КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Либеральные модели развития Д.Лернера и С.М.Липсета
Основная литература по теме: 1. Василик М.А. Политология. М.: Гардарики, 2005. 2. Гаджиев К.С. Политология. М.: Логос, 2005. 3. Мельвиль А.Ю. Политология. М.: Проспект, 2004. 4. Передерий С.В. Политология для студентов вузов. Р н/Д.: Феникс, 2007. 5. Передерий С.В. История политически и правовых учений. Р н/Д.: Феникс, 2006. ВОПРОС 1: «ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ»
Основные понятия: Понятие политического развития. Отличительные особенности политического развития. Критерии политического развития: структурная дифференциация институтов политической системы; способности системы к инновация, мобилизации и выживанию; тенденция к равноправию.
Понятие «политическое развитие» было введено в научный оборот во второй половине XX в. для отражения динамики политической жизни, обозначения процессов её изменения.
Политическое развитие: – это возрастание способности политической системы постоянно и эффективно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы для диалога между правительством и населением.
Отличительные особенности политического развития: - не является необратимым; - характеризуется своими самостоятельными критериями (показателями); - не может быть единообразным в различных общественно-политических системах.
Критерии политического развития (Л.Пай): 1) структурная дифференциация институтов политической системы – отражает процесс усложнения социальных отношений вследствие реализации закона возрастающего многообразия деятельности людей и появления новых групп интересов. Политическая система должна: - быстро реагировать на появление новых требований; - иметь сильную структурную дифференциацию и высокую специализацию функций политических институтов; 2) «способности» системы: - к инновациям – способность адаптироваться к новым проблемам, гибко реагировать на новые импульсы и непредвиденные ситуации; - к мобилизации – способность мобилизовать ресурсы (людские и материальные) для решения стоящих перед обществом задач; - к выживанию – способность обеспечивать своё выживание, благоприятствуя распространению лояльных для себя форм поведения при помощи специализированных структур политической социализации (школ, университетов, политических партий, армии, церкви и др.), привлекая к политической жизни как тех, кто стремится к этому, так и тех, кто в противном случае мог бы подвергнуть опасности стабильность системы и образовать революционную контркультуру; 3) тенденция к равноправию – характеризуется: - участием народа в политической деятельности (переход от культуры подчинения к культуре участия, ориентированной на активную роль в политической системе); - универсальным характером законов (становятся общими и обезличенными); - антрепренерской системой «рекрутирования» на государственные посты (на основе образования, компетентности, способностей).
Центральную роль в концепциях политического развития играет теория политической модернизации, которая в отличие от понятия «политический процесс»: - употребляется применительно к странам, осуществляющим переход к индустриальному обществу; - связывается главным образом с социальной мобилизацией и политическим участием, а не с формированием политических институтов. ВОПРОС 2: «ПРЕДПОЛСЫЛКИ И ФАКТОРЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ»
Основные понятия: Переход Запада от традиционного к современному модернизированному состоянию. Факторы модернизации: секуляризация, рационализация, конституционализация, нациеобразование, плюрализация. Общие черты, организующие принципы современности/модерна: индивидуализм, дифференциация, рациональность, экономизм, экспансия. Сравнительная таблица черт традиционного, современного и постсовременного обществ.
От традиционного к современному модернизированному состоянию Запад двигался примерно с начала XIV в., после «сумерек Средневековья», по конец XVIII в., когда процесс роста индустриального способа производства стал необратимым. За эти пять веков произошли такие политически значимые процессы как: - развитие общества выразилось в расслоении дотоле слитных (синкретических) общественных отношений, внутри которых постепенно оформились в качестве автономных пространств жизнедеятельности человека экономика, политика, право, культура и религия; - к началу XIX в. в большей части Европы сформировались основы индустриального общества, и его базовым действующим субъектом стал человек современный, в поведенческую программу которого вошли суверенные действия, направляемые самостоятельной оценкой ситуации и рациональным учётом собственных интересов.
Факторы модернизации: 1) секуляризация – сакральная вертикаль европейского мироустройства, утверждённая католической церковью и единая для всех граждан сменяется новым, когда отдельные властители, различные секты и стоявшие за ними сообщества и даже индивиды начали сами брать на себя право интерпретировать смысл Священного Писания и основания политического порядка; 2) рационализация – замещение всемогущего Всевышнего столь же универсальным и всесильным Разумом – источником и венцом всяческого бытия, что явилось импульсом демистификации (расколдовыванию) мироустройства, а с ним и политического порядка; 3) конституционализация – преодоление болезненного конфликта между абсолютистским государством и гражданским обществом посредством конституций; 4) нациеобразование – самовыражение единства новых политических сообществ; 5) плюрализация – структурирование гражданского общества, выделение различных по типу и по характеру интересов и их организация.
Общие черты (организующие принципы) современности/модерна: 1. Индивидуализм – утверждение центральной роли индивида, освобождающегося от обязательных групповых связей, по своему усмотрению выбирающего социальный коллектив, самостоятельно определяющего свои действия и несущего личную ответственность за свои собственные поступки, успехи и неудачи; 2. Дифференциация – возникновение множества новых специализированных занятий и профессий, требующих высокого уровня образования, компетентности и опыта; 3. Рациональность – освобождение в государственном управлении от элементов традиционализма, опора на науку как средство познания и инструмент преобразования действительности; 4. Экономизм – превращение экономики в доминирующую сферу жизни общества, определяющую динамику других областей общественных отношений и выступающую основным регулятором социально-политических процессов; 5. Экспансия – способность процессов и отношений современного типа распространяться и подчинять своим закономерностям отставшие в развитии страны периферии мировой системы.
Сравнительная таблица черт традиционного, современного и постсовременного обществ:
В основе традиционного общества лежат привычка, инерция, традиция, что объясняет его относительную устойчивость, неподвижность. В современном обществе местнические представления заменяются универсальными ценностями; основным элементом общества и политики становится индивидуум, а не группа; сообщества, в которых люди живут и работают, основаны на выборе, а не на происхождении; индивидуум сам выбирает образ жизни и цели, в отличие от традиционного, в котором они предписываются или утверждаются его группой; работа отделена от семьи, места жительства и не зависит от бюрократических структур и т.д.
ВОПРОС 3: «ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ТИПЫ И ПОДХОДЫ»
Основные понятия: Политическая модернизация по С.Н.Эйзенштадту. Типы модернизации: «первичаная», «вторичная», «отражённая», «вдогонку». Этапы развития теории модернизации. Концепции модернизации политической сферы. Модель политической модернизации Данкварта Ростоу. Теория политической модернизации Самюэля Хантингтона.
Политическая модернизация означает (С.Н.Эйзенштадт): 1) создание дифференцированной политической структуры с высокой специализацией политических ролей и институтов; 2) территориальное и функциональное расширение области центрального законодательства, администрации и политической активности; 3) постоянное расширение включённости в политическую жизнь социальных групп и индивидов; 4) возникновение и быстрое увеличение рациональной политической бюрократии; 5) ослабление традиционных элит и их легитимации; замена традиционных элит модернизаторскими и др.
Типы модернизации: 1) «первичная» (Западная Европа, США, Канада) – охватывает эпоху промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав, демократизации и т.д.; 2) «вторичная», «отражённая», модернизация «вдогонку» (Россия, Бразилия, Турция и др.) – основным фактором выступают социокультурные контакты отставших в своём развитии стран с уже существующими центрами индустриальной культуры.
Этапы развития теории модернизации: 1-й – 50 – 60 гг. XX в.: - модернизация понималась каквестернизация, т.е. копирование западных устоев во всех областях жизни; - господствовала идея однолинейного развития: одни страны отстают от других, но в целом они движутся по одному пути модернизации; - политическая модернизация воспринималась, во-первых, как демократизация развивающихся стран по западному образцу, во-вторых, как условие и следствие успешного социально-экономического роста стран «третьего мира», в-третьих, как результат их активного сотрудничества с развитыми государствами Западной Европы и США; 2-й – 70 – 90-е гг.: - связь между модернизацией и развитием была пересмотрена: первая стала рассматриваться не как условие второго, а как его функция; - приоритетной целью было названо изменение социально-экономических и политических структур, которое могло проводиться и вне западной демократической модели; - появляются концепции «частичной модернизации», «тупиковой модернизации», «кризисного синдрома модернизации; - более детально стали исследоваться конкретные политические процессы с учётом специфических исторических и национальных условий, культурного своеобразия различных стран.
Концепции модернизации политической сферы: I. Модель политической модернизации Данкварта Ростоу (1925 – 1996): «… Модернизация представляет собой соединение западных (вестернизация) и традиционных влияний… Одновременно с известными преимуществами она приносит собой опасности и лишения… Последствия модернизации не определены в моральном плане». Выделил три ключевые цели модернизации: 1) национальное единство; 2) стабильная власть; 3) равенство. Наиболее приемлемыми вариантами модернизационных преобразований он считал пути 2 – 1 – 3 или 1 – 2 – 3. Равенства следует добиваться не ранее достижения национального единства и устойчивости власти, ибо при отсутствии одного из этих компонентов велика вероятность распада политического режима и последующей анархии. Без усовершенствованной системы властвования невозможно полноценное разделение труда, а значит, равенство будет установлено в самом примитивном виде, что непременно вызовет протест в обществе. Если политическая идентификация и базис властной системы могут складываться ещё в условиях традиционного социума, то политическое участи и равенство – неотъемлемые характеристики модернизированного общества, причём переход к массовому участию длится несколько поколений. Ускоренная, особенно форсированная властью, модернизация способна вызвать завышенные ожидания людей и привести в итоге к революции или реставрации.
II. Теория политической модернизации Самюэля Хантингтона (род. 1927): Модернизация представляет собой процесс, включающий: 1) рационализацию власти; 2) дифференциацию социальных, государственных и гражданских структур; 3) повышение уровня политического участи. По критерию очерёдности достижения этих целей выделил три модели модернизации: – континетрально-европейскую (преобладали рационализация власти (бюрократия, новый тип армии) и дифференциация структур (ослабление аристократии, становление новых социальных групп); британскую (схожа с континентальной, однако отличалась тем, что централизацию власти олицетворял и осуществлял парламент, а не институт монархии); США (воспроизвели британские политические институты образца XVI в., при этом сведя модернизацию к росту политического участия). Политическая модернизация есть дестабилизирующее явление, потому главная проблема такого процесса – не свобода, а создание легитимного общественного порядка, устойчивость которого становится основной ценностью. Граждане вполне нормально проживут в условиях политического порядка без свободы, но они не могут пользоваться свободами без порядка. Виды модернизации: 1). Технократическая модернизация – временное ограничение участия граждан, увеличение капиталовложений, экономический рост, который усугубляет неравенство. Ведёт к использованию принуждения (даже репрессий) для предотвращения широкого участия людей в политике. 2) Популистская модернизация – главенствует равенство, ради которого увеличиваются возможности политического участия, принимаются меры по обеспечению равного положения людей в материальном плане и, при необходимости, по удержанию темпов экономического роста на относительно низком уровне. Способная стать причиной гражданских столкновений из-за резкого расширения участия граждан в политике.
ВОПРОС 4: «ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»
Основные понятия: Особенности политического развития России: этатизм, раскол российской культуры, последовательная смена реформ и контрреформ. Понятие переходного периода в современной России. Российская модернизация. Перспективы российской модернизации.
Особенности политического развития России: 1-я – этатизм: - решающая роль государства в реформировании всей общественной системы; - огромная политическая роль бюрократии; - патернализм и клиентелизм (стремление быть под патронажем государства, отдельного его института или какого-либо лица; преимущественное использование элитами неформальных связей); - «выключенность» широких масс из повседневного политического процесс, ограниченность сферы публичной политики, массовая политическая инертность или иммобилизм; - отсутствие цивилизованных форм взаимоотношений между «верхами» и «низами», правовой нигилизм и тех, и других. 2-я – раскол российской культуры: - начало раскола положили реформы Петра I; - характерен постоянный конфликт субъкультур – западнической и почвеннической, радикальной и патриархально-консервативной, анархической и этатистской, демократической и коммунистической и т.д.; - перманентное отсутствие базового консенсуса, национального согласия, «надлом этнического поля», болезненный разлад между различными социальными группами. 3-я – последовательная смена реформ и контрреформ.
Переходный период в современной России: – это ситуация активной «запаздывающей» модернизации сверху, политическим путём, структурной перестройки экономики, попыток включиться в новую технологическую волну.
Российская модернизация наталкивается на множество помех политического патернализма и клиентелизма на пути не только роста уровня политического участи, но и развития системы в более широком социально-историческом смысле. Слабость инфраструктуры гражданского общества и отсутствие каналов самовыражения отдельных слоёв компенсируются в России формированием множества элитных групп. Вместо развитого общественного плюрализма быстрыми темпами оформляется элитный корпоративизм.
Перспективы политической модернизации будут определяться способностью режима решить следующие четыре группы проблем: 1. Выведение из-под политического контроля преобладающей части экономических ресурсов; 2. Создание открытой социальной структуры путём преодоления жёсткой территориальной и профессиональной закрепленности людей; 3. Формирование политических институтов и культуры, обеспечивающих взаимную безопасность открытого политического соперничества различных сил в борьбе за власть; 4. Создание эффективной системы местного самоуправления, способных стать реальной альтернативной традиционному бюрократическому централизму.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |