КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 2
«ДОКУМЕНТАЦИЯ, ЕЕ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ. ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ»
План: 1. Роль делопроизводства в управлении 2. Структура и функции делопроизводственных служб предприятий 3. Систематизация и унификация документации 4. Группировка документов по отдельным признакам однородности
1. РОЛЬ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В УПРАВЛЕНИИ Термин «делопроизводство» характеризует совокупность работ по документированию управленческой деятельности учреждений и по организации в них документов. Понятием «документ» определяется информация, записанная любым способом на любом материале, изданная или полученная любым физическим или юридическим лицом, в любой организации для использования в своей деятельности. Таким образом, понятия «управление», «информация», «делопроизводство», «документ» органически взаимосвязаны. Решение проблем управления документацией в современный период прошло в развитых странах два основных этапа. Первый этап - 1970-1980 гг. В это время многие авторы считали, что традиционные методы работы с документами устарели, что бумажные документы будут вытеснены документами на электронных носителях. Однако в середине 80-х годов выясняется, что, несмотря на обилие компьютеров, "бумажный" поток увеличивается, и делается вывод, что сосуществование традиционного делопроизводства с обработкой информации на ЭВМ будет весьма продолжительным. В США, например, рекомендуется сохранять на неопределенный срок письменный бумажный документ наряду с машинным носителем. Итак, сегодня совершенствование управления производственно-хозяйственными системами, повышение уровня организации и эффективности управленческого труда во многом зависит от того, насколько рационально поставлено в учреждениях и на предприятиях делопроизводство. Документирование управленческой деятельности охватывает все процессы, относящиеся к записи (фиксации) на различных носителях и оформлению по установленным правилам информации, необходимой для осуществления управленческих действий. Документирование осуществляется на естественном языке (рукописные, машинописные документы, в том числе телеграммы, телефонограммы, машинограммы), а также на искусственных носителях с использованием новых носителей (перфокарты, перфоленты, магнитные ленты, дискеты и т.д.) К недокументированной информации относятся: o устные сообщения, передаваемые непосредственно или средствами связи; o нефиксируемые визуальные сообщения. Преобладающей формой и носителем информации является документ. ДОКУМЕНТ - это материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве. Документ может быть получен различными способами: o посредством письма; o рисунка; o графика; o фотографии; o звукозаписи. Зафиксировав информацию, он (документ) тем самым обеспечивает ее сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, возвращение к информации во времени. Документ, регистрируя явления, выполняет функцию учета, используется как доказательство чего-либо. Совокупность документов, посвященных какому-либо вопросу, событию, явлению и т.д., называют документацией. Условно весь массив документации делится на 2 больших класса: 1-й класс - техническая документация (конструкторская, технологическая, проектная по капитальному строительству, нормативно-техническая, по стандартизации и т.д.) 2-й класс - управленческая документация (документы, применяемые при оформлении действий органов управления во всех сферах народного хозяйства). Многие формы управленческой деятельности выражаются соответствующими документами: q планирование - посредством подготовки различных планов; q учет - в виде составления и обработки бухгалтерской, статистической и оперативно-технической документации; q координация - изданием приказов, распоряжений, письменных указаний; q контроль - сбором сведений в письменном виде и т.д. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО - это комплекс работ по созданию, оформлению, изготовлению, движению, контролю за исполнением документов, формированию их в дела для текущего использования и хранения в архивах. Характер делопроизводства зависит от существа работы того или иного учреждения. Например, в народном суде делопроизводство отличается от делопроизводства в сельском хозяйстве, в отделе народного образования - от делопроизводства в больнице и т.д. В связи с этим создано много систем документирования: o судебная; o финансовая; o медицинская и т.д. Однако для всех учреждений, предприятий и организаций характерна административная функция. Документирование этой стороны деятельности учреждений образует административное делопроизводство или, иными словами, "общее" делопроизводство.
2. Структура и функции делопроизводственных служб предприятий Основной задачей делопроизводственных служб является своевременная обработка и передача на разные уровни управленческой информации. Факторами, определяющими организационное построение службы, являются: o основные функции; o объем работ по каждой функции; o размеры предприятия. В практике управления действуют следующие службы документационного обеспечения: 1. управление делами - в министерствах и ведомствах РФ. В состав управления делами включаются канцелярии, инспекция при министре, секретариат, отдел рационализации делопроизводства, отдел писем и центральный архив; 2. общий отдел - в местных органах власти. В его состав включаются подразделения по учету и регистрации документов, группа контроля, протокольная часть, копировально-множительная служба и архив. 3. канцелярия - в большинстве предприятий и организаций. В организациях, не имеющих в структуре службы делопроизводства, ее функции выполняет секретарь руководителя или другое, специально выделенное должностное лицо. Функции службы делопроизводства: 1) функции экспедиции - прием поступающей корреспонденции, сортировка ее на регистрируемую и нерегистрируемую и распределение ее по подразделениям; количественный учет документов; отправка исходящей корреспонденции; доставка корреспонденции в подразделения и адресатам. 2) функции по учету и регистрации корреспонденции - учет и регистрация входящих, исходящих и внутренних документов; ведение справочно-информационного аппарата и поиска информации; проверка правильности составления и оформления исходящих и внутренних документов. 3) функции контроля - контроль за своевременным исполнением документов; информирование руководителей; анализ исполнительской дисциплины. 4) функции архива - прием, учет, хранение и использование дел; оказание методической помощи в оформлении дел, подлежащих сдаче в архив. 5) функция печатания и размножения документов. Номенклатура должностей работников служб делопроизводства включает начальников канцелярий, их заместителей, референтов, инспекторов, секретарей, делопроизводителей, машинисток, стенографисток, операторов, курьеров, экспедиторов. Состав и количество работников делопроизводства определяется штатным расписанием. Права, обязанности и ответственность служащих фиксируются в нормативно-должностных инструкциях.
3. Систематизация и унификация документации Документирование - это создание документов. Документирование управленческой деятельности (ДОУ) представляет систему операций, направленных на решение следующих задач: 1) создание документов, определение их формы и содержания; 2) обслуживание работников управления предприятия документированной информацией. Делопроизводство - это особый вид управленческой деятельности, направленный на организацию и осуществление документационного обеспечения управления. Для наведения порядка в работе с документами большое значение придается их систематизации и унификации. Система документации - это совокупность взаимоувязанных документов, применяемых в определенной сфере деятельности. Формирование систем и их официальное закрепление составляет основу систематизации. Состав управленческих документов определяется компетенцией и функциями организации, порядком решения вопросов, объемом и характером взаимосвязей с другими организациями и закрепляется в табеле документов. Единство правил документирования управленческих действий на всех уровнях управления обеспечивается применением Государственной системы документационного обеспечения управлением (ГС ДОУ) и унифицированных систем документации (УСД). ГС ДОУ – это совокупность принципов и правил, устанавливающих единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в органах государственного управления, на предприятиях, в учреждениях и общественных организациях. Основная цель разработки – упорядочение документооборота, сокращение количества и повышение качества документов, создание условий для эффективного применения прогрессивных технических средств и технологий сбора, обработки и анализа информации, совершенствование работы аппарата управления, Предусмотрено, что в дальнейшем в развитие ГС ДОУ могут разрабатываться нормативные и методические документы по совершенствованию делопроизводства (ДОУ): q межотраслевые – Росархивом и Госстандартом; q отраслевые – министерствами и ведомствами; q территориальные – правительствами и администрациями субъектов РФ. Таким образом, в настоящее время основы ДОУ регламентированы ГС ДОУ и локальными нормативно-методическими разработками, созданными на ее основе – Типовой инструкцией по делопроизводству в министерствах и ведомствах РФ, утвержденной руководителем Государственной архивной службы по распоряжению правительства и зарегистрированной в Министерстве юстиции (1993 г.). Поскольку в государственном аппарате продолжает сохраняться сформировавшийся еще в XIX в. командно-административный стиль управления, основанный на личной ответственности руководителей, то и система работы с документами в основе своей восходит к исполнительному делопроизводству. Естественно, что порядок работы с документами был по возможности упрощен технологически и адаптирован под новые реалии системы управления. В целом понизились уровень и глубина регламентации делопроизводственных правил. Нормативный статус ГС ДОУ значительно ниже, чем нормативных актов XVIII и XIX вв., соответственно сама ГС ДОУ является по содержанию не законом, а скорее методическими рекомендациями. Только разделы, связанные с оформлением и хранением документов, имеют нормативный характер, но именно они продублированы в стандартах и правилах работы Государственной архивной службы. Хотя учреждения в своей основе остались с той же административной структурой, изменив только наименования этих структур – департаментов на управления, а столов на отделы, значительно изменились функции руководителей и делопроизводственных служб в работе с документацией. В ХХ в. канцеляриям полностью были оставлены только функции обработки всей поступающей и рассылаемой корреспонденции. Регистрация, контроль исполнения и хранение документов уже не являются прерогативой только этого подразделения, тем более сама канцелярия не исполняет никаких, даже самых срочных и секретных документов. Вместо этого за канцелярией в ГС ДОУ впервые попытались закрепить роль не только методического центра, но и информационного менеджера, ответственного за общее состояние работы с документами во всех подразделениях организации, в филиалах и подведомственных управленческих структурах. Унификация документов - установление единого комплекса их видов и разновидностей для аналогичных управленческих ситуаций, разработка единых форм документов и единых правил их составления, оформления и создания трафаретных текстов. Унификация документов проводится в целях сокращения количества применяемых документов, типизации их форм, повышения качества, снижения трудоемкости их обработки, достижения информационной совместимости различных систем документации по одноименным и смежным функциям управления. Унифицированная система документоведения (УСД) - система, созданная по единым правилам и требованиям, содержащая информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности. Работа по унификации включает: 1) разработку УСД, которая осуществляется министерствами и ведомствами, ответственными за соответствующие системы документации; 2) внедрение межотраслевых (межведомственных) УСД в рамках республиканских и отраслевых УСД; 3) ведение УСД и Отраслевого классификатора технико-экономической документации (ОКТЭИ) с целью поддержания достоверности информации и ее дальнейшего развития; 4) разработку комплексов отраслевых унифицированных форм документов, отражающих специфику отрасли и не вошедшие в УСД, а также их государственную регистрацию; 5) разработку отраслевых классификаторов технико-экономической информации, отражающих специфику отрасли. В 1980-х гг. в нашей стране было разработано и утверждено 16 унифицированных систем документации общегосударственного значения, 27 государственных стандартов на УСД и 26 общегосударственных классификаторов технико-экономической информации. Стандартизация документов – это форма юридического закрепления проведенной унификации и уровня ее обязательности.
4. Группировка документов по отдельным признакам однородности Документная информация, циркулирующая на предприятии, группируется по отдельным признакам однородности. 1. По порядку оформления документы подразделяются на: o общие (индивидуальные) документы - оформляются по усмотрению работников с учетом установленных правил и требований (заявления, служебные письма, протоколы, приказы и т.д.); o стандартные (трафаретные) - оформляются в определенной последовательности по строго обязательным правилам (доверенность, командировочное удостоверение и т.д.); o типовые - строго оформляются не только по форме, но и по содержанию (типовые договоры). 2. По содержанию документы могут быть: q простые - содержат информацию по одному вопросу, факту, событию, явлению; q сложные - отражают несколько вопросов, затрагивают несколько исполнителей, подразделений (положение, устав и т.д.). 3. По направленности движения документы подразделяют: o входящие - поступают в данное предприятие от других организаций, учреждений, предприятий, от лиц, не являющихся работниками данного предприятия; o исходящие - направляются из предприятия; o внутренние - оформляются и используются на самом предприятии. 4. По происхождению различают: q служебные документы (официальные) – затрагивают интересы предприятия, организации; q личные документы (заявления, письма, жалобы и т.д.) – касаются конкретного лица, являются именными. 5. По степени гласности документы бывают: o несекретные; o секретные, конфиденциальные; o для служебного пользования. Для документов двух последних групп существуют особые правила использования и хранения. 6. По срокам исполнения документы подразделяются на: q срочные - устанавливается срок исполнения или действия (например, приказ, предписывающий лицу выполнить определенные действия к определенной дате). К ним также следует отнести документы с отметкой "срочно", телеграммы, телефонограммы, документы с определенным сроком действия (например, доверенности, командировочные удостоверения и т.д.). Срок исполнения документов может быть предопределен резолюцией руководителя, существующими предписаниями. q несрочные - должны исполняться в порядке общей очередности в минимально короткий срок. 7. По наименованиям: служебные письма, приказы, протоколы, акты, докладные записки, договоры и т.д. Оформление этих документов унифицировано, но по содержанию они могут быть совершенно разными. 8. По стадии образования документы делят на следующие: o подлинник (оригинал) - это первый или единственный экземпляр официального документа; o копия - это документ, воспроизводящий информацию другого документа и все его внешние признаки или их часть; o дубликат - это повторный экземпляр официального документа, имеющий юридическую силу подлинника; o выписка из официального документа – копия официального документа, воспроизводящая его часть и заверенная в установленном порядке; o отпуск - полная копия отосланных документов, подшитая в дело предприятия-отправителя, удостоверенная отметкой "Верно" и подписью лица, ответственного за делопроизводство. 9. По средствам фиксации: письменные, графические, фото-кинодокументы и т.д.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |