Пойа
Понимание задачи 1. Нужно ясно понять постановку задачи 2. Что неизвестно, что дано, в чем состоит условие, возможно ли его удовлетворить? 3. Достаточно или нет это условие для определения неизвестного? 4. Не чрезмерно ли оно, не противоречиво ли? 5. Сделайте чертеж, введите подходящие обозначения, разделите условие на части и постарайтесь записать их. Составление плана решения 1. Нужно найти связь между данными и неизвестными. Если не удастся сразу обнаружить эту связь, возможно будет полезным рассмотреть вспомогательные задачи. В конечном течете необходимо прийти к следующему плану решения. 2. Не встречалась ли раньше эта задача, хотя бы в несколько иной форме? 3. Известна ли какая-нибудь родственная задача? 4. Не знаете ли вы теорему, которая могла бы оказаться полезной? 5. Рассмотрите неизвестное и постарайтесь вспомнить знакомую задачу с тем же или подобным неизвестным. Если есть задача, родственная данной и уже решенная, нельзя ли ею воспользоваться, применить ее результаты? 6. Имеет ли смысл ввести какой-либо вспомогательный элемент, чтобы стало возможным воспользоваться прежней задачей? 7. Нельзя ли ее иначе сформулировать? 8. Вернитесь к определениям. Если не удастся решить данную задачу, попытайтесь сначала решить сходную. 9. Можно ли придумать более доступную сходную задачу, более общую и более частную или же аналогичную задачу? 10. Постарайтесь решить часть задачи. Сохраните только часть условия, отбросив остальное. Насколько определенным окажется тогда неизвестное, как оно может меняться? 11. Нельзя ли изменить неизвестное или данное так, чтобы новые неизвестное и данное оказались ближе друг к другу? 12. Все ли данные и все ли условия использованы? 13. Приняты ли во внимание все существенные понятия, содержащиеся в задаче? Осуществление плана Осуществляя план решения, контролируйте каждый свой шаг. Ясно ли, что предпринятый — правильный? Сумеете ли вы доказать, что он правилен? Взгляд назад Нельзя ли проверить результат и ход решения?
1. Четко сформулировать задачу. 2. Видеть некую человеческую потребность и попытаться найти лучший способ удовлетворить ее. 3. Если задача имеет два и более различных решения, каждое из которых обладает достоинствами и недостатками, необходимо провести анализ каждого решения и выяснить, нельзя ли сделать усовершенствования, улучшающие технические и экономические показатели этих решений применительно к поставленной задаче. 4. Когда задача выбрана, следует определить главную и дополнительную цель изобретения, а также ограничения, накладываемые на решение задачи. 5. Создать при решении задачи эмоциональный заряд. Весьма полезно для этого установить жесткие сроки, применить метод «высиживания», систематической работы над изобретением, использовать мозговой штурм группы людей. 6. После того как найдена стоящая идея, необходимо воспользоваться методом последовательных приближений. Не следует при этом конкретизировать идею больше, чем это нужно для перехода к следующему этапу работы. Важно всегда оставлять для себя как можно более широкий выбор. 7. Для проверки идеи рекомендуется перечень контрольных вопросов: 1) Не противоречит ли идея законам техники? 2) Разработано ли найденное техническое решение? 3) Отвечает ли идея планируемым параметрам? 4) Будет ли найденное решение надежным и простым в эксплуатации? 5) Можно ли осуществить изобретение на базе известных материалов с применением существующих технологий? 6) Возможно ли управлять им и регулировать его при необходимости? 7) Будет ли изобретение дешевым? 8) Какова будет стоимость его эксплуатации и обслуживания? 9) Каков будет срок службы? 10) Как часто возможны поломки и будут ли они иметь катастрофические последствия? 11) Не торопитесь отвечать отрицательно на вопросы, постарайтесь доказать, что невозможное возможно!
2.2. Метод фокальных объектов (МФО). Метод основан на перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса. В первоначальном виде метод возник в 1926 году, затем в 50-е годы был усовершенствован Чарльзом Вайтингом. Применяется МФО в следующем пошаговом порядке: 1. Выбор фокального (совершенствуемого) объекта (допустим, надо усовершенствовать часы, т.е. наш объект — часы). 2. Выбор 3—4 случайных объектов (выбираются наугад из словаря, каталога, журнала и т.п.: «кино», «змея», «плюс»). 3. Составление списков признаков случайных объектов (кино: широкоэкранное, звуковое, цветное и т.д.). 4. Генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов (широкоэкранные часы, звуковые часы, цветные часы, объемные часы и т.д.). 5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций (широкоэкранные часы — вместо просто узкого циферблата может быть узкий циферблат, иногда растягивающийся в широкий и т.д.). 6. Оценка полученных идей, отбор полученных решений. Целесообразно поручить оценку эксперту, а затем вместе с ним отобрать полезные решения. МФО дает хорошие результаты при поиске новых модификаций уже известных способов и устройств. МФО может быть использован для тренировки воображения, разработки оригинальных товаров народного потребления и др.
2.3. Метод гирлянд случайных ассоциаций. Метод предложен советским исследователем Г.А.Бушем. Его цель обеспечить поиск решения изобретательских задач при дефиците информации, т.е. при невозможности использования логических средств. В этом случае одним из средств решения служит использование цепочек (гирлянд) ассоциаций и метафор, что позволяет совершить переход в новую область знаний, интерпретировать по-новому ранее разработанные идеи. Таким образом, в качестве своеобразного информационного фонда выступает ассоциативная память разработчика. Основными этапами метода (упрощенная модификация метода) при совершенствовании заданного объекта являются следующие. 1. Определение синонимов объекта — гирлянда синонимов (ГС). 2. Произвольный выбор случайных объектов (ГСО). 3. Составление комбинаций из элементов (ГС и ГСО). 4. Составление перечня признаков случайных объектов (ПСО). 5. Генерирование новых идей путем присоединения к элементам ГС ПСО. 6. Генерирование гирлянд ассоциаций ГА поочередно из ПСО. 7. Генерирование новых идей путем присоединения к элементам ГС элементов ГА. 8. Оценка и выбор рациональных вариантов идей. Отбор оптимального варианта. 2.4. Метод конструирования Коллера. Метод появился в начале 70-х годов; автор — Р.Коллер. В основе метода лежит функциональный анализ, который предполагает прежде всего полное абстрагирование от реальной конструкции анализируемого изделия и концентрации внимания на функции, которую это изделие должно выполнять. Все технические системы Р.Коллер разделил на три класса: 1) машины, осуществляющие преобразование энергии; 2) аппараты, осуществляющие преобразование веществ; 3) приборы, осуществляющие преобразование информации. Работа по методу Коллера ведется в три основных этапа: 1) анализ функций технических систем и их элементов; 2) создание систематизированного фонда физических данных; 3) четкое (алгоритмоподобное) описание процесса поиска конструируемых устройств. Коллер считает, что набор основных операций включает в себя 12 пар прямых и обратных преобразований: 1) излучение — поглощение; 2) проводимость — изолирование; 3) сбор — рассеивание; 4) проведение — непроведение; 5) преобразование — обратное образование; 6) увеличение — уменьшение; 7) изменение — обратное изменение направления направления; 8) выравнивание — колебание; 9) связь — прерывание; 10) объединение — разъединение; 11) соединение — разделение; 12) накопление — выдача.
2.5. Метод мозгового штурма. Метод мозгового штурма один из наиболее применяемых при коллективном поиске решений. Его создал в 30-е годы американский исследователь А.Осборн. Основная цель метода — найти как можно больше различных направлений решения поставленной проблемы. Метод мозгового штурма применяется при поиске решений в недостаточно исследованной области, выявлении новых направлений решения проблемы, а также при выявлении недостатков существующего изделия. При проведении мозгового штурма можно выделить следующие этапы: подготовительный; этап генерации идей; этап анализа и оценки идей. Суть подготовительного этапа заключается в следующем. Подбирается ведущий мозгового штурма. Ведущий - это человек, отвечающий за организацию и процедурную часть работы. Под руководством ведущего на подготовительном этапе формулируют задачу, подбирают участников поисковой группы, - генераторов и аналитиков. Формулировка задачи (проблемы) осуществляется следующим образом: - задачу формулируют в том виде, как она дана; - в виде проблемы-аналога (например, из другой области техники); - в обобщенном виде; - на уровне физических взаимодействий элементов системы; - обратное формулирование проблемы. Необходимо помнить, что любая проблема может быть сформулирована с разной степенью обобщенности. Выбор конкретной формулировки задачи зависит от психологических особенностей генераторов идей, их профессиональной подготовки, степени проработанности проблемы до начала проведения мозгового штурма. 2.5.1.Основные задачи и особенности работы ведущего в процессе проведения мозгового штурма. Ведущий должен знать и уметь выполнять следующие функции: - принимать решение об использовании мозгового штурма для решения возникшей задачи; - осуществлять подбор людей в группы генераторов и аналитиков; - обучать участников мозгового штурма необходимым приемам и правилам; - правильно формулировать проблему; - уметь систематизировать и проводить анализ идей. В группу генераторов должны входить люди с богатым творческим воображением, обладающие яркой фантазией, способные быстро подхватывать чужие идеи и развивать их. Генераторам присущ оптимизм, вера в то, что лучшая идея еще впереди. В группу аналитиков должны входить люди, имеющие большой запас знаний по исследуемому вопросу, то есть специалисты, способные оценить идеи, выдвинутые на этапе генерации. Важнейшим правилом проведения мозгового штурма является запрет критики на этапе генерации. Критика не допускается ни в какой форме. При этом необходимо помнить, что идеи подаются без какого-либо обоснования и доказательства. Выдвигать можно любые идеи — сказочные, фантастические, шутливые. Однако это не должно вылиться в упражнения по выдвижению нелепостей. Группа генераторов должна работать целенаправленно и стремиться к отысканию новых творческих идей. Этап генерации идей. Под руководством ведущего проводится сессия выдвижения идей. Основной целью ведущего на этом этапе является получение как можно большего количества идей, направленных на решение поставленной проблемы или способствующих ее решению. При этом идеи выдвигают генераторы, а ведущий только стимулирует выдвижение. Процесс генерирования идей проходит скоротечно, в течение 20...30 минут. В это время ведущий должен обеспечить психологическую поддержку участников мозгового штурма и строгое соблюдение правил — запрет критики и запрет обоснования идей. Общей целью ведущего является создание психологического микроклимата в группе, который бы способствовал максимальной творческой раскованности, душевному подъему, концентрации мысли на решаемой проблеме-. Ведущему необходимо обеспечивать активную работу подсознания генератора. Психологическая поддержка может осуществляться путем подачи одобрительных реплик, положительной оценки выдвинутой идеи, просьбы развить идею до логического конца. Ведущий должен регулировать ход высказываний. Если идей не очень много, то он должен дать возможность высказаться каждому. В случае необходимости ведущий может расширять или сужать поле поиска, а также детально развивать новое направление решения проблемы. В слабо генерирующих группах ведущий должен выполнять роль стимулятора, используя различные методы активизации творческого мышления. Например: представим, что объект бесконечно большой или бесконечно маленький, бесконечно дорогой, очень дешевый или, например, эластичный, твердый, сыпучий и т.д. В нормально работающей группе ведущий выполняет, как правило, экспертные, аналитические функции, сворачивая информацию, выдаваемую генераторами, и показывая, какие направления в решении задачи можно получить. Все идеи фиксируются. Этап анализа идей. На этом этапе при анализе идей должно также проходить выдвижение идей, которые являются либо продолжением выдвинутых, либо могут быть преобразованы в практически применимые. Но при этом как выдвинутые на этапе генерации, так и на этапе анализа идеи анализируются, обосновываются и логически осмысливаются. Основными приемами, используемыми при обработке идей, являются обобщение и конкретизация. Обобщение применяют для освобождения от внешних эмоциональных моментов, для выявления принципа заложенного в идее. После чего идея конкретизируется. Этап анализа занимает от одного до нескольких дней. При этом квалифицированные специалисты работают следующим образом: - уясняют идею в виде, сформулированном на этапе генерации; - выявляют принцип, на котором базируется идея; - оценивают перспективность принципа; - наполняют принцип конкретным содержанием; - развивают полученную идею.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |