КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этические аспекты клеточной трансплантации
Способность стволовых клеток человека развиваться в клетки различных органов, заменяя гибнущие клетки и обеспечивать тем самым восстановление целостности органа, стала основанием нового направления в медицине - клеточной трансплантации или регенеративной медицины, задачами которого являются получение методов лечения для самых разных заболеваний (атеросклероз, болезни крови, болезнь Паркинсона, сахарный диабет). Основная этическая проблема использования стволовых клеток связанна с вопросом об источнике их получения. Источники стволовых клеток можно разделить на этически приемлемые и этически неприемлемые. Получение стволовых клеток из органов и тканей взрослого организма, пуповинной крови и плацентарной ткани не вызывает никаких возражений. Однако, использование “лишних”, “невостребованных” эмбрионов человека, полученных при экстракорпоральном оплодотворении (ЭКО), абортированных эмбрионов и эмбрионов, созданных с помощью терапевтического клонирования, оценивается как морально неприемлемое. Использование эмбриона человека в качестве сырья для получения стволовых клеток является нарушением первого принципа Декларации “О медицинских абортах”, принятой ВМА в 1983 г.: “Основополагающий моральный принцип врача – уважение к человеческой жизни с момента зачатия” [31]. Ассамблея Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) 1970 года также выражает свою позицию к статусу эмбриона человека в резолюции, подтверждающей Женевскую Декларацию 1948 г.: “Буду, безусловно, уважать чужую жизнь с момента зачатия”[32]. Позиция, максимально защищающая человека и учитывающая его достоинство, это позиция, признающая началом жизни человека момент слияния мужской и женской половых клеток. Использование в качестве источника стволовых клеток эмбрионов человека, полученных методами искусственного оплодотворения и терапевтического клонирования, - это уничтожение эмбрионов. Возникает вопрос, зачем уничтожать эмбрионы, если существуют альтернативные источники стволовых клеток, не требующие использования и уничтожения эмбрионов? Этически некорректным является и использование тканей абортированного эмбриона. Основанием некорректности является то, что согласие на прерывание беременности неравно согласию на использование абортированного плода в исследовании. Использование плода в исследовании без санкции родителей может рассматриваться как нарушения принципа информированного согласия. Кроме того, использование абортированных плодов, может спровоцировать рост числа абортов, при этом покрыть потребности в стволовых клетках не удастся. Другая проблема регенеративной медицины - сохраняющийся серьезный риск перехода эмбриональных стволовых клеток в опухолевые клетки, вместо, например, необходимых кардиомиоцитов, нейронов или клеток поджелудочной железы. Так, на круглом столе "Стволовые клетки - насколько это законно?", проходившем в ММА им. И.М. Сеченова академик РАМН, директор Института экспериментальной кардиологии Российского Кардиологического НПК Минздравсоцразвития РФ В. Смирнов, подчеркнул, что в практике должны использоваться только стволовые клетки пуповинной крови. Они уже испытаны для лечения примерно 45 видов заболеваний, их будущее использование перспективно. А вот использование эмбриональных стволовых клеток – как правило, сомнительно.
9. Медико-этические проблемы ксенотрансплантации Ксенотрансплантация – это пересадка органов животных человеку. Сегодня в связи с существующим дефицитом донорских органов есть мнение, что органы животных могут служить альтернативой дефицитным органам человека. Известно, что наибольшей совместимостью с тканями человека обладают ткани свиньи. Однако, несмотря на ведущиеся эксперименты и исследования по ксенотрансплантации (в том числе и в "Федеральном научный центре трансплантологии и искусственных органов им. ак. В.И. Шумакова" Минздравсоцразвития РФ), на сегодняшний день такие органы животных, как сердце, печень, почки для пересадок человеку не используются. Не используются они по двум причинам: первая – это иммунное отторжение органов животных организмом человека, вторая – риск переноса инфекций от животного к человеку. Проблему отторжения органа животного организмом человека в настоящий момент нельзя преодолеть. Мировой опыт ксенотрансплантации показывает, что максимальный срок, который прожил человек с органом животного, составляет 9 месяцев, больному была пересажена почка шимпанзе в 1964[34]. Этот результат считается “сказкой” в истории ксенотрансплантологии, а чаще это несколько дней, реже недели жизни (Слайды 27, 28). Второй причиной отказа от ксенотрансплантации является риск переноса инфекции от животного-донора человеку-реципиенту. По мнению международных экспертов, возникает серьезный риск межвидовой передачи вирусов животных человеку, к которым у него не имеется естественных механизмов защиты. Следствием использования технологии ксенотрансплантации, может стать возникновение “рукотворных” пандемий, к которым, например, некоторые ученые относят пандемию СПИДа. Группа заболевания, вызванных пересадкой органа животного человеку, уже получила название “ксенозооноз”. В Европе наложен мораторий на несколько лет на проведение ксенотрансплантаций[35]. Существуют опасения и относительно угрозы идентичности человека, которому пересаживается орган животного. Так в “Основах социальной концепции РПЦ” обращается внимание на то, что донорские органы и ткани усвояются воспринимающему их человеку (реципиенту), включаясь в сферу его личностного душевно-телесного единства. Поэтому ни при каких обстоятельствах не может быть нравственно оправданна такая трансплантация, которая способна повлечь за собой угрозу для идентичности реципиента, затрагивая его уникальность как личности и как представителя рода[36].
10. Заключение Трансплантация – новое направление, требующее совершенствования правовых норм регулирования всех ее направлений путем максимального соответствия классическим этическим принципам, что является основным средством достижения её эффективной результативности и социальной адаптации. Контрольные вопросы: 1. Что являлось критериями смерти человека в медицине до XX века? 2. Сколько врачей должно констатировать диагноз смерти мозга? 3. Врачу какой специальности запрещено (Законом “О трансплантации”) входить в бригаду врачей, устанавливающих диагноз смерти мозга? 4. Обязан ли врач получать согласие родственников умершего на посмертное донорство, согласно принципу презумпции согласия? 5. Назовите условия, при соблюдении которых возможно изъятие органов у живого донора? 6. Какие три критерия лежат в основе принятия врачами решения при распределении донорских органов? 7. Почему решение вопроса о посмертном донорстве на основе принципа презумпции несогласия более приемлемо с точки зрения этики? 8. Назовите 2-е основные причины, по которым органы животных человеку не пересаживаются? 9. Что является условиями достижения социального доверия к трансплантации? Рекомендуемая литература: 1. Силуянова И. В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности.М., МЕД-пресс-информ, 2008. 2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 2001. 3. Медицинское право. Сборник нормативных актов к занятиям по медицинскому праву. Учебник/ под общей ред. Проф. Ю.Д. Гурочкина. – М.: Изд-во «Экзамен», 2007. – 798 с. 4. Сгречча Элио, Тамбоне Виктор. Биоэтика (учебник). М., 2002, с.322-345. 5. Стеценко С.Г. Медицинское право: Учебник. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004 6. Стеценко С. Г. Регламентация донорства как фактор регулирования трансплантации. /Медицинское право и этика. 2000, № 2, с. 44-53. 7. Сальников В. П., Стеценко С. Г. Трансплантология органов и тканей человека: проблема правового регулирования. С.- Петербург, 2000. 8. Проблемы правового регулирования трансплантации органов и тканей в России и зарубежных странах. П.Л. Алексеева. М., 2007. 9. Закон РФ от 22.12.92 № 4180-1 “О трансплантации органов и (или) тканей человека” // Ведомости СНД и ВС РФ. 14.01.1993г. № 2. 10. Федеральный закон “О погребении и похоронном деле” от 12.01.1996, № 8-ФЗ // РГ от 20 января 1996 г. N 12 и СЗ РФ от 15.01.1996 №3 ст. 146. 11. Инструкция по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга./ Медицинское право и этика, 2000, № 3, с. 6-14. 12. Кэмпбелл А., Джиллет Г., Джонс Г. Медицинская этика. М.. “Гэотар-мед”, 2004., с. 235-261. 13. Брэк Иоанн, протопресвитер. Священный дар жизни. М., “Паломник”, 2004., с.284-341, 372-387. 14. H. Tristram Engelhardt, The foundations of Christian bioethics, 2000. 15. Введение в биоэтику. Ред. Б.Г. Юдин, П.Д. Тищенко. М.1998. 16. Биомедицинская этика. Под. ред. В.И. Покровского, М.: “Медицина”, - 1997.
Цитируемая литература:
[1] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII Проблемы биоэтики//Информационный бюллетень ОВЦС Московского патриархата, - 2000, - №8, с. 80. [2] Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 2001, с. 7. [3] Юдин Б.Г. Биоэтика: вопросы и ответы. Моральные проблемы трансплантологии, ЮНЕСКО, М., 2007, с.30 [4] Силуянова И.В. и соавт. Семинарские занятия по курсу “Биомедицинская этика”, Учебно-методическое пособие. М.: ГОУ ВПО РГМУ Росздрава, 2007, с. 110. [5] Силуянова И.В. Антропология болезни. М. 2007, с.85-86. [6] Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 2001, с. 162. [7] Введение в биоэтику. Ред. Б.Г. Юдин, П.Д. Тищенко. М.1998, с. 280. [8] Биомедицинская этика. Под. ред. В.И. Покровского, М.: “Медицина”, - 1997, с 192. [9] Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.med-pravo.ru/PRICMZ/PricMZ2003/73/73-2003-1.htm [10] Пальчева А. Пересадка// Нескучный сад. № 2 март 2006, с. 26. [11] Там же, с 28 [12] Там же, с. 24 [13] Там же, с. 29. [14] Стеценко С. Г. Регламентация донорства как фактор регулирования трансплантации//Медицинское право и этика, - 2000, - № 2, с. 49. [15] Введение в биоэтику. Ред. Б.Г. Юдин, П.Д. Тищенко. М.1998, с. 306. [16] Там же. [17] Хлуденцов А. Российский врач – это подвижник/Православная Москва, - № 10 (220) май, - 2000,- с. 8. [18] Жалинская-Рерихт А.А. Закон ФРГ о трансплантации органов 1997г.: конституционные и уголовно-правовые последствия// Право и политика,- 2000,- №7, с. 4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.law.-and-politics.com/paper. [19] Там же, с.5. [20] Введение в биоэтику. Ред. Б.Г. Юдин, П.Д. Тищенко. М.1998, с. 308. [21] Михайлова В.В., Никулин В.Н., Пущина Т.С. Практические советы юриста православным. М.: “Ковчег” Трифонов Печенегский монастырь, 2003, - с. 176. [22] См.: Ст. 11 Закон РФ от 22.12.92 № 4180-1 “О трансплантации органов и (или) тканей человека” // Ведомости СНД и ВСРФ. 14.01.1993г. № 2 с.62 [23] Шумаков В. И., Тоневицкий А. Г. Иммунологические и физиологические проблемы ксенотрансплантации. М.: “Наука”. 2000, с. 9. [24] Кэмпбелл А., Джиллетт, Г., Джонс Г. Медицинская этика: Пер. с англ.: Учеб. пос. / Под.ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004, с. 176. [25] Героева А., Иваницкая А. Минздравсоцразвития разрабатывает схему пересадки //Газета “Коммерсантъ” № 122 от 13.07.2007. [26] Там же. [27] Чернова Н. Пересадка ответственности // “Новая газета” №89 от 21 ноября 2007 г. [Электронный ресурс]. 22.11.2007 [28] Там же. [29] Там же. [30] Героева А., Иваницкая А. Минздравсоцразвития разрабатывает схему пересадки //Газета “Коммерсантъ” № 122 от 13.07.2007 [31] Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы. Сборник официальных документов. – М., -1995. – с. 23. [32] Женевская декларация 1948 г. [Электронный ресурс].Режим доступа: http://savelifes.narod.ru/aboutab8.htm [33] Алексей Водовозов. В Москве прошел круглый стол "Стволовые клетки - насколько это законно?" /Mednovosti [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.genoterra.ru/news/view/21/827 [34] Шумаков В.И., Тоневицкий А.Г. Иммунологические и физиологические проблемы ксенотрансплантации. М.: “Наука”, 2003. – сс. 176-177. [35] Мироненко А. Каннибализм в конце ХХ века. Трансплантология: этика, мораль, право // Врачебная газета. № 11, ноябрь, 2000, с. 17. [36] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII Проблемы биоэтики // Информационный бюллетень ОВЦС Московского патриархата, - 2000, № 8 авг., с. 81.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |