Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-технологическая специфика СР

С конца 80-х гг. в России происходят значительные политические, экономические и социальные изменения. Социальное развитие принимает деформированные формы, вытесняя значительную часть населения из активной экономической жизни, превращая в бедняков, маргиналов.

Одна из ведущих форм социально-политического, организационно-управленческого реагирования на сложившуюся кризисную ситуацию, инструмент осуществления социальной политики — профессиональная социальная работа. Содержанием ее можно считать оказание помощи людям, попавшим в ТЖС, посредством определения их проблем, информационной, консультативной деятельности, прямой натуральной, финансовой, социально-бытовой помощи, педагогической и психологической поддержки, стимулирующей собственные силы нуждающихся, ориентирующей их на активное участие в разрешении собственных проблемных ситуаций. Соц. работник при анализе положения клиента, выборе конкретных технологий помощи ему должен рассматривать в первую очередь проблемы и причины оперативного характера, на которые он всостоянии воздействовать и которые способны стабилизировать илиулучшить соц. ситуацию клиента.

Комплексность проблем социальной работы, сложность объектов и субъектов социальных преобразований, необходимость при ограниченном объеме социальных ресурсов получить максимально значимый и эффективный результат — все это настоятельно требует технологизации социальной работы, а специфика этого вида деятельности предопределяет характер тех технологий, которыми оперирует СР.

Технология – система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.

Соц. технология – система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования соц. отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения, оптимальных способов преобразования и регулирования технологий и процессов.

Технологии СР – алгоритм деятельности, в результате которой достигается опред. соц. цель и преобразуется объект воздействия.

3 группы технологии СР: технологии диагностики (на основе изучения социальных проектов и вероятных прогнозов их развития); технологии конструирования и проектирования развития тех или иных соц. объектов; технологии реализации соц. проектов, программ, введения соц. инноваций.

Функции технологий СР:

аналитико-прогнозная: выявление и учет групп, семей и отдельных граждан, относящихся к категории соц. риска, определение нуждаемости в различных видах и формах соц. поддержки, мониторинг динамики соц. процессов, прогноз;

диагностическая: анализ существующих актуальных и потенциальных соц. проблем, установление их причин;

системно-моделирующая: определение характера, объема, форм и методов соц. помощи людям и группам, оказавшимся в ТЖС, концептуальное обоснование системы оказания такой помощи;

проектно-организаторская: разработка, ресурсноеобоснование, реализация и оценкасоц. проектов, направленных на разрешение ТЖС;

активационная: содействие активации потенциала собственных возможностей индивида, семьи или социальной группы, побуждение клиентов к самостоятельному разрешению своих проблем;

инструментально-практическая: оказание различных видов помощи в ТЖС, консультации и тренинги для улучшения взаимоотношений между людьми, содействие в оформлении документов, опека и попечительство по отношению к детям;

распорядительно-управленческая: менеджмент органов соц. управления, координация деятельности государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в соц. поддержке гражданам, участие в работе по формированию соц. политики, подбор и воспитание кадров;

эвристическая: приращение соц. знания, углубление понимания соц. проблем, улучшение образовательной и общекультурной подготовки самих соц. работников, повышение квалификации.

Технологию СР характеризуют: 1. динамичность (постоянная смена содержания и форм работы); 2. непрерывность (необходимость постоянно поддерживать связь с клиентом и оказывать на нее влияние); 3. цикличность (повторение этапов, стадий и процедур при работе с клиентом); 4. дискретность (неравномерность воздействий на клиентов с момента определения цели и до исполнения решений).

Т.о. технологии СР отражает прикладной практический аспект, является основой профессионализма кадров соц. сферы и деятельности специалистов соц. служб.

 

14. Технология социальной работы с мигрантами

Миграция является неоднозначным социальным процессом: это жизненно необходимый и неизбежный для нормальной жизнедеятельности процесс, связанный с перераспределением трудовых ресурсов, их обучением, отдыхом и т.д., но миграция, носящая вынужденный характер, приводит к росту социальной напряженности, порождая проблемы обеспечения мигрантов жильем и работой, иногда пищей и одеждой, медицинским обеспечением, решения психологических проблем, связанных с устройством и адаптацией на новом месте жительства.

Термин «миграция населения» обозначает процесс переселения (перемещения) людей, пересекающих границы тех или иных территорий со сменой места жительства навсегда или на срок более 6 месяцев. Типы миграции: эпизодическую, маятниковую, сезонную -- возвратные типы; и безвозвратный тип миграции. По отношению к перемещению различают: добровольную, вынужденную и принудительную миграцию. Выделяется внутренняя миграция (эмиграция) и внешняя миграция (иммиграция)

В 1993 г. приняты Законы Российской Федерации «О беженцах», «О вынужденных переселенцах». Беженцем признается лицо без гражданства РФ, в отличие от вынужденного переселенца (наличие гражданства РФ), Постановление № 64 «О реализации Федеральной миграционной программы», Указ ПрезидентаРФ «О Федеральной миграционной программе», Конвенции ООН о статусе беженцев Организации:Федеральная миграционная служба, общественные фонды «Содружество», «Соотечественники».

В настоящее время органами СЗН ведется разносторонняя работа с мигрантами. Два основных вида:

1.Практическая социальная работа (работа с конкретным человеком или группой людей, нуждающихся в социальной помощи)

1. Социальное направление (работа осуществляется в контакте с различными ведомствами, в том числе — Пенсионным фондом) включает в себя социальные консультации, соц. реабилитация, соц. диагностика, помощь семьям, организация культурно-досуговой работы, профилактика бездомности и беспризорности и т.д.

2. Социально-информационное направление (работа осуществляется в контакте с Госкомстатом РФ и средствами массовой информации): информирование мигрантов о деятельности социальных служб; общественности, относительно проблем миграции.

3. Социально-психологическое направление (работа осуществляется в контакте с органами образования и здравоохранения): консультирование, помощь в соц. адаптации, помощь по преодолению посттравматического стресса.

4. Социально-педагогическое направление (работа осуществляется в контакте с органами образования, здравоохранения и правопорядка): консультации по воспитанию детей, контроль за получением образования детей, профилактика девиантного поведения.

5. Социально-правовое направление (работа осуществляет­ся в контакте с судебными и правоохранительными органами): защита прав мигрантов; предоставление мигрантам информации об их правах и обязанностях.

6. Медико-социальное направление (работа осуществляется в контакте со службами здравоохранения): консультирование, контроль за соблюдением норм соц. гигиены, помощь в приобретении полисов; предоставление лекарств.

7. Финансовое направление — оказание стартовой помощи (предоставление ссуд).

8. Социально-экономическое направление: консультирование, содействие в повышении доходов.

9. Материальное направление (работа осуществляется в контакте с общественными организациями): предоставление продуктовой, вещевой и натуральной помощи;

10. Социально-трудовое направление (работа осуществляется в контакте со службами занятости): содействия в получении работы; открытии собственного дела; профориентация.

2. Организационная работа (организация работы социальной службы, разработка конкретных программ деятельности и т.п.).

Задачи: связь с международными организациями, организация взаимодействия между различными ведомствами и учреждениями Российской Федерации и регионов, решающих проблемы миграции и мигрантов; разработка оптимальной структуры и нормативов деятельности стационарных и нестационарных учреждений социальной помощи мигрантам применительно к условиям конкретных регионов; организация различных форм учреждений социальной защиты мигрантов; подготовка и повышение квалификацииспециалистов; проведение социологических и маркетинговых исследований проблемы; социальная реклама федеральной и местной миграционной политики; разработка правовых основ социального, санитарного, медицинского и педагогического контроля жизнедеятельности мигрантов.

Главной задачей социальных служб является сведение к минимуму тех отрицательных тенденций и последствий, которые в себе несет миграция, управлять миграцией.

 

 

16. Технологии социальной работы с инвалидами

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями — одна ид наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите. Инвалидность – это проблема не одного человека, а всего общества в целом. Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалида с окружающим миром. В РФ свыше 8 млн. человек. Основная задача соц. политики: обеспечение инвалидам равных со всеми другими гражданами РФ возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности. Нормативно-правовая база – Деклорация, Пакты ООН, ВОЗ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Декларация о правах инвалидов, Конвенция о проф. реабилитации и занятости инвалидов. Закон РФ «О защите инвалидов в РФ» и др.

Принципы работы с инвалидами:

üСоблюдение прав человека и гражданина;

üПредоставление гос. Гаранитий в сфере СО;

üОриентация СО на индивидуальные потребности граждан;

üПреемственность всех видов СО.

Формы СО инвалидов:

1. СО на дому, включая социально-медицинское обслуживание;

2. Полустационарное СО в отделениях дневного, ночного пребывания,

3. Стационарное СО в стац. Учреждениях (дома-интернаты, пансионаты)

4. Срочное СО в целях оказания неотложной помощи разового характера остро нуждающимся в соц. поддержке.

5. социально-консультативная помощь.

Под реабилитацией понимается система мероприятий, цель которых — быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и инвалидов и возвращение их к активной жизни и общественно полезному труду. Реабилитация больных и инвалидов представляет собой комплексную систему государственных, медицинских, психологических, социально-экономических, педагогических, производственных, бытовых и других мероприятий.

Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной нарушенной или утраченной функции или на замедление прогрессирования заболевания.

Психологическая форма реабилитации — это воздействие на психическую сферу больного, на преодоление в его сознании представления о бесполезности лечения. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий.

Педагогическая реабилитация — это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. По отношению к взрослым проводятся мероприятия, предусматривающие их подготовку к различным доступным им видам деятельности, создающие также уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве.

Социально-экономическая реабилитация — это целый комплекс мероприятий: обеспечение больного или инвалида необходимым и удобным для него жилищем, находящимся вблизи места работы, поддержание уверенности инвалида в том, что он полезен обществу; денежное обеспечение инвалида и его семьи путем выплат по временнойнетрудоспособности или инвалидности, назначения пенсии и т.п.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление прежнего рабочего места больного или инвалида к его функциональным возможностям, организацию для инвалидов специальных цехов и предприятий с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д.

В реабилитационных центрах широко используется метод трудовой терапии, основанный на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизиологическую сферу человека. Имеет важное значение для постепенного возвращения больных к обыч­ному жизненному ритму.

Бытовая реабилитация — это предоставление инвалиду протезов, личных средств передвижения дома и на улице (специальные вело- и мотоколяски, автомашины с приспособленным управлением и др.).

спортивная реабилитация -- участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет относительно здоровым детям преодолевать страх перед больным ребенком, формировать культуру отношения к слабому, корректировать иногда гипертрофированные потребительские тенденции и, наконец, включать ребенка в процесс самовоспитания, приобретения навыков вести самостоятельный образ жизни, быть достаточно свободным и независимым.

Метод взаимодействия с клиентом, предполагающий апеляцию к личности клиента, его партнерство с соц. работником, разносторонность усилий, направленных на различные сферы жизнедеятельности инвалида. При разработке реабилитационных мероприятий необходимо учитывать как медицинский диагноз, так и особенности личности в социальной среде. Формы работы: групповая психотерапия, семейная терапия, трудовая терапия, терапия средой.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социально-экономические методы СР | Технологии СР с пожилыми людьми
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.