Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Афины при Перикле




Биография Перикла [см. портрет Перикла]. Время, когда Перикл стоял во главе полиса, считается "золотым веком" Афин, а сам Перикл – выдающимся лидером демократии. По происхождению Перикл принадлежал к той части афинской аристократии, которая поддерживала демократические преобразования. Его двоюродным дедом по матери был законодатель Клисфен, а отцом – известный афинский полководец и государственный деятель Ксантипп, прославивший свое имя победой над персами у мыса Микале в 479 г. Так что для Перикла не существовало дилеммы – к какой политической группировке примкнуть. Политическая карьера в Афинах начиналась не слишком рано: греки считали, что управлять государством могут лишь умудренные жизнью люди. С 18 до 20 лет юноша-гражданин был эфебом, т. е. проходил срочную военную службу в гарнизонах на границе Аттики. С 20 лет он мог принимать участие в заседаниях народного собрания, но быть избранным членом Совета (булевтом) или стать судьей (дикастом) можно было только начиная с 30 лет.

Перикл, как и другие юноши из аристократических семей, получил хорошее образование. Грамоте в Афинах обучали учителя-грамматики, большое внимание уделялось физической подготовке в гимнасиях, но самой важной ступенью образования считалось обучение философии и риторике (ораторскому искусству). Умение читать и писать было лишь необходимой предпосылкой, но умение выступать перед согражданами, убеждать их своими аргументами было высшим достижением любого образованного грека. Переписывать книги могли и рабы, а выступать в народном собрании, в суде и на заседании Совета мог только свободный гражданин. Наибольшее влияние на Перикла оказал философ Анаксагор, который считал разум регулирующим и управляющим началом. Именно влиянию Анаксагора приписывали современники ту глубину мысли, которой отличались речи Перикла, да и его душевные качества – хладнокровие и спокойствие, умеренный образ жизни и политические устремления.

В начале своей деятельности Перикл оставался как бы в тени других политиков, и прежде всего признанного вождя демоса – простата (дословно "стоящего впереди") Эфиальта. К середине 440-х годов главным противником Перикла стал Фукидид, сын Мелесия (не путать с историком Фукидидом, сыном Олора), который возглавлял аристократическую группировку. В 444 г. афиняне решали, кто из двух лидеров будет изгнан остракизмом. Афиняне выступили за дальнейшее развитие демократии; изгнанным оказался Фукидид, и афинский демос в течение 14 лет после этого, с 443 по 430 г. до н. э., год за годом доверял Периклу должность первого стратега ("военачальника"). Враги обвиняли Перикла в том, что таким образом он добился единоличной неограниченной власти, но это было не так: ничто не мешало афинским гражданам не избрать Перикла или даже привлечь его к суду за неправильное расходование средств (так и случилось в 430 г. до н. э.). Перикл не имел в своем распоряжении аппарата подавления, он мог только убеждать афинян голосовать за его предложения, поддерживать его политику. Не случайно он готовился к каждому своему выступлению перед демосом, волновался, как будто выступал с речью в первый раз. Но политика Перикла отвечала интересам демоса. В чем же она заключалась?

 

Реформы Перикла. Прежде всего Перикл стремился к тому, чтобы все граждане могли реально, а не формально занимать ответственные государственные должности. Казалось бы, законы Клисфена уже предоставляли равные права всем гражданам, но исполнение должностей не оплачивалось, и бедные жители Афин не могли бросить свои занятия для исполнения общественных поручений. Перикл такую плату ввел. Больше всего получали те, кто защищал родной город: гоплит (тяжеловооруженный пехотинец) или матрос – по 1 драхме (= 6 оболам) в день. В 457 г. гражданин из класса зевгитов, к которому принадлежало большинство крестьян (вспомни законы Солона), впервые стал архонтом. Член Совета (булевт) получил 5 оболов, другие должностные лица – архонты – 4 обола, заседатели в суде – по 1 (а затем 2) обола в день. Перикл заботился и о культурном досуге сограждан: в праздник Дионисий, когда устраивались театральные представления, бедным гражданам выдавался "теорикон" (по 2 обола), чтобы они могли посетить театр.

 

Строительная программа Перикла. Не были забыты ремесленники и торговцы. В правление Перикла в Афинах было развернуто крупномасштабное строительство, потребовавшее больших затрат и обеспечившее работой ремесленников самых разных специальностей. В 447 – 431 гг. до н. э. на строительные работы в Афинах были истрачены 7 тысяч талантов – огромная сумма, причем большая ее часть была собрана с членов Афинского морского союза. Строительные работы велись не только в Афинах – благоустроен был также порт Пирей, там были воздвигнуты новые причалы, склады. Продолжилось строительство "Длинных стен", связывавших Афины с Пиреем – они сделали невозможной блокаду Афин. "Тем более удивления поэтому заслуживают творения Перикла, – писал древнегреческий биограф Плутарх, – что они созданы в короткое время, но для долговременного существования. По красоте своей они с самого начала были старинными, а по блестящей сохранности они доныне свежи, как будто недавно окончены: до такой степени они всегда блещут каким-то цветом новизны и сохраняют свой вид не тронутым рукою времени, как будто эти произведения проникнуты дыханием вечной юности, имеют не стареющую душу!" Великолепные общественные здания и храмы, воздвигнутые при Перикле, сделали Афины прекраснейшим городом Греции.

 

"Да ты чурбан, когда Афин не видел,

Осел, коль видя их, не восхищался,

Когда с охотою покинул их – то мул", –

 

писал древний поэт.

Наиболее величественным сооружением был Парфенон – храм Афины Девы (Парфенос) [см. Парфенон], покровительницы города. Архитекторы Иктин и Калликрат построили его таким образом, что ни время, ни землетрясения не были властны над ним. Однако самый страшный враг творений рук людских – сам человек. В 1687 г., во время войны между Венецией и Турцией, венецианский снаряд попал в Парфенон, где турки устроили пороховой склад. Раздался страшный взрыв... Но даже и теперь, полуразрушенный, Парфенон прекрасен, и десятки тысяч людей каждый год приезжают в Афины, чтобы полюбоваться этим неповторимым памятником. Мы привыкли к тому, что каждое здание обязательно должно иметь фасад, но греки были другого мнения. Храмом в форме периптера, окруженным колоннами со всех сторон, можно было любоваться с любой точки. Архитекторы поставили Парфенон так, что, когда человек через Пропилеи входил на акрополь, он видел Парфенон с угла. В Парфеноне нет ни одной строго горизонтальной или вертикальной линии – все они немного изогнуты с учетом оптического эффекта. Благодаря этому зрителю все линии представляются абсолютно правильными.

В Парфеноне много скульптурных изображений, фризов. Наиболее интересен, пожалуй, западный фриз, на котором Фидий изобразил спор богини Афины и бога морей Посейдона о том, кому из них быть покровителем города. Посейдон ударил трезубцем по скале, и забил источник целебной солоноватой воды. Афина ударила копьем – выросло оливковое дерево. Дар Афины показался афинянам более ценным – она стала покровительницей Афин, и именно в ее честь был воздвигнут Парфенон. Внутри Парфенона находилась огромная скульптура Афины, покрытая Фидием тысячами пластинок из слоновой кости; шлем и одеяние богини были сделаны из золота. Именно этот драгоценный наряд богини и сыграл роковую роль в судьбе Фидия – он был обвинен в хищении золота. [См. план афинского Акрополя. V в. до н. э. ]

 

Атаки политических противников. Перикл не был, конечно же, идеальным правителем, и он ошибался, и у него оставались политические враги, которые пытались скомпрометировать его в глазах народа. Тем не менее авторитет "первого стратега" у афинского демоса был непоколебим. Тогда его противники попытались атаковать близких ему людей. Первой жертвой стала его вторая жена милетянка Аспасия. В обычных афинских семьях того времени женщина занимала подчиненное положение и практически не покидала пределы женской половины дома ("гинекея"). Другие мужчины (кроме мужа) не имели права появляться там. В афинской судебной практике известен случай, когда афинянин, услышав, что воры грабят дом его соседа, побоялся помешать им, потому что для этого нужно было зайти в чужой гинекей. Совсем по-другому относился к своей жене Перикл: Аспасия присутствовала при разговорах Перикла и его друзей, участвовала в них и вообще была весьма образованной для своего времени. Недоброжелатели стали обвинять ее в сводничестве, и Периклу с большим трудом удалось добиться ее оправдания в афинском суде. Затем был обвинен в непочтительном отношении к богам друг Перикла философ Анаксагор: особенно возмутило многих жителей Афин то, что звезды и Солнце он считал горячими материальными телами и полагал, что Солнце величиной с полуостров Пелопоннес. Анаксагор был вынужден бежать из Афин. И, наконец, ближайший соратник Перикла скульптор Фидий был заключен в тюрьму по обвинению в присвоении части средств, направленных на украшение храмов. Все в Афинах знали, что Перикл неподкупен, что он никогда не принимает участия в пирушках, что единственная дорога, которой он ходил каждый день, – дорога на агору, на народное собрание или в Совет. И тем настойчивее становились обвинения в адрес его друзей и близких.

 

* * *

 

Политическая деятельность Перикла протекала в период расцвета демократических Афин, и сам он в немалой степени способствовал такому расцвету. Этот период не был ни легким, ни спокойным: Афины воевали и с персами, и со спартанцами, но никто не мог оспаривать славу Афин как культурной и интеллектуальной столицы Эллады. Был построен Парфенон, в Афинах писал историю греко-персидских войн "отец истории" Геродот, в Афинах жили замечательные философы и "софисты" – учителя мудрости и красноречия. Несравненным был и афинский театр: в нем ставились пьесы великих драматургов Эсхила, Софокла и Еврипида. Не случайно именно афинянину Софоклу принадлежат знаменитые строки:

 

"В мире много сил великих,

Но сильнее человека нет на свете ничего".

 

Афинский гражданин чувствовал себя полновластным хозяином государства, демократия способствовала высвобождению талантов. Не следует забывать, что 30 – 40 тысяч афинских граждан за короткий исторический период смогли создать столько великих творений искусства, оказать такое влияние на развитие мировой истории, что создается впечатление, что их были миллионы и "век Перикла" длился не три десятилетия, а многие века.

Однако Пелопоннесскую войну, начатую при Перикле, Афины в конце концов проиграли. Ведь демократия – не идеальный государственный строй, а только наилучший из возможных. Народ может совершать ошибки, а может и превратиться в толпу, и тогда демократия сменяется охлократией (властью толпы). Но перикловы Афины не только стали образцом для последующих демократий; они продемонстрировали потенциальные возможности демократии, пусть охватывающей еще не всех, а только граждан. Расцвет классической греческой культуры в V в. до н. э. связан прежде всего именно с Афинами.

 

Афинские демократические институты

Слово "демократия" ("власть народа") – слово греческое, и сравнительно недавно во всем мире отмечалось 2500-летие демократии, началу которой положили реформы Клисфена в Афинах (508-500 гг. до н. э.). Демократические институты Афин претерпевали некоторые изменения, но мы будем рассматривать их в целом, имея в виду расцвет афинской демократии в V-IV вв. до н. э.

Демократия – это власть демоса, т.е. народа, но под народом понималось отнюдь не все население Афин, а только взрослые мужчины-граждане (потомки исконных обитателей Аттики). Метеки (иностранцы) и рабы были лишены доступа к политической жизни, как и женщины. Из примерно 300-тысячного населения Аттики в V в. до н. э. граждане составляли около 30 тысяч, т.е. 10%. Такая пропорция кажется нам несправедливой, но следует помнить, что в XIX веке даже в самых демократических странах – Англии, Франции, США – далеко не все жители-мужчины имели права гражданства, а женщин наделили гражданскими правами только в XX веке.

Граждане делились на 10 фил (которые можно рассматривать как избирательные округа) и более 170 демов (мелких территориальных единиц: квартал в городе, поселение в сельской местности). В деме велись списки граждан, и граждане каждого дема обычно хорошо знали друг друга. Принадлежность к тому или иному дему была зафиксирована на момент реформ Клисфена в конце VI в. до н. э., и если даже в более поздний период потомки переезжали в другой район Аттики, принадлежность к дему, в котором принадлежал их предок, сохранялась. Интересно, что подобный избирательный принцип сохранился и в современной Греции.

Высшим органом государства считалось народное собрание (экклесия) – собрание всех граждан полиса. Оно созывалось в Афинах, сначала на агоре (рыночной площади), а с V в. – на холме Пникс. Все граждане могли в нем участвовать, но реально приходила лишь небольшая часть. Кворум в 20-25% граждан для принятия важнейших решений считался совершенно нормальным. Народное собрание собиралось 4 раза в месяц (в Афинах было 10 гражданских месяцев), т.е. 40 раз в году. Все вопросы могли быть рассмотрены на народном собрании, но естественно, что необходим был орган, который бы производил отбор наиболее важных вопросов, которые необходимо было включить в повестку дня народного собрания.

Таким органом после реформ Клисфена стал Совет пятисот (булэ). В Совет пятисот избиралось по 50 представителей от каждой филы, и этот орган имел право пробулевсиса – предварительного рассмотрения решений, поступающих на рассмотрение народного собрания. Окончательное решение в любом случае оставалось за народным собранием. Совет пятисот собирался чаще, чем народное собрание, и мог осуществлять более оперативное управление государственными делами. Члены Совета пятисот приносили клятву, в которой обязывались защищать установления афинской демократии.

Однако управление повседневными делами осуществляли пританы – 50 представителей от каждой филы в Совете пятисот. Месяц в году (а потом передавали полномочия пританам – представителям другой филы) они постоянно заседали в пританее – специальном здании, построенным для них.

Исполнительную власть в Афинах осуществляли выборные должностные лица (обычно для их обозначения используют латинское название – магистраты). Они избирались на год либо голосованием в народном собрании, либо посредством жеребьевки. Жеребьевка получила распространение на более поздних этапах развития демократии, поскольку отвечала представлению о том, что все граждане должны принимать участие в управлении государством. Жеребьевка, впрочем, не распространялась на самые ответственные должности, связанные с военным командованием или с контролем за государственными финансами. Исполнение высших государственных должностей было почетной обязанностью: к этому стремились, невзирая на издержки, в том числе и финансовые, потому что это было весьма престижно.

С другой стороны, исполнение государственных должностей было и небезопасным занятием. После окончания срока полномочий магистрат должен был отчитаться, и если его отчет народное собрание не принимало, он мог быть присужден к уплате крупного денежного штрафа (Мильтиад, победитель персов при Марафоне, умер в тюрьме, дожидаясь уплаты штрафа).

Высшими магистратами в Афинах были стратеги (военачальники, генералы). Каждый год избиралась коллегия из десяти стратегов. Они возглавляли вооруженные силы Афин и имели наибольшее политическое влияние. Архонты, которые были высшими должностными лицами ранее, в архаический период, сохранились как магистратура, но политическое значение утратили. Уже с начала V в. до н. э. их стали выбирать по жребию. Поэтому постепенно утратил свое значение (несмотря на временное усиление в эпоху греко-персидских войн) Совет Ареопага, состоявший из бывших архонтов. Совет Ареопага (или просто Ареопаг) рассматривал только религиозные преступления.

Зато очень большое значение имел суд присяжных (гелиэя). Каждый год 5 тыс. афинских граждан (и 1 тыс. как резерв) избирались для заседания в многочисленных афинских судах. К концу IV в. до н. э. было построено специальное просторное здание, которое вмещало сразу несколько судебных коллегий. Афинский суд был состязательным: судьи выслушивали аргументы истца (государственных прокуроров в Афинах не было) и ответчика и принимали тайным голосованием решение об осуждении или оправдании обвиняемого, а затем определяли меру наказания, если таковая не была указана в законе. К достоинствам афинской судебной системы можно было отнести то обстоятельство, что судей нельзя было подкупить (они узнавали, какое дело будут рассматривать, непосредственно перед заседанием), к недостаткам – то, что они заранее не знакомились с делом и воспринимали его на слух. Поэтому велика была роль судебных ораторов (предшественников современных адвокатов), которые за плату писали речи для участников процесса. Участники процесса должны были соблюдать регламент: время для речей ограничивалось, свидетельством чему стали водяные часы, найденный археологами и предназначенные именно для судебных нужд.

Вообще подавляющее большинство афинских граждан за время своей жизни исполняло те или иные государственные должности, участвовало в судебных заседаниях. Дело не только (и, может быть, не столько) в том, что со времени Перикла исполнение государственных должностей оплачивалось, а с начала IV в. до н. э. оплачивалось даже посещение народного собрания. Дело в принципе фактически обязательного участия граждан в общественной жизни, в неотделенности государства от общества. Афинский полис (как и греческий полис вообще) рассматривается современными исследователями как коллективная собственность граждан, и для подобной точки зрения есть много оснований. Гражданство было закрытой корпорацией: гораздо проще было стать из раба вольноотпущенником, чем свободному неафинянину получить права афинского гражданства.

Типично афинским институтом был остракизм, который получил название от острака – глиняных черепков, использовавшихся для голосования. Раз в год на народное собрание выносился вопрос о том, есть ли в государстве человек, который угрожает демократическому строю и может захватить тираническую власть. Если вопрос решался положительно, что через некоторое время созывалось другое народное собрание, необходимым условием легальности которого было наличие высокого для Афин кворума – 6 тысяч присутствующих. Граждане писали на черепках (острака) имена тех или иных политиков, которые, по их мнению, представляли опасность для государства. Набравший наибольшее число голосов изгонялся из пределов Аттики сроком на 10 лет без лишения гражданских прав и без конфискации имущества. Таким образом были изгнаны многие видные политические деятели. Остракизм использовался в политической борьбе как сторонниками, так и противниками демократии. Практика остракизма кажется на первый взгляд странной и несправедливой: можно было изгнать человека, руководствуясь одними только подозрениями. Однако она вводила некие "правила игры" для политической борьбы: ведь до этого политических противников попросту стремились убить. Практика остракизма просуществовала в Афинах около 70 лет, и никогда не применялась после Пелопоннесской войны. Возможно, это объясняется тем, что большую роль в IV в. до н. э. стали играть суды, на которых и стремились добиться осуждения политических противников.

Один из подобных примеров – процесс над знаменитым философом Сократом в 399 г. до н. э., которого присудили к смерти в сущности за антидемократические убеждения (официально обвинив в нечестии). Впрочем, такой процесс был скорее исключением. Ведь не случайно, что все известные противники демократии жили именно в Афинах.

Расцвет афинской демократии приходится на V-IV вв. до н. э., когда Афины были одним из сильнейших государств Греции и когда демократический режим был стабилен. Немногочисленные и недолговечные попытки низвержения демократии (в 411 г. в разгар Пелопоннесской войны со Спартой, после поражения Афин в войне в 404 г., и, наконец, после смерти Александра Македонского, когда Афины оказались бессильны противостоять Македонии) скорее подчеркивают стабильность этого типа государственного устройства, естественность его в глазах рядовых афинян и укорененность его в афинском обществе.

13. МЕЖПОЛИСНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В ПЕРИОД ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЯ

(по учебнику «История древней Греции»

под ред. В. И. Авдиева, А. Г. Бокщанина и Н. Н. Пикуса)

[см. еще одну карту «Афинский морской союз»]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.