Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4.Система и ее свойства

 

1)Понятие системы.

2)Основные специфические признаки системы.

3)Типология систем.

 

1) Одно из первых определений системы дал Богданов, не используя это понятие. С его точки зрения уровень организованности комплекса определяется формулой: «целое больше суммы частей».

Система — это совокупность связанных и взаимодействющих элементов, составляющих единое целое. Свойства систем описываются при помощи следующих понятий:

· Элемент системы — часть, находящаяся во взаимодействии с другими частями. Если элемент сам является системой, то этот элемент можно назвать подсистемой.

· Структура системы — совокупность наиболее важных связей между элементами системы.

· Поведение системы — любой переход из одного состояния в другое.

· Равновесие системы — способность сохранять заранее заданное состояние при отсутствии внешнего воздействия.

· Устойчивость системы — способность возвращаться в состояние равновесия после того, как система была выведена из него.

· Развитие системы — усложнение структуры и функций системы.

 

2) Систему отличает совокупность следующих признаков:

1. Неаддитивность — свойства системы нельзя вывести из ссвойст элементов, составляющих систему.

2. Эмержентность — а) Означает, что в системе появляются те свойства: которые отсутствуют у ее элементов, б) Появление новых свойств у элементов системы, при том, что эти свойства отсутствовали у них вне системы.

3. Относительная стабильность структуры.

4. Обособленность — некоторая замкнутость внутренних процессов. В рамках системного подхода система всегда анализируется в сопоставлении с внешней средой.

5. Рекурсивность — любая система состоит из элементов, но она же является элементом более сложной системы.

 

3) Существует несколько классификаций систем:

1. По происхождению:

а)естественные

б)искуственные

· искуственно-природные, созданные искуственно, но существуют в природе

· технические

· информационные

· социальные (экономические, политические и др.)

· духовные//идеальные (система ценностей)

2. По связи с окружающей средой:

а)открытые (обмен информацией, веществом и энергией с внешней средой)

б)закрытые (не обменивается с внешней средой или же если этим обменом можно пренебречь)

3. По обусловленности поведения:

а)детерминированные (на основе анализа системы можно предсказать ее будущее состояние)

б)вероятностные//стохастические (можно предсказать будущее состояние лишь с какой то вероятностью)

4. По зависимости от времени:

а) статические (параметры не зависят от времени)

б) динамические (параметры зависят от времени)

5. По взаимодействию элементов:

а)механические (характеризуются слабой зависимостью части от целого, в них преобладает эмержентность А. Обладают постоянным набором элементов, четкими границами, однозначными связями. При изменении состава элементов такие системы как правило разрушаются)

б)органические (Характеризуются высокой зависимостью части от целого. Вне системы ее элементы как правило существовать не могут. В организационную систему можно включать новые элементы и из нее можно изымать некоторые элементы, при этом система все равно может работать)

6. По степени сложности системы:

а)простые статические

б)динамические детерминированные

в)динамические стахостические неорганического типа

г)органичкские

Некоторые системы второго уровня и большинство систем 3 и 4 уровней обладают обратными связями.

 


Вход системы — это некоторое внешнее воздействие на систему; выход — реакция системы на внешнее воздействие после обработки входного сигнала; обратная связь — связь между выходом и входом, то, как влияет реакция системы на дальнейшее развитие внешнего воздействия.

Выделяют два вида обратных связей:

I. Отрицательная обратная связь. Она воздействует на входной сигнал так, что этот сигнал начинает ослабевать и колебания системы затихают. Отрицательная обратная связь — ключевая в сложных системах, она обеспечивает ее устойчивость. Как правило, наличие отрицательной обратной связи означает, что чем больше система выведена из состояния равновесия, тем большие силы система мобилизует для восстановления равновесия.

II. Положительная обратная связь. Действует так, что при выведении системы из равновесия связь между выходом и входом системы начинаеи усиливать ее колебания. Если в системе преобладает положительная обратная связь, она как правило распадается. Вместе с тем это связь «отвечает» за развитие системы, они как бы поощряют изменения в системе.

Особый вид сложной системы — система с гомеостазом: динамическое равновесие, способность системы сохранять устойчивость за счет постоянного взаимодействия с внешней средой. Гомеостаз сохраняется за счет наличия отрицательной обратной связи.

Интеллектуальные системы. Когда внутри системы создаются модели решения проблем, причем они формируются автономно, а не методом проб и ошибок.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 3.Основные этапы развития Теории Организации | Лекция 5.Социальная организация как вид сложной системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.347 сек.