КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
IV. Стратегия управления персоналом организации
Классификация систем и методов системы управления персоналом Несмотря на общие свойства систем управления персоналом (цель, функции), каждая из них является индивидуальной, что обусловлено параметрами конкретной организации. Специалисты выделяют четыре основных параметра, оказывающих наибольшее влияние на систему управления персоналом: − вид предприятия; − стиль и формы управления; − организационная структура; − социально-трудовые отношения. Общая характеристика этих параметров приведена в рис. 18. Рисунок 18- Классификация признаков, определяющих систему управления персоналом В таблице 7 показана взаимосвязь параметров организации и системы управления персоналом. Таблица 7 - Взаимосвязь параметров организации и системы управления персоналом
Различное сочетание рассмотренных параметров определяет многообразие систем управления персоналом. Методы управления персоналом. Методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия на объект управления для достижения поставленных целей. Классификация методов управления персоналом приведена на рис. 19. Рисунок19-Система методов управления персоналом организаций 4.1. Стратегическое управление: цели, задачи и виды Стратегическое управление – это управление, которое связано с постановкой целей и задач организации, ориентирует ее деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и производит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что дает организации возможность выживать в долгосрочной перспективе и достигать своих целей. В общем виде процесс стратегического управления представлен на рис. 20. Рисунок 20- Процесс стратегического управления организацией
Миссия (предназначение, стратегические установки) – это основная цель или задача организации, четко выраженная причина ее существования. Установление миссии предполагает определение сферы деятельности организации (определение потребности покупателей, групп покупателей, технологического и функционального исполнения), тех товаров (услуг), которые она будет предоставлять клиентам. Перевод стратегических установок развития организации в конкретные задачи характеризует этап определения целей, т.е. переход от общей формулировки миссии к постановке стратегических целей и задач, необходимых для их достижения. Таким образом, стратегические цели – цели, позволяющие реализовать миссию организации, которые направлены на укрепление ее конкурентных позиций на рынке. Третий этап – это разработка стратегии, т.е. обобщающей модели действий, необходимых для достижения поставленных целей, путем координации и распределения ресурсов организации. Миссия компании, цели и выбранная стратегия в совокупности определяют направление движения организации и составляют стратегический план. Управленческая деятельность по претворению выбранной стратегии, контролю за ее выполнением – это этап реализации стратегии. Следует отметить, что стратегический план организации представляет собой совокупность стратегий разного уровня: корпоративную, деловую, функциональную, операционную. Корпоративная стратегия – это стратегия деятельности компании в целом по всем сферам ее деятельности. Деловая стратегия – это стратегия компании в отношении каждого вида ее деятельности. Функциональная стратегия – это стратегия по каждому функциональному направлению определенного вида деятельности. Стратегия управления персоналом является функциональной стратегией. Стратегия управления организации и стратегия управления персоналом. Реализация стратегии развития организации во многом зависит от персонала. В настоящее время в литературе существуют различные точки зрения на понятие «стратегия управления персоналом». Одно из первых определений было предложено французским специалистом Хортом (Hort) в 1988 году. Согласно Хорту, стратегия управления персоналом представляет собой совокупность действий и последовательность принимаемых решений, позволяющих оценить, анализировать и выработать необходимую систему воздействия на персонал для реализации выбранной стратегии развития организации. Следовательно, стратегия управления персоналом предполагает методы и процедуры анализа реализуемости общих перспективных задач организации с точки зрения возможности персонала или подбор персонала для осуществления перспективных целей. Другой специалист в области управления персоналом С.В. Шекшня предлагает под стратегией управления персоналом (человеческими ресурсами) понимать определение путей развития компетенции всего персонала организации, и каждого из ее сотрудников в отдельности. Другими словами, «стратегия управления персоналом – это планы, использующие предоставляемые внешней средой возможности для упрочения и сохранения конкурентоспособности компании с помощью ее сотрудников». Таким образом, стратегия управления персоналом организации - это состав и последовательность принимаемых решений по использованию кадровых ресурсов, которые позволяют данной организации в определенном интервале времени достичь поставленных целей за счет выработки соответствующей системы воздействий на персонал. Стратегическое управление персоналом – это процесс достижения поставленных целей, выбор генерального направления движения к поставленным стратегическим целям и характер использования кадровых ресурсов. Большинство специалистов считают, что стратегия управления персоналом является производной от стратегии управления организации, определяется ее целями, задачами и видом на каждом этапе развития. Ю.Г. Одегов и П.В. Журавлев показали влияние стратегии управления организации на требования, предъявляемые к персоналу (табл. 8).
Таблица 8- Стратегия управления организации
Существует тесная взаимосвязь стратегии управления персоналом и стратегии развития организации (рис. 21).
Рисунок 21 -Взаимосвязь стратегии управления персоналом и стратегии развития организации Внешняя среда организации – это совокупность внешних условий, в которых протекает деятельность организации (социальные, правовые, хозяйственные и прочие), а внутренняя среда – это культура организации, ее размер, имеющийся уровень компетенции персонала. Внутренние факторы могут стать определяющими при выборе вида стратегии управления персоналом. Материалы таблицы 9 отражают взаимосвязь стратегии управления организации и стратегии управления персоналом Но все специалисты отмечают, что существует четкая взаимосвязь стратегических решений по управлению организации и системой управления персоналом Таблица 9- Взаимосвязь стратегии развития организации и К внутренним факторам, оказывающим влияние на стратегию правления персоналом относят:. 1.Размер организации. При выработке перспективных целей для малых организаций влияние фактора наличных ресурсов, возможностей уже имеющего персонала является в целом определяющим, т.е. цели адаптируются под ресурсы. Для крупных организаций данное положение справедливо для интервала времени стратегического планирования до 3-х лет, для более длительного периода наблюдается обратная зависимость: стратегические планы и перспективные цели руководства организации на 5-10 лет определяют перспективу работы с персоналом. По мнению специалистов, стратегия управления персоналом должна позволить на промежутке времени 3 – 10 лет подготовить работников для реализации глобальных целей развития компании. 2.Период прогнозирования. Зависимость стратегии управления персоналом от срока прогноза показана в табл. 10. Таблица 10 -Зависимость стратегии управления персоналом от срока прогноза
3. Компетенция персонала. Понятие «компетенции» персонала было введено в 1982 г. В. Макелвилом (США) и определялось как «набор компетенций всех работников» организации. Более полное определение компетенции было предложено в 1985 г. М. Бомензатом как «совокупности знаний, навыков и способов общения работников организации» (рис. 22).
Рисунок 22- Схема компетенции по М.Бомензату При этом знания рассматриваются как результаты образования личности, навыки – результат опыта работы и обучения, а способы общения – как умение общаться с людьми и работать в группе. Помимо перечисленных характеристик большое значение для практической реализации стратегии управления персоналом имеет мотивация сотрудников. Под компетенцией персонала следует понимать - совокупность профессионально-квалификационных, физических, психомотивационных и специфических характеристик персонала.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |