Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Либеральные модели развития Д.Лернера и С.М.Липсета




 

Основная литература по теме:

1. Василик М.А. Политология. М.: Гардарики, 2005.

2. Гаджиев К.С. Политология. М.: Логос, 2005.

3. Мельвиль А.Ю. Политология. М.: Проспект, 2004.

4. Передерий С.В. Политология для студентов вузов. Р н/Д.: Феникс, 2007.

5. Передерий С.В. История политически и правовых учений. Р н/Д.: Феникс, 2006.


ВОПРОС 1:

«ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ»

 

Основные понятия:

Понятие политического развития. Отличительные особенности политического развития. Критерии политического развития: структурная дифференциация институтов политической системы; способности системы к инновация, мобилизации и выживанию; тенденция к равноправию.

 

Понятие «политическое развитие» было введено в научный оборот во второй половине XX в. для отражения динамики политической жизни, обозначения процессов её изменения.

 

Политическое развитие:

– это возрастание способности политической системы постоянно и эффективно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы для диалога между правительством и населением.

 

Отличительные особенности политического развития:

- не является необратимым;

- характеризуется своими самостоятельными критериями (показателями);

- не может быть единообразным в различных общественно-политических системах.

 

Критерии политического развития (Л.Пай):

1) структурная дифференциация институтов политической системы – отражает процесс усложнения социальных отношений вследствие реализации закона возрастающего многообразия деятельности людей и появления новых групп интересов. Политическая система должна:

- быстро реагировать на появление новых требований;

- иметь сильную структурную дифференциацию и высокую специализацию функций политических институтов;

2) «способности» системы:

- к инновациям – способность адаптироваться к новым проблемам, гибко реагировать на новые импульсы и непредвиденные ситуации;

- к мобилизации – способность мобилизовать ресурсы (людские и материальные) для решения стоящих перед обществом задач;

- к выживанию – способность обеспечивать своё выживание, благоприятствуя распространению лояльных для себя форм поведения при помощи специализированных структур политической социализации (школ, университетов, политических партий, армии, церкви и др.), привлекая к политической жизни как тех, кто стремится к этому, так и тех, кто в противном случае мог бы подвергнуть опасности стабильность системы и образовать революционную контркультуру;

3) тенденция к равноправию – характеризуется:

- участием народа в политической деятельности (переход от культуры подчинения к культуре участия, ориентированной на активную роль в политической системе);

- универсальным характером законов (становятся общими и обезличенными);

- антрепренерской системой «рекрутирования» на государственные посты (на основе образования, компетентности, способностей).

 

Центральную роль в концепциях политического развития играет теория политической модернизации, которая в отличие от понятия «политический процесс»:

- употребляется применительно к странам, осуществляющим переход к индустриальному обществу;

- связывается главным образом с социальной мобилизацией и политическим участием, а не с формированием политических институтов.


ВОПРОС 2:

«ПРЕДПОЛСЫЛКИ И ФАКТОРЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ»

 

Основные понятия:

Переход Запада от традиционного к современному модернизированному состоянию. Факторы модернизации: секуляризация, рационализация, конституционализация, нациеобразование, плюрализация. Общие черты, организующие принципы современности/модерна: индивидуализм, дифференциация, рациональность, экономизм, экспансия. Сравнительная таблица черт традиционного, современного и постсовременного обществ.

 

От традиционного к современному модернизированному состоянию Запад двигался примерно с начала XIV в., после «сумерек Средневековья», по конец XVIII в., когда процесс роста индустриального способа производства стал необратимым.

За эти пять веков произошли такие политически значимые процессы как:

- развитие общества выразилось в расслоении дотоле слитных (синкретических) общественных отношений, внутри которых постепенно оформились в качестве автономных пространств жизнедеятельности человека экономика, политика, право, культура и религия;

- к началу XIX в. в большей части Европы сформировались основы индустриального общества, и его базовым действующим субъектом стал человек современный, в поведенческую программу которого вошли суверенные действия, направляемые самостоятельной оценкой ситуации и рациональным учётом собственных интересов.

 

Факторы модернизации:

1) секуляризация – сакральная вертикаль европейского мироустройства, утверждённая католической церковью и единая для всех граждан сменяется новым, когда отдельные властители, различные секты и стоявшие за ними сообщества и даже индивиды начали сами брать на себя право интерпретировать смысл Священного Писания и основания политического порядка;

2) рационализация – замещение всемогущего Всевышнего столь же универсальным и всесильным Разумом – источником и венцом всяческого бытия, что явилось импульсом демистификации (расколдовыванию) мироустройства, а с ним и политического порядка;

3) конституционализация – преодоление болезненного конфликта между абсолютистским государством и гражданским обществом посредством конституций;

4) нациеобразование – самовыражение единства новых политических сообществ;

5) плюрализация – структурирование гражданского общества, выделение различных по типу и по характеру интересов и их организация.

 

Общие черты (организующие принципы) современности/модерна:

1. Индивидуализм – утверждение центральной роли индивида, освобождающегося от обязательных групповых связей, по своему усмотрению выбирающего социальный коллектив, самостоятельно определяющего свои действия и несущего личную ответственность за свои собственные поступки, успехи и неудачи;

2. Дифференциация – возникновение множества новых специализированных занятий и профессий, требующих высокого уровня образования, компетентности и опыта;

3. Рациональность – освобождение в государственном управлении от элементов традиционализма, опора на науку как средство познания и инструмент преобразования действительности;

4. Экономизм – превращение экономики в доминирующую сферу жизни общества, определяющую динамику других областей общественных отношений и выступающую основным регулятором социально-политических процессов;

5. Экспансия – способность процессов и отношений современного типа распространяться и подчинять своим закономерностям отставшие в развитии страны периферии мировой системы.

 

Сравнительная таблица черт традиционного, современного и постсовременного обществ:

 

Традиционное общество Современное общество Модель постсовременного общества
Господство традиции над инновацией Господство инновации над традицией Инновации с учётом традции
Зависимость в организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений Светская организация социальной жизни Светская организация социальной жизни, большая роль религиозных представлений в культуре
Циклический характер развития Поступательный характер развития (прогресс) Плюрализм возможностей и направлений развития. Возможность не развиваться
Ориентация на метафизические, а не на инструментальные ценности. Ценностная рациональность Ориентация на инструментальные, а не на метафизические ценности. Целерациональность Ориентация на инструментальные и метафизические ценности. Ценностно-целевая рациональность
Авторитарный характер власти Демократия Демократия, но и уважение к авторитетам
Отсутствие отложенного спроса – производство ради настоящего. Отсутствие консьюмеризма Отложенный спрос - производство ради будущего. Консьюмеризм Эффективное производство, но и ограничение пределов роста. Отказ от недопотребления и перепотребления
Особый психический склад - недеятельная личность (тип Б) Деятельная личность (тип А) Сочетание типа личности А + Б
Ориентация на мировоззренческое знание, а не на точные науки и технологию Ориентация на точные науки и технологию, но не на мировоззренческое знание Ориентация на точные науки и технологию, использование мировоззренческого знания

 

В основе традиционного общества лежат привычка, инерция, традиция, что объясняет его относительную устойчивость, неподвижность.

В современном обществе местнические представления заменяются универсальными ценностями; основным элементом общества и политики становится индивидуум, а не группа; сообщества, в которых люди живут и работают, основаны на выборе, а не на происхождении; индивидуум сам выбирает образ жизни и цели, в отличие от традиционного, в котором они предписываются или утверждаются его группой; работа отделена от семьи, места жительства и не зависит от бюрократических структур и т.д.

 


ВОПРОС 3:

«ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ТИПЫ И ПОДХОДЫ»

 

Основные понятия:

Политическая модернизация по С.Н.Эйзенштадту. Типы модернизации: «первичаная», «вторичная», «отражённая», «вдогонку». Этапы развития теории модернизации. Концепции модернизации политической сферы. Модель политической модернизации Данкварта Ростоу. Теория политической модернизации Самюэля Хантингтона.

 

Политическая модернизация означает (С.Н.Эйзенштадт):

1) создание дифференцированной политической структуры с высокой специализацией политических ролей и институтов;

2) территориальное и функциональное расширение области центрального законодательства, администрации и политической активности;

3) постоянное расширение включённости в политическую жизнь социальных групп и индивидов;

4) возникновение и быстрое увеличение рациональной политической бюрократии;

5) ослабление традиционных элит и их легитимации; замена традиционных элит модернизаторскими и др.

 

Типы модернизации:

1) «первичная» (Западная Европа, США, Канада) – охватывает эпоху промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав, демократизации и т.д.;

2) «вторичная», «отражённая», модернизация «вдогонку» (Россия, Бразилия, Турция и др.) – основным фактором выступают социокультурные контакты отставших в своём развитии стран с уже существующими центрами индустриальной культуры.

 

Этапы развития теории модернизации:

1-й – 50 – 60 гг. XX в.:

- модернизация понималась каквестернизация, т.е. копирование западных устоев во всех областях жизни;

- господствовала идея однолинейного развития: одни страны отстают от других, но в целом они движутся по одному пути модернизации;

- политическая модернизация воспринималась, во-первых, как демократизация развивающихся стран по западному образцу, во-вторых, как условие и следствие успешного социально-экономического роста стран «третьего мира», в-третьих, как результат их активного сотрудничества с развитыми государствами Западной Европы и США;

2-й – 70 – 90-е гг.:

- связь между модернизацией и развитием была пересмотрена: первая стала рассматриваться не как условие второго, а как его функция;

- приоритетной целью было названо изменение социально-экономических и политических структур, которое могло проводиться и вне западной демократической модели;

- появляются концепции «частичной модернизации», «тупиковой модернизации», «кризисного синдрома модернизации;

- более детально стали исследоваться конкретные политические процессы с учётом специфических исторических и национальных условий, культурного своеобразия различных стран.

 

Концепции модернизации политической сферы:

I. Модель политической модернизации Данкварта Ростоу (1925 – 1996):

«… Модернизация представляет собой соединение западных (вестернизация) и традиционных влияний… Одновременно с известными преимуществами она приносит собой опасности и лишения… Последствия модернизации не определены в моральном плане».

Выделил три ключевые цели модернизации: 1) национальное единство; 2) стабильная власть; 3) равенство. Наиболее приемлемыми вариантами модернизационных преобразований он считал пути 2 – 1 – 3 или 1 – 2 – 3. Равенства следует добиваться не ранее достижения национального единства и устойчивости власти, ибо при отсутствии одного из этих компонентов велика вероятность распада политического режима и последующей анархии. Без усовершенствованной системы властвования невозможно полноценное разделение труда, а значит, равенство будет установлено в самом примитивном виде, что непременно вызовет протест в обществе. Если политическая идентификация и базис властной системы могут складываться ещё в условиях традиционного социума, то политическое участи и равенство – неотъемлемые характеристики модернизированного общества, причём переход к массовому участию длится несколько поколений. Ускоренная, особенно форсированная властью, модернизация способна вызвать завышенные ожидания людей и привести в итоге к революции или реставрации.

 

II. Теория политической модернизации Самюэля Хантингтона (род. 1927):

Модернизация представляет собой процесс, включающий: 1) рационализацию власти; 2) дифференциацию социальных, государственных и гражданских структур; 3) повышение уровня политического участи. По критерию очерёдности достижения этих целей выделил три модели модернизации: – континетрально-европейскую (преобладали рационализация власти (бюрократия, новый тип армии) и дифференциация структур (ослабление аристократии, становление новых социальных групп); британскую (схожа с континентальной, однако отличалась тем, что централизацию власти олицетворял и осуществлял парламент, а не институт монархии); США (воспроизвели британские политические институты образца XVI в., при этом сведя модернизацию к росту политического участия).

Политическая модернизация есть дестабилизирующее явление, потому главная проблема такого процесса – не свобода, а создание легитимного общественного порядка, устойчивость которого становится основной ценностью. Граждане вполне нормально проживут в условиях политического порядка без свободы, но они не могут пользоваться свободами без порядка.

Виды модернизации:

1). Технократическая модернизация – временное ограничение участия граждан, увеличение капиталовложений, экономический рост, который усугубляет неравенство. Ведёт к использованию принуждения (даже репрессий) для предотвращения широкого участия людей в политике.

2) Популистская модернизация – главенствует равенство, ради которого увеличиваются возможности политического участия, принимаются меры по обеспечению равного положения людей в материальном плане и, при необходимости, по удержанию темпов экономического роста на относительно низком уровне. Способная стать причиной гражданских столкновений из-за резкого расширения участия граждан в политике.

 


ВОПРОС 4:

«ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

 

Основные понятия:

Особенности политического развития России: этатизм, раскол российской культуры, последовательная смена реформ и контрреформ. Понятие переходного периода в современной России. Российская модернизация. Перспективы российской модернизации.

 

Особенности политического развития России:

1-я – этатизм:

- решающая роль государства в реформировании всей общественной системы;

- огромная политическая роль бюрократии;

- патернализм и клиентелизм (стремление быть под патронажем государства, отдельного его института или какого-либо лица; преимущественное использование элитами неформальных связей);

- «выключенность» широких масс из повседневного политического процесс, ограниченность сферы публичной политики, массовая политическая инертность или иммобилизм;

- отсутствие цивилизованных форм взаимоотношений между «верхами» и «низами», правовой нигилизм и тех, и других.

2-я – раскол российской культуры:

- начало раскола положили реформы Петра I;

- характерен постоянный конфликт субъкультур – западнической и почвеннической, радикальной и патриархально-консервативной, анархической и этатистской, демократической и коммунистической и т.д.;

- перманентное отсутствие базового консенсуса, национального согласия, «надлом этнического поля», болезненный разлад между различными социальными группами.

3-я – последовательная смена реформ и контрреформ.

 

Переходный период в современной России:

– это ситуация активной «запаздывающей» модернизации сверху, политическим путём, структурной перестройки экономики, попыток включиться в новую технологическую волну.

 

Российская модернизация наталкивается на множество помех политического патернализма и клиентелизма на пути не только роста уровня политического участи, но и развития системы в более широком социально-историческом смысле. Слабость инфраструктуры гражданского общества и отсутствие каналов самовыражения отдельных слоёв компенсируются в России формированием множества элитных групп. Вместо развитого общественного плюрализма быстрыми темпами оформляется элитный корпоративизм.

 

Перспективы политической модернизации будут определяться способностью режима решить следующие четыре группы проблем:

1. Выведение из-под политического контроля преобладающей части экономических ресурсов;

2. Создание открытой социальной структуры путём преодоления жёсткой территориальной и профессиональной закрепленности людей;

3. Формирование политических институтов и культуры, обеспечивающих взаимную безопасность открытого политического соперничества различных сил в борьбе за власть;

4. Создание эффективной системы местного самоуправления, способных стать реальной альтернативной традиционному бюрократическому централизму.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1080; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.