Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудности в употреблении некоторых форм глаголов




Взаимодействие лексических и грамматических значений в слове

Как лексика и грамматика, являясь разными сторонами языка, связаны друг с другом, так и лексическое и грамматическое значения в слове находятся во взаимодействии. Это проявляется, например, в том, что с изменением лексического значения в слове меняются и его грамматические значения и формы. Так, в словосочетании звонкий голос прилагательное звонкий качественное. Оно имеет формы степеней сравнения (звонкий, звонче, самый звонкий). То же прилагательное в словосочетании звонкий согласный, потерявшее значение качественности и ставшее относительным прилагательным (звонкий, т.е. образованный с участием голоса), утратило и формы степеней сравнения, т.е. лишилось ряда грамматических значений и форм.

Другой пример. Видовые значения глаголов, т.е. грамматические значения, могут прямо зависеть от их лексических значений. Так, глагол бежать в значении «быстро передвигаться» употребляется только как глагол несовершенного вида: Мальчик поднял кольцо, во весь дух пустился бежать (П.). Иное лексическое значение («совершать побег», «спасаться бегством», «быстро отступать») влечет за собой и другое грамматическое значение - значение совершенного вида: Мальчики собирались бежать куда-то в Америку добывать золото (Ч.).

 

2. Нормативное употребление глагольных форм.

1. Из форм гас- гаснул, мок- мокнул, сох- сохнул (с суффиксом – ну- или без него в прошедшем времени) более употребительной является первая, короткая форма.

2. Большинство глаголов требует чередования корневых а-о в корне: заморозить- замораживать, заработать – зарабатывать, застроить- застраивать, затронуть- затрагивать, обработать- обрабатывать, освоить- осваивать и др.

Следует помнить, что в некоторых глаголах ожидаемого чередования не происходит: обеспокоить- обеспокоивать, обезболить- обезболивать, отсрочить- отсрочивать, подытожить- подытоживать, узаконить- узаконивать.

В некоторых случаях допустимы параллельные формы глаголов: обусловить- обусловливать – обуславливать, сосредоточить- сосредоточивать – сосредотачивать,удостоить- удостоивать- удостаивать и т.д. Учтите, что при наличии подобных вариантов формы с а более свойственны разговорному употреблению, формы с о – книжно-письменным стилям.

 

3. Из двух параллельных форм плещет- плескает, полощет- полоскает, мурлычет- мурлыкает, рыщет- рыскает, машет- махает первые фиксируются словарями как основные варианты, а вторые- как допустимые, разговорные.

4. Определенную трудность представляют собой так называемые недостаточные глаголы, не имеющие отдельных личных форм, чаще всего формы 1-го лица. К ним относятся глаголы, обозначающие действие, которые не могут быть отнесены к говорящему лицу (колоситься, горчить, ржаветь, отняться, заключаться) и глаголы, не имеющие формы 1-го лица единственного числа. По причинам фонетическим (затмить, победить, ощутить, дудеть, чудить, убедить). Для правильного употребления подобных глаголов используется описательная форма: сумею победить, хочу убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить, и т.п.

 

5. Обратите внимание на образование формы повелительного наклонения некоторых глаголов. Нужно говорить и писать: ехать- поезжайте- не езди; идти пойди- идите; класть- положи- положите; лечь- ляг- лягте -. Ни в коем случае нельзя говорить ехай, ездий, ложи, ляж.

6)

6. Отметим, что некоторые глагольные формы при наличии приставки в словах типа присаживайтесь, подскажите считаются просторечными и отражают ложное представление о вежливости. Литературной нормой являются формы садитесь сядьте, скажите (вежливо добавлять пожалуйста).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.