Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть III. Яма и нияма

 

 

Индусы ставят оба этих достижения во главу угла своей программы. Считается, что эти «моральные качества» и «благочестивые деяния» предрасполагают к ментальной тишине.

Яма позразумевает несовершение убийства, правдивость, несовершение воровства, относительное половое воздержание и непринятие даров.

В буддистской системе точно так же предписывается шила – «добродетель». Вот пять качеств, которые пристало иметь мирянину: «Не убий. Не укради. Не лги. Не прелюбодействуй. Не пей опьяняющих напитков». Для монаха их число увеличивается.

Заповеди Моисея знакомы всем. Пожалуй, они слишком похожи на заповеди Христа, которые он дает в «Нагорной проповеди». (Назвать их оригинальными сложно. Всю проповедь можно найти в Талмуде.) Некоторые из них – это лишь «добродетели» раба, придуманные господином, чтобы держать его в подчинении. Истинная суть индийской «ямы» заключается в следующем: нарушение любого из этих «предписаний» возбуждает ум.

Впоследствии теологи пытались усовершенствовать наследие Великих Учителей, придавая некую мистическую значимость их Учению. Они настаивали на необходимости обретения этих добродетелей ради самих добродетелей, что вырождалось в пуританство и формализм. Таким образом, «несовершение убийства», которое в оригинале означало «не возбуждай себя, охотясь на тигров», интерпретируется так, что пить нефильтрованную воду – это преступление, так как при этом убиваются микроогранизмы.

Однако это постоянное беспокойство, страх убить кого‑нибудь по несчастной случайности в целом хуже, чем схватка врукопашную с медведем‑гризли. Если лай собаки мешает вашей медитации, проще убить собаку и больше об этом не думать.

Аналогичная «проблема» с женами заставила многих учителей рекомендовать безбрачие. Во всех таких вопросах руководствуйтесь здравым смыслом. Не стоит замыкаться в рамках строгих правил. Рассмотрим пример о «непринятии даров». Индус будет глубоко расстроен на протяжении многих недель, если кто‑то подарит ему кокос. Но обычный европеец к тому времени, когда он вырастает из коротких штанишек, обычно умеет принимать вещи такими, какие они есть.

Еще большая трудность связана с половым воздержанием. В головах людей царит безнадежная мешанина в данной области, которую одни путают с эротологией, а другие – с социологией. По этому вопросу никогда не будет четкого мнения до тех пор, пока половой акт не станет восприниматься исключительно как атлетическое мероприятие.

Можно закончить обсуждение ямы и ниямы советом: решайте сами, какой образ жизни, какой моральный кодекс менее всего возбуждает ваш ум. Как только вам удастся это определить, начинайте жить своей собственной жизнью, воздерживаясь от авантюризма. Помните, что не надо ставить себе в заслугу то, что вы делаете или не делаете, ибо это просто выработанный алгоритм, который в отрыве от практики не имеет никакой ценности.

Стерильность, которая необходима хирургу, помешала бы инженеру заниматься своей работой.

Делай что хочешь – вот всеобщий закон. Помните, что в данном трактате всеобщая цель ямы и ниямы – жить так, чтобы никакие эмоции и никакие страсти не тревожили ваше сознание.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Часть I. Асана | Часть IV. Пратьяхара
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.