Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнительный материал




 

К моменту, когда оформляется финансовая наука, и происходит выделение теории налогообложения в обособленную область знаний, на рубеже XIX-XX вв., оформляется тема одного из основных споров между экономистами: спор о необходимости и степени вмешательства государства в регулирование экономики.

 

Данная тема чрезвычайно важна для теории налогообложения, поскольку ответы на эти вопросы формируют ядро налоговой доктрины государства, архитектуру принципов налогообложения, основу государственной налоговой политики и как конкретное выражение всего перечисленного – налоговую систему государства.

 

Одним из первых мыслителей, обративших внимание на сущность и причины возникновения государства, минимальные и максимальные границы его вмешательства в экономическую жизнь общества, а также эффективность такого вмешательства, был Конфуций (551-479 гг. до н.э.).

Учение о государстве Конфуция основано на следующих принципах:

1. Поведение человека должно строго соответствовать занимаемому им положению. «Государство процветает, когда государь бывает государем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном», — говорил Конфуций. Он постоянно обращал внимание на необходимость нравственного авторитета правительства. Возле правителя должен находиться ученый, который руководит его поступками, является голосом его совести, следит за соблюдением традиций.

2. Каждому необходимо выполнять свои обязанности и работать над собой, чтобы быть достойным членом общества. «Когда человек узнает место, где он должен остаться навсегда, то определится настроение его души. Когда настроение его души определится, то прекратится всякое душевное волнение». В идеальном государстве нет конфликтов, в нем каждый выполняет свой долг и не посягает на чужую сферу деятельности.

3. Если государство хочет соответствовать своему назначению, в нем должно быть «достаточно пищи, достаточно войска и народ должен быть верным».

4. Образец идеального государства нужно искать в древних писаниях. Люди должны подражать древним в одежде, обычаях, нравственности. Однако не следует заниматься слепым копированием, необходимо учитывать потребности времени. Кроме того, в жизни общества нужно соблюдать гармонию между естественностью и законами. «Когда природа берет перевес над искусственностью, — говорил мудрец, — то мы получаем варварство, а когда искусственность преобладает над природой, то мы имеем лицемерие, и только равновесие природы и искусственности дает благородного человека».

 

Таким образом, конфуцианство считало человека лишь элементом государственного механизма.

 

Другой не менее знаменитый современник Конфуция – Платон (427 – 347 гг. до н.э.) хотя и рос в совершенно другой культуре, все же имел сходные по своему содержанию взгляды:

 

по мнению Платона, государство необходимо, поскольку люди нуждаются в обмене для удовлетворения своих повседневных потребностей. «Государство возникает из нужд человека: никто не может сам удовлетворить всех своих нужд. … Мы берем себе одного помощника для одной цели, другого для другой, и когда все эти сотоварищи и помощники собраны в одном месте, то всю группу обитателей можно назвать государством. Они обмениваются друг с другом… с той мыслью, что этот обмен будет им ко благу».

Государство Платона:

1) основано на натуральном хозяйстве;

2) имеет незначительное хождение денег;

3) базируется на идее справедливости.

Справедливым является общественное устройство, в котором каждый занимается деятельностью, к которой приспособлен в наибольшей степени. Различают три основные добродетели человека: мудрость, мужество, сдерживающая мера.

Мудрость — это способность дать правильный совет, как в частном деле, так и для государства в целом. Мудростью обладают философы, они должны править.

Мужество — способность быть отважным даже в условиях смертельной опасности. Обладающие мужеством должны защищать государство. Сдерживающая мера — это способность понимания необходимости подчинения законам. Обладающие сдерживающей мерой являются свободными гражданами. Если они не относятся к правителям или воинам, то будут крестьянами и ремесленниками. Не имеющие добродетелей должны быть рабами.

Жизнь в идеальном государстве Платона строго регламентирована, права и обязанности каждого гражданина и сословия определены законами, частное подчинено общественному. Высшая цель государства — забота о благе граждан.

Таким образом и Платон был сторонником существенного государственного регулирования общественной жизни.

 

Английский мыслитель Т. Гоббс (1588–1679) рассматривал государство как механизм, который можно разложить на основные элементы. Взаимосвязь и взаимодействие этих элементов объясняются простыми законами природы. Гоббс выделял два состояния общества: естественное и гражданское. Естественное состояние образуется, если исключить из человеческих отношений все, что вносит в них государство.

Для естественного состояния характерно:

1) люди ведут себя согласно законам своей природы, подчинены своим страстям;

2) возникает «равенство надежд на достижение цели»; кроме сохранения своей жизни и свободы, каждый желает также получить власть над другими людьми;

3) в обществе происходят постоянные конфликты и столкновения; в погоне за наживой, славой и властью человек не останавливается ни перед какими злодеяниями.

Таким образом, естественное состояние — это состояние «войны всех против всех».

Чтобы избежать естественного состояния:

1. Люди должны «искать мира и следовать ему». Для этого «человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты» и заключить договор, то есть часть своего права он переносит на других.

2. Люди должны строго выполнять заключенные соглашения. Для контроля за исполнением соглашений требуется «общая власть, держащая людей в страхе и направляющая их действия к общему благу».

Эта общественная власть может быть создана «путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю».

Таким образом, возникает государство. Государство, по Гоббсу, — «лицо, воля которого в силу соглашения многих людей признается волей их всех, с тем, чтобы оно могло распоряжаться силами и способностями отдельных членов общества ради мира и защиты общих интересов».

Государство на место законов природы ставит законы общества.

 

Учению Т. Гоббса созвучна теория полицейского государства, разработанная Х. Вольфом (1679–1754). В соответствии с этой теорией «вся деятельность государства определяется нравственными целями человека. Государство имеет право употреблять все нужные средства, чтобы каждый его член исполнял свои обязанности и никто не ставил бы своей частной пользы выше общественной. Государство следит за тем, чтобы рост народонаселения не опережал роста средств пропитания. Оно имеет попечение о том, чтобы подданные стремились к добру.

В поддержании естественного закона во имя нравственного совершенства государство простирает свою руку на все: входит в мельчайшие подробности образа жизни подданных, следит за тем, чтобы каждый в пище и одежде исходил из своего имущественного и общественного положения. Во имя блага общественного правители должны следить за тем, чтобы подданные были набожны и почитали Бога. Демократия — правление черни. Простолюдину не под силу судить о государственных делах, так как он недостаточно тверд в добродетели, чтобы предпочитать общую пользу частной, собственной»

Теория полицейского государства получила развитие во Франции и в Германии (Ф. Юсти и И. Зонненфельс).

 

Учение Т. Гоббса об общественном договоре нашло отражение в работах английского мыслителя Дж. Локка (1632–1704). В отличие от своего предшественника Локк характеризует естественное состояние общества как царство свободы и равенства, где люди свободно располагают своей личностью и имуществом. Права на жизнь, свободу, собственность, приобретенную своим трудом, Локк называет основными неотчуждаемыми естественными правами человека. Причину возникновения государства он связывает с необходимостью контролировать соблюдение этих трех наиважнейших прав каждого человека. Однако в результате заключения общественного договора между людьми о создании государства не должно произойти полного отказа от естественных прав и свободы. Человек лишь ограничивает свои естественные права и свободу настолько, насколько это необходимо для защиты его личности и свободы. Локк был противником организации государственной власти в форме абсолютной монархии. Его учение о естественном праве и общественном договоре стало обоснованием установившейся в Англии конституционной монархии.

 

Представители первого экономического учения — меркантилизма — выступали сторонниками активного вмешательства государства в экономическую жизнь общества для того, чтобы обеспечить соблюдение денежного и торгового баланса.

Развитие философии и политической экономии в XVIII веке способствовало переходу от теории полицейского государства к разработке концепции правового государства. От государства постепенно стали требовать, чтобы оно признало неприкосновенным личное достоинство каждого человека, защищало его права и свободы. Теоретической базой концепции правового государства являются экономические работы физиократов, представителей английской классической политической экономии — У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, взгляды И. Канта и т.д.

Физиократы считали, что поведение экономики естественно и закономерно.

Экономические субъекты самостоятельно принимают все решения по организации своей предпринимательской деятельности, а государство никоим образом не должно вмешиваться в экономический процесс.

А. Смит (1723–1790) цели и задачи государства рассматривал аналогично физиократам. Он сформулировал следующие основные функции государства:

1) охранять жизнь, свободу и собственность граждан;

2) временно проводить протекционистскую политику для защиты отечественной промышленности и торговли от иностранной конкуренции;

3) обеспечивать военную безопасность;

4) осуществлять правосудие;

5) создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, «которые, будучи в самой высокой степени полезными для общества в целом, не могут, однако, своей прибылью возместить расходы отдельного человека или небольшой группы людей».

На смену классической пришла Кейнсианская теория:

В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать «кризисной» так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров.

Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия.

Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.

Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:

· высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;

· создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;

· широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры;

· сглаживания циклических колебаний;

· поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала.

Однако реальность оказалась более прозаичной. Во-первых, капиталистическая экономика так и не смогла излечиться от болезни циклических кризисов перепроизводства. Во-вторых, политика бюджетных дефицитов и безудержной денежной эмиссии «заразила» ее новой болезнью – хронической инфляцией. В-третьих, выяснилось, что за стабильность надо платить эффективностью: в странах, где государственное вмешательство было более активным, замедлялись темпы экономического роста. Дело в том, что активное государственное регулирование все-таки нарушает работу рыночных механизмов, а это неизбежно вызывает падение эффективности в распределении и использовании ресурсов. Постепенно в экономическую науку приходит осознание того, что использование макроэкономического регулирования в качестве инструмента «точной настройки» может порой приносить больше вреда, чем пользы.

С критикой кейнсианских рецептов выступили монетаристы во главе с Милтоном Фридменом, доказывавшие, что сама макроэкономическая политика может стать причиной циклических колебаний рыночной экономики. Монетаристы и представители других неолиберальных школ, отстаивают классические и неоклассические традиции отрицательного отношения к вмешательству государства в рыночную экономику.

В 70-е годы идеи М. Фридмена и его сторонников завоевывают популярность. Это объясняется прежде всего повсеместным наступлением инфляции, которую большинство людей связывало с возросшим государственным вмешательством. Неспособность государства решить проблемы циклических колебаний, инфляции, замедления темпов экономического роста, а также недовольство общественности утяжелением налогового бремени, неэффективностью государственного сектора, бюрократизацией усилили позиции сторонников свободного рынка. Кризис 1974-1975 годов принес окончательное разочарование в неокейнсианских концепциях и возродил интерес западных политиков к неолиберальным теориям. Все большую поддержку находили предложения о сокращении административного аппарата, государственного вмешательства в экономику, о частичной приватизации государственной собственности, уменьшении раздутых расходов на социальные нужды.

Неолиберальная волна 60-80-х представляла собой в основном возврат к классическим традициям, правда, возврат был на более высоком уровне – обогащенный макроэкономическим методом анализа Кейнса. Однако в недрах экономической науки в те годы зрела новая научная революция, которая позволила получить принципиально иной взгляд на роль государства в экономике. Отметим, что революционный характер нового направления в науке связан не только с иным видением роли государства, но и с применением принципиально нового методологического аппарата. Речь идет о появлении неоинституционализма, родоначальник которого – Рональд Коуз – еще в 1937 году опубликовал статью, где была изложена теория трансакционных издержек.

Трансакционные издержки, то есть издержки заключения и реализации сделок, до недавнего времени фактически игнорировались экономической наукой. Но как показали многочисленные теоретические и исторические исследования, именно их уровень чаще всего играет решающее значение в долгосрочной конкурентоспособности национальных экономик. Те страны, в которых трансакционные издержки ниже, имеют более высокие темпы экономического развития.

Почему же так значительна роль трансакционных издержек? Вернемся к истокам экономической науки – вспомним А. Смита. Он указал нам на важнейший фактор увеличения национального богатства – разделение труда. Разделение труда можно углублять в рамках отдельного предприятия. Но расширение масштабов производства на предприятии ограничено увеличением издержек по организации труда растущего числа работников, координации и планированию их деятельности. Поэтому развитие специализации осуществляется прежде всего через общественное разделение труда, то есть разделение труда между самостоятельными товаропроизводителями. И чем оно глубже, то есть, чем в большей степени специализированы эти производители, тем эффективней экономика и выше уровень общественного благосостояния.

Смит указал на одно препятствие, которое мешает углублению разделения труда, – недостаточный спрос на продукцию. Заслуга Коуза и его последователей в том, что они обнаружили еще один очень важный ограничитель – высокий уровень издержек в процессе заключения и реализации сделок.

Теория трансакционных издержек позволяет лучше понять, чем должно заниматься государство в условиях рыночной экономики. Главная его функция – создание и обеспечение эффективных рамочных правил ведения бизнеса. Чем более четко определены эти правила и чем лучше они соблюдаются, тем ниже трансакционные издержки и тем эффективнее работает рынок. Более того, государство должно не только устанавливать правила, но и научиться само «играть» по ним.

Вторая половина 70-х и 80-е годы прошлого века характеризуются значительным сужением масштабов государственного вмешательства в экономику развитых капиталистических стран. Внутренняя либерализация экономик развитых, а также многих развивающихся стран в значительной степени была спровоцирована развернувшимися процессами глобализации и ужесточения межстрановой конкуренции. Страны с бюрократизированными экономиками проигрывали конкурентную борьбу странам, где государство меньше вмешивалось в хозяйственные процессы. Вторые создавали более привлекательные условия для развития бизнеса, перетягивали на себя основные потоки международных инвестиций и тем самым обеспечивали себе более высокие темпы экономического роста.

Начиная с конца 80-х годов еще более радикальные изменения происходят в бывших социалистических странах, которые начали сложный процесс перехода к принципиально иным экономическим отношениям, основанным на либерализации экономики и сокращении масштабов государственного вмешательства в общемировой процесс, который охватил почти все государства мира. И центральными здесь стали реформы системы государственного управления, основные задачи которых вытекают из новой роли государства:

1. Дерегулирование. Государство должно отказаться от выполнения тех функций, с которыми лучше справляется частный сектор.

2. Усиление общественного контроля за деятельностью государства, его структур и отдельных чиновников.

3. Определение рамочных условий деятельности государственных структур и отдельных чиновников.

 

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1) Разбить на этапы историю развития налогообложения;

2) Выделить этапы в развитии налогообложения России;

3) Совместить на одной хронологической оси 3 ленты: этапы развития налогообложения, этапы развития налогообложения в России и этапы развития финансовой мысли

4) Выделить на оси (п.3.) периоды преобладания идей роста степени вмешательства государства в экономику и периоды преобладания идей снижения степени вмешательства государства в регулирование экономики.

 

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.