Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система досуга и рекреации за рубежом

Под воздействием индустриальной революции на Западе процесс социально-экономической жизнедеятельности людей существенно изменился. Одним из значительных достижений культуры зарубежных стран является наличие эффективно функционирующей сферы досуга и рекреации. Рекреационная сфера представляет собой совокупность природных, материально-технических и финансово-организационных средств, направленных на обеспечение рекреационного обслуживания населения в соответствии с индивидуальными и общественными потребностями в области досугово - рекреационной деятельности. В состав данной сферы, таким образом, включаются: территориальные природные ресурсы, финансовые средства, материально-техническая база, система организации и управления данной сферой, а также система образования специалистов - рекреаторов.

Основными структурно-функциональными компонентами рекреационной сферы являются: государственный, общественно-добровольный (некоммерческий) и коммерческий секторы рекреационного обслуживания населения. Деятельность каждого из секторов обладает ярко выраженной спецификой, но именно гибкое сочетание различных направлений деятельности, реализуемых широкой сетью рекреационно - досуговых организаций и учреждений различных форм собственности, обусловливает всеобъемлющий характер данной деятельности и ее доступность каждому гражданину. Разветвленная система рекреационного обслуживания населения является общественным достоянием.

Основы рекреационного законодательства формируются в высших законодательных инстанциях западных стран, а реализация государственной политики в области рекреации является прерогативой федеральных правительств, т.е. государственного сектора. Ключевым моментом их деятельности является разработка общенационального плана развития рекреации, который предусматривает координацию деятельности всех исполнительных органов по осуществлению государственной политики в данной сфере. Для изучения национальной политики в целях ее корректировки важное значение имеет создание (на основе необходимости) специальных федеральных комиссий. Результатом деятельности таких комиссий является выработка рекомендаций по совершенствованию сферы рекреационного обслуживания, что, как правило, является руководством для практических действий федеральных правительств в данном направлении.

Непосредственное рекреационное обслуживание населения в рамках государственного сектора осуществляется специальными агентствами, основной целью деятельности которых являются разработка и реализация соответствующих программ. Рекреационные агентства государственного сектора в соответствии с административно-территориальным делением подразделяются следующим образом; агентства федерального уровня, агентства штабов или провинций и агентства местного уровня (муниципалитетов).

Федеральные рекреационные агентства созданы на базе целого ряда правительственных департаментов и их основной функцией является решение проблем рекреационного обслуживания населения на общегосударственном уровне.

США и Канада, например, располагают гигантскими и уникальными природными ресурсами. Большая часть этих природных земельно-водных пространств находится в ведении агентств федерального уровня, обязанностью которых является обеспечение рекреационных услуг для населения своих стран. Такие агентства реализуют широкие программы по обслуживанию граждан средствами загородной рекреации. Цель загородной рекреации - обеспечение разнообразных и полномасштабных возможностей для отдыха населения на открытом воздухе. Владея огромными территориальными пространствами, США и Канада имеют относительно небольшое общее количество населения, постоянно проживающего на территории своих стран, поэтому данные государства располагают возможностями сохранения обширных районов своих естественных земельно-водных угодий и их использования в целях рекреации. Так, в ведении федеральных властей в США находится примерно 34 % общего территориального пространства страны.

Федеральные рекреационные агентства стремятся к созданию оптимальных условий по обеспечению широких слоев населения средствами загородной рекреации на больших территориях общенационального значения. На этих территориях располагаются переданные законодательным порядком в общественное пользование рекреационные участки и объекты. Под охраной государства находятся наиболее интересные, ценные и уникальные природные объекты, которые образуют систему рекреационных территорий национального значения и используются для разнообразных видов загородной рекреации. К таким территориям относятся национальные природные и исторические парки, рекреационные зоны, туристские маршруты, реки и охотничьи ареалы в государственных лесах, национальные морские побережья, отдельные природные достопримечательности и исторические памятники.

Функции координации деятельности агентств федерального уровня, в ведении которых находится функционирование этих рекреационных территорий, возложены на Бюро загородной рекреации в США и на Службу парков в Канаде. Данные агентства являются центральными органами федерального уровня по реализации национальной политики в сфере загородной рекреации.

Функции непосредственного управления земельно-водными пространствами и их развития в целях рекреации осуществляются специальными ведомствами, которые в соответствии с характером выполняемых задач подразделяются на две группы. Одна группа агентств регулирует процесс эксплуатации наземных ресурсов в целях рекреации (например, Лесная служба, Бюро управления земельными угодьями, Национальная служба парков, Служба национальных заповедников и др. в США), вторая группа агентств занимается вопросами эксплуатации водных ресурсов (например, Корпус инженеров, Бюро рекламаций и др. в США).

Основными задачами таких агентств являются, во-первых, осуществление мер по разумной эксплуатации и сохранности рекреационных территорий и, во-вторых, строительство и эксплуатация рекреационных объектов, находящихся на данных территориях. Такими объектами являются: оборудованные причалы, пляжи, лагерные стоянки, места для пикников, тропы для пеших прогулок и верховой езды и другие объекты для загородного отдыха.

Загородная рекреация пользуется огромной популярностью среди жителей, они располагают действительно широкими возможностями выбора видов досуговой деятельности на открытом воздухе.

Природные зоны западных государств активно посещаются не только гражданами своих стран, но также привлекают туристов со всех концов света. Стоит только упомянуть, например, об Иосемитской долине, Иелоустоунском парке, Большом каньоне в США или представить озеро Луиз в национальном парке Банф в Канаде, чтобы оценить непреходящую ценность природного богатства данных стран.

Некоторые западные федеральные агентства направляют деятельность на развитие туристско-экскурсионного обслуживания своих и иностранных туристов, что имеет значительную экономическую выгоду для государственного бюджета. Финансовые ресурсы для обеспечения федеральных программ в области рекреационного обслуживания населения складываются из двух основных источников: средств, выделяемых из федерального бюджета, и средств, получаемых от реализации отдельных видов рекреационных услуг. Следовательно, многие рекреационные агентства имеют дополнительные финансовые средства в виде оплаты населением тех или иных услуг на местах, которые они могут напрямую направлять на развитие своей инфраструктуры и предоставляемых населению программ.

Деятельность федеральных агентств по организации и реализации программ загородной рекреации является ярко выраженной, но не единственной составляющей общего процесса осуществления досугово - рекреационной деятельности в рамках государственного сектора.

Важным направлением деятельности органов федерального уровня является всемерное содействие развитию художественного творчества как неотъемлемой составной части досуговой деятельности.

Под эгидой правительств созданы Национальные фонды поощрения искусства. Они основаны для обеспечения условий поддержки и развития всех видов художественного творчества, а также в целях поддержания особой атмосферы для процветания искусства. Основными задачами деятельности фондов являются: поощрение индивидуального и организованного общественного творчества и мастерства; поддержание творческого потенциала настоящего и будущих поколений путем сохранения лучших образцов всех форм национального искусства, отражающих творческое наследие по всему спектру его этнического и культурного многообразия; создание равных возможностей для всех граждан по приобщению к высокому искусству.

Финансовые средства фонда расходуются на реализацию различных проектов и программ в области искусства, поддержку деятельности творческой интеллигенции и культурно-досуговых учреждений. Наряду с данными фондами функционируют Национальные фонды поощрения гуманитарных исследований, которые были созданы в качестве независимых агентств. Целью деятельности данных фондов является всемерная поддержка образования, исследовательской деятельности и общественных программ в сфере гуманитарного знания. Для реализации этой цели фонды выделяют гранты стипендиатам, которыми могут являться как частные лица, так и организации, и в том числе учреждения, непосредственно связанные со сферой досуга, - музеи, библиотеки, общественные агентства и некоммерческие частные организации.

Еще одним важным направлением деятельности федеральных правительств является обеспечение населения специализированными программами в области рекреации. Этим занимаются дополнительные агентства.

Следовательно, органы власти обеспечивают организацию и осу­ществление многих общегосударственных программ в области досугово - рекреационной деятельности, основными направлениями которой являются: реализация обширных программ в области загородной рекреации, организация туризма, развитие культурно-творческой деятельности, а также проведение специализированных рекреационных программ для отдельных социальных групп.

В годы после второй мировой войны в Северной Америке существенно расширился круг мероприятий по обеспечению населения средствами рекреационного обслуживания со стороны соответствующих ведомств штатов (в США), провинций (в Канаде) и муниципалитетов.

Функции рекреационных ведомств среднего уровня государственной власти, например, в США и Канаде достаточно обширны и заключаются прежде всего в осуществлении мер по освоению природных ресурсов в целях обеспечения населения средствами загородной рекреации, а также в разработке законодательных актов штатов (в США), провинций (в Канаде) по вопросам рекреации, в оказании всемерной консультативно-технической помощи рекреационным ведомствам местного уровня, в организации системы образования рекреационного персонала и проведении широкой научно - исследовательской работы в области рекреации.

Приоритетным направлением практической деятельности рекреационных ведомств этого уровня является реализация полномочий, делегированных им со стороны ведомств федерального уровня по организации загородной рекреации, обеспечению туристско - экскурсионного обслуживания и развитию культурно - творческой деятельности в своих регионах.

Организуемые соответствующими органами программы загородной рекреации являются едва ли не самой любимой формой проведения отдыха в отпускной период для подавляющего большинства граждан. В настоящее время тенденция в плане проведения отпуска населением такова, что люди стремятся получить несколько краткосрочных отпусков в течение года, а не один длительный отпуск за весь год. При этом большой популярностью пользуются рекреационные загородные зоны, которые часто располагаются вне городской черты, но, как правило, относительно недалеко от места жительства горожан.

Например, в ведении штатов находится 5% общего территориального пространства США. В основном это западные территории, расположенные на Аляске и в Калифорнии. Но фактически каждый штат имеет в своем ведении такие рекреационные участки, как парковые и лесные зоны, исторические места и заповедники, на которых располагается большое количество рекреационных объектов. Наиболее распространенными видами рекреации на данных территориях являются лагерный отдых, пикники, пешие и верховые прогулки, охота и рыбная ловля

Распространившийся в последние десятилетия в Северной Америке «туристский бум» дал толчок для организации туристических агентств на уровне штатов (в США), провинций (в Канаде) и расширения объема соответствующих услуг как в области международного, так и прежде всего в области внутреннего туристического обслуживания. Власти штатов и провинций активно способствуют развитию всего спектра услуг в области туристического бизнеса, поскольку это обеспечивает немалые дополнительные финансовые поступления в казну штатов, а также увеличение количества рабочих мест для населения.

В соответствии с законодательством, на основании которого был создан федеральный фонд поощрения искусств в США, на уровне штатов организованы соответствующие агентства, целью деятельности которых является всемерная помощь развитию всех видов искусства. Такие агентства созданы в каждом из 50 штатов США для реализации федеральных программ по развитию общественной культурно-творческой деятельности на уровне штатов. Агентства осуществляют меры по оказанию целевой финансовой помощи в виде грантов учреждениям искусства, соответствующим учебным заведениям, а в некоторых случаях и частным лицам, и, кроме того, оказывают техническую помощь при реализации культурных программ и организации соответствующих конференций и семинаров для творческой интеллигенции.

Рекреационные агентства среднего уровня государственной власти
западных стран проводят широкий объем работ по обеспечению населения
специализированными программами (например, организация терапевтической рекреации, ежегодных ярмарок, празднований исторических дат и т.д.).

Однако именно рекреационные агентства, созданные под эгидой государственных органов местного уровня, поддерживают наиболее тесный контакт с населением. Так называемая «муниципальная рекреация» - рекреационное обслуживание на городском уровне - является определяющим фактором эффективности деятельности государственного сектора. Данное обстоятельство объясняется весьма просто несмотря на довольно широкие возможности в плане пользования услугами агентств федерального и провинциального уровней, существенное значение имеет тот факт, что в основном население большую часть своего свободного времени проводит по месту жительства. В связи с этим главными территориальными центрами, где и осуществляется наиболее активное рекреационное обслуживание населения, являются городские районы.

С начала текущего века сфера рекреационного обслуживания населения рассматривалась в качестве неотъемлемого компонента всего спектра социальных услуг на муниципальном уровне. Исторически рекреационное движение прежде всего ассоциируется с развитием локальных парковых систем и иных рекреационных услуг на местах. В настоящее время муниципалитеты располагают широкой сетью городских парков, большим количеством плавательных бассейнов, игровых площадок, досуговых центров и других рекреационных объектов, что обеспечивает широкие возможности населения в области проведения свободного времени.

Фактор наличия и достаточного уровня развития рекреационной инфраструктуры является показателем не только социального благополучия того или иного региона, но и его потенциальных и реальных экономических
возможностей. Интересен тот факт, что при выборе места расположения новых объектов бизнеса крупных корпораций различного профиля предприниматели тщательно оценивают уровень развития рекреационной системы того или иного региона, поскольку данный фактор является одним из важнейших при принятии решений о территориальной привязке новых производственных предприятий и учреждений таких корпораций. Рекреационное обслуживание на городском уровне осуществляется под руководством специальных административных агентств. Во многих крупных городских центрах действуют самостоятельные департаменты: департамент рекреации, департамент парковой администрации, департамент культурно-зрелищных учреждений. Однако в небольших городах обычно существует объединенный департамент рекреации и парковой администрации.

Основными функциями таких департаментов являются: освоение рекреационных участков и обеспечение населения материально-технической базой рекреации, реализация программ, как для широких слоев населения, так и для спецгрупп, проведение курсов обучения населения специальным навыкам для различных видов рекреации; осуществление специальных программ (общегородских культурных мероприятий, спортивных соревнований и т.д.). Диапазон предоставляемых населению услуг неуклонно расширяется и включает как традиционные виды программ, например, развитие сети молодежных спортивных лиг, так и новые направления деятельности, например, производство специальных видеокассет для обучения различным видам досуговой деятельности.

Муниципальные рекреационные программы строятся с учетом интересов широкой общественности и в соответствии с основными направлениями досуговых интересов населения. Главными видами рекреационной деятельности являются: спорт и спортивные игры; загородная рекреация; исполнительское искусство (театральные, танцевальные, музыкальные виды); изобразительное и прикладное искусство; путешествия и туризм; хобби; социальная рекреация (банкеты, воскресные базары и т.д.); добровольная общественная деятельность.

Финансовые ресурсы на обеспечение муниципальной парковой системы и рекреации на Западе складываются из двух основных источников местного бюджета и дополнительных доходов. Дополнительными ресурсами являются финансовые поступления из федерального бюджета и бюджета штатов, а также финансовые средства в виде оплаты досуговых услуг населением на местах. При этом следует отметить, что в общем переданные в общественное пользование земли, парки, водоемы, культурно - зрелищные учреждения государственного сектора финансируются за счет муниципального фонда и главным образом за счет налогоплательщиков, поэтому непосредственно плата за пользование государственными рекреационными объектами обычно не взимается. В некоторых случаях плата за посещение, например, концертных залов, музеев, бассейнов и т.д. составляет лишь часть затрат на их содержание, которое в основном финансируется местными властями. Плата обычно взимается за эксплуатацию дорогостоящего оборудования - самыми распространенными объектами такого типа являются бассейны и площадки для игры в гольф.

Итак, рекреационные агентства всех уровней государственного сектора стран Европы и Америки выполняют значительный объем работ по обеспечению населения своих стран разнообразными средствами рекреационного обслуживания. Все эти агентства располагают большим количеством рекреационных участков и объектов, разрабатывают и осуществляют соответствующие программы. При этом главную роль играют органы местной администрации, что обеспечивает условия устойчивого функционирования всего государственного сектора рекреационной сферы.

Некоммерческие досуговые организации представляют собой довольно большой сектор в общей досугово - рекреационной сфере, обеспечивающий население большим объемом разнопрофильных досуговых программ и услуг. По подсчетам, например, американских специалистов ежегодный объем финансовых расходов в рамках данного сектора в США превышает 15 миллиардов долларов.

В рамках данного сектора функционируют многочисленные крупные общественно - добровольные организации и учреждения, например, молодежные организации «Бойскауты» и «Герлскауты». Но, кроме того, подавляющее большинство официальных социальных институтов в США и Канаде рассматривает организацию рекреационного обслуживания населения в качестве неотъемлемого атрибута своей деятельности. Существует огромное количество различных больших и малых досугово - рекреационных объединений, созданных по инициативе и при активном руководстве таких общественных институтов, как церкви, клубы, музеи, профессиональные объединения, социальные службы, спортивные объединения, больницы и т.д. Примечательно то, что такая деятельность строится на сугубо добровольных началах.

Конкретные цели деятельности этих многочисленных объединений могут быть несколько различными, но их, несомненно, объединяет одна общая цель: служение общественным интересам посредством привлечения граждан к культурно - ценностным видам досуговой деятельности и воспитания гражданской зрелости. Другими словами, деятельность общественно - добровольных организаций несет в себе яркий элемент социально - ориентированной миссии.

Несмотря на многообразие некоммерческих организаций и учреждений можно выделить следующие основные группы таких организаций в соответствии с типами социальных групп, служащих объектами их деятельности: молодежные организации (религиозные и светские), организации по обслуживанию спецгрупп населения, организации сферы социальной защиты определенных групп населения.

Некоммерческие организации вносят огромный вклад в дело воспитания подрастающего поколения, они проводят гигантскую работу по разумному заполнению свободного времени детей и молодежи: по подсчетам фонда Карнеги, более 400 национальных организаций в США предоставляют свои услуги молодым гражданам. В работе этих организаций в настоящее время прослеживается устойчивая тенденция отхода от традиционных программ, в которых упор делался исключительно на рекреационные занятия. Теперь досугово - рекреационные программы строятся на педагогических принципах воспитания подрастающего поколения в целях всестороннего развития личности.

Цели деятельности светских молодежных организаций неразрывно связаны с принципами поддержания общественного благополучия и воспитания гражданского сознания. Главной целью организаций является стимулирование развития определенных жизненных навыков: компетентности, подавления стрессов, взаимопомощи.

Скаутское движение, которое в настоящее время охватывает весь земной шар, зародилось в Великобритании. Его целями являются: формирование характера, воспитание гражданской позиции, развитие интеллектуального потенциала, моральных и физических качеств подрастающего поколения посредством предоставления программ, соответствующих потребностям молодежи в развлечениях, приключениях и развивающем обучении.

В целях широкой популяризации деятельности данных организаций и привлечения максимального количества детей и подростков в ряды скаутов создаются разнообразные и разноуровневые (по возрастным группам) программы. Такие программы основываются на видах рекреационной деятельности на открытом воздухе и в загородных лагерях и предоставляют скаутам широкие возможности для занятий спортом, овладения навыками лагерной жизни, обучения основным навыкам по отдельным рабочим специальностям, изучения природы и т.д.

Программы деятельности данных организаций рассчитаны на различные возрастные группы и имеют своей целью всестороннюю подготовку девочек к общественной жизни и домашним обязанностям, при этом акцент делается на воспитание таких качеств, как инициатива, самообладание, уверенность в своих силах и умение помогать другим людям. Финансирование деятельности данных организаций осуществляется в основном за счет членских взносов и частных пожертвований. По традиции религиозные организации всегда проявляли всемерную заботу о подрастающем поколении. Многие религиозные концессии спонсируют и поддерживают молодежные добровольные объединения. Наиболее крупными объединениями такого рода являются «Христианские ассоциации молодых мужчин» и «Христианские ассоциации молодых женщин», «Организации молодых католиков», «Иудейские ассоциации молодых мужчин» и «Иудейские ассоциации молодых женщин» - организации, объединяющие молодежь по религиозным убеждениям.

В исторической ретроспективе такие организации были основаны для удовлетворения религиозных потребностей молодежи и в своей деятельности изначально ограничивались лишь проповедованием религиозных догм и заповедей. Однако с течением времени сфера деятельности таких организаций неуклонно расширялась и в нее включались отдельные элементы организации досугово - рекреационных видов деятельности. В настоящее время всемерное развитие досуговых интересов и различных творческих способностей членов таких объединений для обогащения их жизни - одна из главных целей работы данных организаций.

В соответствии с этой целью организации располагают солидной материально - технической базой, предназначенной для предоставления своим членам и их семьям широких возможностей в области различных видов рекреационной деятельности: организации содержат спортивные залы и спортивные площадки, бассейны, библиотеки и т.д. Рекреационные программы этих организаций весьма разнообразны и состоят из занятий спортом, различными видами искусства и ремесел. Так, например, «Христианская ассоциация молодых мужчин» проводит активную программу загородного отдыха для детей. Спортивные программы состоят из широкого набора видов спорта и спортивных игр: популярны футбол, волейбол, каратэ, аэробика, гимнастика, плавание, теннис и др. Организация имеет свои спортивные лиги, танцевальные и театральные классы для детей и взрослых. Помимо осуществления программ для молодежи многие клерикальные учреждения проводят широкое рекреационно - досуговое обслуживание других групп населения - семейных групп, людей пожилого возраста и спецгрупп. Целью такой деятельности является установление дружеских взаимоотношений между людьми и увеличение количества членов своих организаций посредством предоставления им возможностей для рекреационных занятий.

В США и Канаде, например, имеются также некоммерческие самостоятельные организации по обслуживанию спецгрупп населения. Наиболее крупными организациями такого профиля в США являются: Центр рекреации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, Фонд по работе с молодежными «группами риска», Организация общего обслуживания по работе с личным составом вооруженных сил США и членов их семей.

Программы рекреационного обслуживания населения являются также неотъемлемой составляющей общего объема работы различных учреждений сферы социальной защиты населения. Так, например, Объединенная благотворительная организация г. Чикаго, активно работающая в сфере социальной защиты населения, осуществляет рекреационную программу на территории своих загородных лагерей. Такая программа проводится круглый год с целью реабилитации граждан, подверженных стрессовым воздействиям в результате жизни в условиях крупного города - метрополии.

Так, некоммерческий сектор сферы рекреационного обслуживания американских и канадских граждан представляет собой обширную сеть разнопрофильных общественно-добровольных организаций и объединений, которые осуществляют большой объем работ по обслуживанию свободного времени как широких слоев населения, так и отдельных спецгрупп. Многочисленные организации, функционирующие в рамках данного сектора, осуществляют свою деятельность и на общенациональном, и на локальном уровнях. Самыми многочисленными организациями общественно добровольного типа являются молодежные организации.

Отличительные особенности некоммерческого сектора рекреационной сферы США проявляются в том, что финансовые ресурсы его организаций складываются в основном из частно-благотворительных пожертвований и членских взносов. Процесс рекреационного обслуживания осуществляется в общем добровольными организаторами из числа инициативных граждан, имеющих соответствующие навыки и знания в области рекреации и социальной работы (хотя крупные организации, например, «Бойскауты США» имеют своих штатных работников из числа опытных специалистов-рекреаторов).

Данный сектор играет особую роль в процессе досугово-рекреационной деятельности, поскольку практика осуществления этой деятельности в большой мере несет в себе элементы позитивного общественно-идеологического и педагогического воздействия на граждан страны, и, прежде всего, на подрастающее поколение. Общественно-добровольные организации ставят своей целью воспитание в своих членах гражданских качеств, способствуют поддержанию их хорошей физической формы и сохранению здоровья, развитию творческих способностей и, таким образом, вносят большой вклад в дело формирования и поддержания благосостояния своего общества. Несмотря на значительный рост объема рекреационно - досуговых услуг в рамках государственного и некоммерческого секторов рекреационной сферы, наблюдаемый в течение нынешнего столетия, деятельность частных коммерческих фирм и компаний по освоению рекреационного рынка развивалась, безусловно опережающими темпами. В настоящее время коммерческие структуры составляют подавляющее большинство организаций, занятых в сфере рекреационного обслуживания населения этих государств. Почти 90% финансовых затрат граждан на досуговые товары и услуги в Северной Америке производится в рамках коммерческого сектора.

Контрольные вопросы:

 

1. Как можно типологизировать подходы к выявлению специфики досуга?

2. Какова сущность рекреации?

3. В чем сходство и различие концепций досуга и рекреации?

4. Каковы основные направления и специфика общественно-добровольных организаций в сфере досуга и рекреации?


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследуя категорию, называемую досугом, многие ученые устанавливают его связь с потребностями личности и общности, группы. Досуг определяется как поиск состояния удовлетворения - состояния, которое можно охарактери­зовать как самоцель, поиск удовлетворения, удовольствия, развлечения - одна из фундаментальных характеристик досуга в современном обществе.

Досуг позволяет раскрыть физический, духовно-нравственный, эстетиче­ский потенциал человека. Это и путь его активного продвижения к культуре, освоению социокультурного наследия. Об этом свидетельствует опыт изучения традиционных национальных культур.

Вообще на содержание досуга как социально - культурного явления серь­езно сказались негативные последствия остаточного принципа, связанные с ним жесткое администрирование и чрезмерная регламентация. Это привело к не­приятию гедонистической природы досуга, гедонистической трактовке его пу­ти. Хотя главное условие досуга - поиск состояния удовлетворенности, это со­стояние может быть лишено всякого напряжения, концентрации умственной деятельности, но достигается оно благодаря самодисциплине, добровольным усилиям или даже направленности на вознаграждение.

В то время как способность и умение части населения самостоятельно ор­ганизовывать свой собственный досуг ярко проявляется и в семейной сфере, и при создании социально-культурных обществ и объединений, у большинства взрослых и детей уровень знаний и навыков рационального и разнообразного использования свободного времени в восстановительных целях явно недоста­точен. Многие группы населения, в первую очередь молодежь и подростки, не владеют необходимой досуговой квалификацией, культурой использования свободного времени. Действующие учреждения культуры, в свою очередь, на протяжении многих лет часто сводили рекреативный досуг, активный отдых, развлечения, восстановление физических и духовных сил человека лишь к своей вторичной функции, выдвигая на первое место производственные, сугубо профессиональные проблемы.

Вот почему среди главных принципов, лежащих в основе концепций со­временного социально - досугового центра, выделяются требования целостно­сти, полноты, доступности и непрерывности сферы досуговой деятельности.

Поэтому с уверенностью можно сказать, что главной целью этой деятельности, было, есть и остается воспроизводство человека, его творческих способ­ностей, социально-культурной активности и физических сил, необходимых для его основной жизнедеятельности.

Библиографический список:

Основная литература:

1. Аванесова, Г.А. Культурно - досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие [Текст] / Г.А.Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2006.-236с.

2. Акимова, Л.А. Социология досуга [Текст] / Л.А. Акимова.- М.: Инфра, 2003. – 112 с.

3. Архипова, О.В. Арт-терапия и ее направления с пожилыми людьми [Текст] / О.В. Архипова // Психология зрелости и старения, 2008. - № 2.- С. 18-58.

4. Бабосов, Е.М. Прикладная социология: Учеб. Пособие. [Текст] / Е.М. Бабосов. - Минск: ТетраСистемс, 2000. – 61 с.

5. Бочарова, Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье [Текст] /Н.И. Бочарова, О.Г. Тихонова.- М.: Академия, 2001. – 208 с.

6. Волков, Ю.Г. Социология молодежи: Учебное пособие [Текст] / Ю.Г.Волков. - Ростов на Дону: Феникс, 2001. – 49 с.

7. Павленюк, П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие [Текст] / П.Д. Павленюк. – М.: «ИТК «Дашков и К», 2010, - 568 с.

8. Сергеева, В.И. Особенности клубной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями [Текст] / В.И Сергеева // Работник социальной службы, 2009.- №6. – С. 25-38.

9. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие [Текст] / Под ред. Н.Ф. Басова. – М.: Дашков и Ко, 2007. – 328с.

10. Фисенко Н.В. Методика организации клубной работы в комплексном центре социального обслуживания [Текст] / Н.В. Фисенко // Работник социальной службы, 2010.- №10. – С. 22-25.

11. Холостова, Е.А. Социальная работа: Учебное пособие [Текст] / Е.А. Холостова. – М.: «ИТК «Дашков и К», 2010, - 800 с.

12. Юшина О.В. Деятельность мини-клубов в отделениях социального обслуживания на дому [Текст] / О.В.Юшина // Работник социальной службы, 2010.- №12. – С. 85-90.

Дополнительная (рекомендуемая) литература:

1. Бестужев – Лада, И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи [Текст] / И.В. Бестужев – Лада. - М.: Политиздат, 1984г. – 43 с.

2. Богина, Ш.А. Этнокультурные процессы в США [Текст] / Ш.А. Богина. – М.: Наука, 1986. – 94 с.

3. Васильева, Т.Г., Волков, Ю.Г. Культурно-досуговая деятельность [Текст] / Т.Г. Васильева, Ю.Г. Волков. - М.: МГУК, 1998. - 243 с.

4. Вдовенко, Т.Е. Досуг пожилых людей. (Зарубежный опыт) [Текст] / Т.Е. Вдовенко. - Л.:ВПШК, 1991. - 67 с.

5. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности [Текст] / А.Д. Жарков. – М.: МГУК, 1998. – 232 с.

6. Зацепина, М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду [Текст] / М.Б. Зацепина. – М.:Мозаика-Синтез, 2005. – 64 с.

7. Киселева, Т.Г. Красильников, Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности [Текст] / Т.Е. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: МГУК, 1995. – 74с.

8. Киселева, Т.Г. Теория досуга за рубежом [Текст] / Т.Г. Киселева. – М.: МГИК, 1992. – 92 с.

9. Культурно-досуговая деятельность [Текст] / Под научной редакцией А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998. - 195 с.

10. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие [Текст] / Отв. ред. Е.И. Холостова, А. С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 192 с.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущностные свойства понятий «досуг» и «рекреация» за рубежом | Тактика допроса при расследовании преступлений, совершаемых организованными преступными группами
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 978; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.