Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физиология мотиваций

Потребность сохранения вида

Биологические потребности, мотивации и эмоции

Потребности - это специфическая необходимость организма, обеспечивающая его связь с внешней средой, самосохранение и саморазвитие, это форма проявления жизнедеятельности. Они генетически запрограммированы.

Потребности делятся: на биологические и социальные.

Биологические потребности делятся на:

1.Потребности самосохранения особи.

2.Потребности саморазвития особи.

3.Потребности сохранения вида

Потребности самосохранения особи делятся на:

1.гомеостатические потребности /потребности в веществе (материи) и энергии/.

2.Потребность в защищенности

Потребность в саморазвитии особи. В ней выделяют:

1.Потребность в информации /потребность общения/,

2.Потребность познания/исследовательская потребность/.

3. Потребность преодоления /свободы/

1.Половая потребность.2.Родительская потребность. 3.Территориальная потребность. 4.Иерархическая потребность

Социальные и идеальные потребности. Связаны с биологическими, формируются на их базе. Формы реализации этих потребностей в значительной степени обусловлена обществом/законами, правилами, традициями, предрассудками/. 1.Потребность уважения к себе, 2.потребность общения, потребность самореализации, 3.потребность в образовании, 4.культурные потребности, 5.религиозные потребности, 6.эстетические потребности, 7.интеллектуальные потребности, 8. моральные потребности, 9.ролевые потребности /выполнять определенную роль, занять определенное место/

Потребности проявляют себя в виде МОТИВАЦИЙ.

Мотивация / побуждение, влечение/-это форма проявления потребности, которая возникает при необходимости удовлетворения данной потребности, Побуждение к целенаправленной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей

Это состояние характеризуется избирательным возбуждением мозговых структур, Каждая мотивация субъективно переживается, т.е. сопровождается специфической, эмоциональной реакцией. Субъективные переживания, сопровождающие мотивацию, имеют важный информационный смысл и позволяют быстро и надежно определить биологическую и социальную целесообразность удовлетворения той или иной потребности, а так же являются мощным стимулом/при целесообразности/ для формирования целенаправленной деятельности. Целенаправленная деятельность проявляется как в простых реакциях/рефлексы/, так и в более сложных/инстинкты/, является стержнем поведенческих реакций, обеспечивающих удовлетворение мотивации.

Классификация мотиваций: каждая потребность проявляется в своей мотивации, выделяют:

1. Биологические мотивации.

2. Социальные мотивации.

У человека все биологические мотивации социализированы.

Иерархия мотиваций. 1. Оборонительные, 2.пищевые, 3.половые и т.д. Ситуационно мотивации делятся:

1. ДОМИНАНТНЫЕ и 2. НЕДОМИНАНТНЫЕ.

Если есть несколько мотиваций, то реализуется только одна из них - та, которая доминирует, т.е. имеет большую силу возбуждения.

При гомеостатических метаболических мотивациях /голод, жажда/ мотивационное возбуждение первично формируется в гипоталамусе. На уровне гипоталямуса хорошая проницаемость ГЭБ, хорошо развита чувствительность к "хим. вешествам", рецепторы гипоталямуса постоянно воспринимают изменение химических показателей внутренней среды организма - это формирует мотивационное возбуждение в гипоталамусе. Оно выполняет роль пейсмекера- активирует и объединяет в единый ансамбль другие /необходимые/ структуры мозга. Это формирует поисковую реакцию, активирует процесс мобилизации информации из памяти, определяет пути поиска для удовлетворения мотивации. У гипоталамуса особая стратегическая роль в регуляции функций - с одной стороны он связан со всеми отделами мозга (в то числе и с корой), с другой- с гормональной сферой- через релизинг-факторы, это позволяет реализовать мотивационное возбуждение через корригирующие нервные и гуморальные влияния. Мотивационное возбуждение параллельно вызывает формирование прогностического аппарата мозга. Удовлетворение потребности возникает за счет исчезновения мотивационного возбуждения, что происходит при реализации целенаправленного поведения и достижении цели.

Удовлетворение потребности может быть ПОЛНЫМ и НЕПОЛНЫМ и от этого зависит дальнейшая судьба мотивационного возбуждения.

Механизмы других мотиваций изучены пока крайне недостаточно.

ФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ

ЭМОЦИИ /чувства/ (с лат. - потрясаю, волную) - реакции организма на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективнуюокраску и охватывающие все виды чувствительности. ЭМОЦИИ - проявление подсознательной деятельности.

Эмоции выполняют две функции: сигнальную и регуляторную.

Сигнальная функция - эмоции сигнализируют о полезности или вредности данного воздействия, об успешности или не успешности выполняемого действия.

Регуляторная функция эмоций- эмоции формируют активность направленную на усиление или прекращение действия раздражителей.

Эмоции / форма ответной реакции организма/ 1.сформировалась в процессе эволюции, как форма приспособления организма к экстремальным факторам. С помощью эмоций организм 2. экстренно мобилизуется. Состояние эмоционального напряжения 3. сопровождается резким усилением функций органов и систем органов, необходимых для лучшего (в данный момент) взаимодействия организма и внешней среды. При эмоциях 4. изменяется субъективное состояние человека. Более тонко работает интеллектуальная сфера, память, особенно четко воспринимаются воздействия окружающей среды. 5. Эмоциональная реакция /выраженность, форма/ зависит от индивидуальных/типологических особенностей человека.

Эмоциональная реакция проявляется либо в виде аффекта, который быстро развивается и исчезает, либо в виде настроения, которое может сохраняться длительно/часы, недели, месяцы/.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Парность в деятельности коры больших полушарий | Теории формирования эмоций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.