Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация информационной службы




Развитие и внедрение ГИС нуждаются в участии в создании баз данных многих организаций общегосударственного, национального и регионального уровня. От топографо-геодезической службы требуют­ся уточнение и развитие геодезической сети, а также разработка и внедрение автоматизированной технологии съемки и картографиро­вания. Гидрографическая служба обязана автоматизировать методы съемки морского дна, создавать электронные навигационные карты. Гидрометеослужба и служба охраны природы должны повысить эф­фективность системы сбора информации для ГИС. Базы данных в со­циально-экономической области и демографических характеристик составляются статистическими управлениями ведомств, в том числе Комитетом по экологии. Вместе с тем все страны стремятся создать единую территориальную информационную систему, без которой сложно сколько-нибудь успешно справиться с экологическими труд­ностями. Широкое развитие получили международные информаци­онные связи главным образом через ООН. По состоянию на 1984 г. в комиссиях и других подразделениях ООН зарегистрировано около 240 баз данных справочного и фактографического типа. В настоящее вре­мя в распоряжении ООН находится более 700 информационных сис­тем, служб, баз данных. И хотя среди них сравнительно мало специ­ализированных на природоохранной тематике, многие содержат эко­логическую информацию.

Такое обилие информационных источников и банков требует со­гласования их деятельности. Этой цели служат «Руководство по ба­зам данных и системам информации ООН», в котором описаны свыше 600 систем, служб и баз данных, созданных органами ООН и при их участии, и «Путеводитель по информационным ресурсам ООН в об­ласти окружающей среды».

Важнейшую роль в координации международной природоохран­ной деятельности играет Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Она выполняет три задачи: производит оценку, обзор со­стояния окружающей среды и обмен информацией; определяет цели и планирование природоохранных мер; организует международные консультации и соглашения, участвует в осуществлении вспомога­тельных мер в области образования, информации и сотрудничества.

В рамках ЮНЕП функционирует ряд специализированных сис­тем, выполняющих свои задачи и программы. Так, оценка состояния природной среды производится Глобальной системой мониторинга ок­ружающей среды (ГСМОС) ЮНЕП. Система аккумулирует резуль­таты мониторинга, осуществляемого в разных странах, определяет тенденции в изменении состояния природы и выясняет их причины. В настоящее время ГСМОС включает 20 всемирных систем монито­ринга, управляемых совместно и через специализированные агентст­ва ООН, межправительственные организации, например Междуна­родный союз охраны природы природных ресурсов (МСОП), нацио­нальные правительства. Все сети мониторинга имеют базы данных.

Сеть ГСМОС выполняет пять программ. Это мониторинг состоя­ния атмосферы; мониторинг распространения загрязняющих веществ на большие расстояния; мониторинг, связанный со здравоохранени­ем; мониторинг океана и мониторинг возобновляемых ресурсов. Ос­новная программа ГСМОС по атмосфере осуществляет регулярные оценки глобальных явлений в окружающей среде, таких, как угроза озонному слою, эффект изменения климата и др.

Как часть ЮНЕП действует Международный регистр потенциаль­но токсичных химических веществ, созданный для изучения и распространения информации об этих веществах, включая инсектициды и гербициды, и их воздействий на человека и природную среду. Ре­естр ведет службу «запрос — ответ» и регулярно публикует информацию по отдельным веществам.

Выполняется Программа борьбы с опустыниванием ЮНЕП. В этой работе участвует Институт пустынь АН Туркмении, играющий Роль центра информации для региона Юго-Восточной Азии. Программа по океанам и береговым зонам ЮНЕП занимается проблемами морской среды и прибрежных зон. Бюро промышленности и охраны окружающей среды (ИЕО) ЮНЕП разрабатывает методы и выдает рекомендации по учету требований охраны среды при размещении и строительстве промышленных предприятий, производственных зон.

Большую роль в информационном обслуживании программ ЮНЕП и других организаций играет Международная система инфор­мации по окружающей среде (ИНФОТЕРРА) ЮНЕП. Эта глобаль­ная справочно-документальная система обеспечивает широкое использование мировых информационных ресурсов путем удаленного доступа к основным экологическим базам данных. ИН­ФОТЕРРА поставляет информацию на четырех языках: английском, испанском, французском и русском. Она охватывает около 150 стран, в том числе бывшего СССР, в котором было заре­гистрировано около 700 источников, обладающих экологической ин­формацией, и около 150 организаций, потребляющих информацию ИНФОТЕРРА.

ИНФОТЕРРА имеет национальные выделенные центры (НВЦ) и региональные центры обслуживания, объединенные Центром про­граммной деятельности (ЦПД). Важнейшая задача ЦПД состоит в ведении Международного регистра, содержащего данные об источни­ках информации по различным аспектам охраны окружающей среды. Информационное обслуживание потребителей осуществляют 25 сек­торных источников по различным приоритетным темам. Среди них научно-исследовательский институт гидрометеорологической инфор­мации — Мировой центр гидрометеорологических данных (Обнинск), а также институт сельскохозяйственной микробиологии (С.­Петербург).

С целью согласования работы систем ООН в рамках ЮНЕП в на­стоящее время действует утвержденная Советом управляющих ЮНЕП «Общесистемная среднесрочная программа по окружающей среде на период 1990—1995 гг.». Этот документ является главным ин­струментом координации природоохранной деятельности в ООН. Он включает разработку экологических проблем, формулирование при­родоохранных задач и экологической политики органов системы ООН, способствующей повышению эффективности природоохранных мероприятий, содействующей мониторингу природной среды.

В ООН помимо ЮНЕП этими вопросами занимаются также Все­мирная организация здравоохранения (ВОЗ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Международная морская ор­ганизация (ИМО) и др. Кроме того, эти вопросы решают междуна­родные организации, не входящие в ООН. Таковы, например, Коми­тет по охране окружающей среды в авиации (ИКАО), Международ­ный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Всемирный фонд любителей живой природы (ВВФ) и др., имеющие собственные информационные базы данных. Наряду с ними сущест­вует много национальных коммерческих и некоммерческих баз данных по окружающей среде (США).

Значительно улучшило информационное обеспечение потребно­стей нашей и соседних стран создание Международной системы на­учной и технической информации (МСНТИ), в которой участвовали страны Восточной Европы и др. Система построена на основе совре­менных методов и средств получения, обработки, поиска и передачи данных, объединенных Международным центром научной и техниче­ской информации (МЦНТИ). В МСНТИ вошли ряд отраслевых и спе­циализированных систем и служб. Экологическую информацию в разной степени представляют все подсистемы МСНТИ, но основную роль играет Международная проблемно-ориентированная информа­ционная подсистема по охране и улучшению окружающей среды. Бы­ли созданы отраслевые БД.

Среди подсистем МСНТИ необходимо упомянуть Центр по окру­жающей среде (ИНФОРМООС), в котором сосредоточиваются все ви­ды материалов по рубрике «Охрана окружающей среды». ИНФОР­МООС располагает интегрированным БД с годовым приростом ин­формации 15 тыс. записей.

Тематика ИНФОРМООС включает следующие разделы: соци­ально-экономические, организационно-правовые аспекты охраны природы; гигиенические вопросы охраны среды; охрана ландшаф­тов; защита атмосферы от загрязнения; охрана вод; утилизация бы­товых отходов; обеспечение радиационной безопасности; системы расселения и строительства с учетом требований охраны среды; ох­рана недр и рациональное использование природных ресурсов; гло­бальная система мониторинга окружающей среды. Потребителями этой информации выступают научно-исследовательские учреждения и производственные организации, проектные институты и строи­тельные предприятия.

Среди органов, входящих в ИНФОРМООС, числится институт научной и технической информации (ВИНИТИ), Москва. ВИНИ­ТИ является головным органом Государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ), созданной в нашей стране. Это один из крупнейших в мире информационный центр, аккумулиру­ющий информацию о выпускаемой литературе, в том числе по охране природы и природопользованию. ВИНИТИ располагает базой данных как в традиционной форме, так и на машинно-читаемых носителях. По этим материалам издаются реферативные журналы (РЖ), в частности РЖ по охране природы. Экологическая инфор­мация содержится также в специальных разделах выпусков РЖ, например «География». Кроме того, выходят реферативные сборники серии «Охрана природы и воспроизводство природных ресурсов», посвященные различным проблемам экологии человека.

Сейчас число учреждений, занимающихся экологией, стремительно растет и приближается к 1100. Вместе с тем специалистов-экологов в стране явно недостаточно. Поэтому задача эколого-информационной службы – снабжать необходимыми сведениями не только науку и производство, но и учебные заведения, готовящие кадры геоэкологов. Необходимо обеспечить широкий доступ потребителей к местным, государственным и международным информационным ресурсам, базам данных, содержащим экологическую информацию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.