Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение Сократа и его значение

 

Афинский философ Сократ (469-399 гг. до н. э.) – одна из интереснейших и популярнейших фигур в духовной истории человечества. Он жил и творил в период расцвета Афин: Сократ родился в год, когда Кимон разбил персов, а умер в тюрьме уже после окончания Пелопоннесской войны. Родителями Сократа были коренные афиняне – скульптор Софрониск и повитуха Фенарета. Таким образом, Сократ не происходил из аристократической среды и не скрывал этого. По аналогии с ремеслом матери он называл спой философский метод «майевтикой» (повивальным искусством), помогая собеседнику как бы самому «родить» истину, но не навязывая ее и готовом виде. По недостоверным преданиям, Сократ даже работал в качестве скульптора, причем ему приписывали несколько статуй, установленных на акрополе.

Однако уже в юношеском возрасте Сократ проявил склонность к философии, и некоторые богатые афиняне помогли ему, чтобы он смог учиться. Сам Сократ, нужно отметить, так и не стал богатым человеком. Огромное влияние на него оказало в молодости посещение общегреческого святилища – храма Аполлона в Дельфах. Надпись па его фронтоне—«познай самого себя»—Сократ считал девизом своей философии. Не случайно впоследствии пифия (пророчица) Дельфийского храма признала Сократа мудрейшим из эллинов.

Учителями Сократа, очевидно, были софисты —мудрецы и наемные учителя красноречия. Наиболее известными среди них были Протагор, Продик, Горгий. Перикловы Афины стали центром софистического движения в Греции. Сократа привлекало в софистах то, что они от проблем природы первыми перешли к изучению проблем человека. «Человек есть мера всех вещей — существующих в том, что они существуют, и не существующих в том, что они не существуют»,— учили они. Но неприемлемым для Сократа был сам способ изучения мудрости, философии («философия» по-гречески — любовь к мудрости) — софисты брали плату за обучение, а Сократ считал, что это абсурдно. К тому же софисты проповедовали относительность морали, условность нравственных установлений. Сократ же основал именно этическую философию, и вопрос нравственного долга был для него наиважнейшим.

Однако для большинства афинских граждан не было разницы между софистами и Сократом. Сократ сделался удобной фигурой для насмешек толпы. Это уже происходило в 20-е годы V в., когда после смерти Перикла характер афинской демократии стал резко меняться. Во главе государства появляются демагоги — авантюристические политики «нового стиля». Мудрость Сократа стала объектом насмешек в комедиях. Хор в комедии Аристофана «Лягушки» поет:

Не сидеть у ног Сократа,

Не болтать, забыв про Муз,

Позабыть про высший смысл

Трагедийного искусства,—

В этом верный, мудрый путь.

(перевод А. Пиотровского).

В 423 г. до н. э. на афинской сцене была поставлена другая комедия Аристофана «Облака», в которой философ представлен в виде человека, сбивавшего с пути истинного афинское юношество, навязывавшего ему бесплодные и ненужные с точки зрения обывателя умствования. Такая репутация в глазах общественного мнения впоследствии дорого обойдется Сократу.

Но эта репутация не имела ничего общего с тем, чему учил Сократ юношество. «Главная добродетель юноши—ничего сверх меры»,— любил повторять Сократ. «Самое крепкое государство — то, которое имеет добрых людей», — учил он. Сократ отвергал всяческие излишества и говорил: «Другие люди живут для того, чтобы есть, а я ем для того, чтобы жить». Сам Сократ всегда исполнял свои гражданские обязанности и других призывал делать то же. В качестве гоплита он участвовал в осаде Потидеи в 432 г. и в сражениях при Делии в 424 г. и Амфиполе в 422 г., причем проявлял личное мужество и представлялся к наградам.

В 406 г. Сократ был членом Совета пятисот и председательствовал на народном собрании, которое решало судьбу стратегов-победителей в битве при Аргинусских островах. В это время Афины находились уже на грани поражения в войне со Спартой, но, собрав последние силы и средства, снарядили большой флот. В битве при Аргинусских островах, недалеко от острова Лесбос, афиняне одержали блестящую победу над спартанским флотом, но и сами понесли тяжелые потери: 20 кораблей и около 2 тысяч человек. Сразу после сражения разыгралась страшная буря, и возглавлявшие флот афинские стратеги (и среди них сын Перикла и Аспазии Перикл Младший) не смогли оказать помощь терпевшим бедствие согражданам. Под воздействием родственников погибших народное собрание Афин, подстрекаемое демагогами, осудило стратегов-победителей на смерть. Единственным, кто открыто выступил против этого несправедливого и чудовищного решения, был Сократ. Он как мог увещевал сограждан, призывал их опомниться, указывал на незаконность и несправедливость их суда. Но невозможно переубедить взвинченную толпу. Стратеги были казнены, а после этого их преемники уже не проявляли никакой инициативы, пуще врагов опасаясь собственных сограждан. Уже в следующем, 405 г. афинский флот был разгромлен, а в 404 г. Афины капитулировали; так закончилась Пелопоннесская война. Афиняне впоследствии признали, что их решение по делу стратегов-победителей было неправильным и даже осудили его инициаторов, но было слишком поздно. Воспоминание о мудром совете Сократа вызывало у них лишь раздражение...

Сократ не уклонялся от гражданских обязанностей, но не стремился участвовать в политической деятельности. Он посвятил себя полностью изучению философии. Каковы были его философские взгляды? Это нелегкий вопрос. Дело в том, что Сократ ничего не записывал и не оставил никаких сочинений. Его метод— выяснение истины через диалог с собеседником, «сократическую беседу», предполагал особое значение устного слова. О взглядах Сократа мы можем судить только по сочинениям его учеников, Платона и Ксенофонта.

Сократ во всех предметах искал полезную, практическую сторону и думал, что ничто бесполезное не может быть справедливым, хорошим или честным. Сократ постоянно спрашивал: «Для чего это может служить?» Он осуждал всякое знание, не имевшее отношения к пользе. При выяснении нравственных понятий он отождествлял справедливость с пользой. Так же он смотрел на добро и красоту.

Однако мы будем несправедливы, если на этом основании отнесем Сократа к поклонникам морали, исключительно основанной на пользе. Сократ никогда не отделял пользы от добра и справедливости и самая польза имела для него значение по причине се тождества со справедливостью. Справедливость он имел постоянно в виду и в жизни, и в учении и стремился никогда не отступать от нее ни в поступках, ни в чувствах.

Сократ не призывал вступать в конфликт с традиционными религиозными представлениями: он учил почитать и воздавать установленные жертвы богам своего полиса. Сократ считал, что каждый человек имеет душу божественного происхождения, и верил, что в нем самом есть «внутренний голос» (демоний), предостерегающий его от дурных поступков.

Философ являлся сторонником такого государственного устройства, при котором господствуют справедливые по своей природе законы, причем граждане безусловно должны повиноваться законам. Однако философ не считал законом всякое произвольное распоряжение властей. Для Сократа добродетель—это знание, и править должны добродетельные, т.е. знающие люди. Если этот принцип мог еще соблюдаться в перикловых Афинах, в период «золотого века» афинской демократии, то в современных ему Афинах, когда у власти зачастую были некомпетентные демагоги, этот принцип постоянно нарушался.

Главный недостаток демократии Сократ видел в некомпетентности высших должностных лиц. Особенно отрицательно он относился к порядку, согласно которому некоторые должности занимались путем жеребьевки. Да и к решениям народного собрания у него не было особых оснований относиться с пиететом. Иронизируя над всевластием афинского демоса, который своим решением превращал незнающих людей в стратегов, Сократ, когда был поднят вопрос о нехватке лошадей, посоветовал и этот вопрос решить на народном собрании и превратить ослов в лошадей путем голосования.

Однако если враги афинской демократии, олигархи, приписывали все внутренние и внешние неудачи Афин демократическому устройству полиса, то позиция Сократа была иной. В основе постигших Афины неурядиц он видел прежде всего нравственную порчу своих сограждан, самоуверенность и легкомысленность в делал военных и гражданских. А сократовский призыв к согражданам внимательно присмотреться к достижениям своих врагов не означал перехода Сократа па враждебные Афинам позиции. Философ стремился к совершенствованию государственной системы Афин, но это не нравилось многим его согражданам.

После поражения в Пелопоппесской войне, спартанской оккупации и внутренних смут демократия в Афинах была восстановлена, но она была лишь слабой тенью перикловой демократии. И в этой атмосфере новые демократические лидеры начали поиск врагов. Наиболее подходящей фигурой оказался Сократ, против которого и было возбуждено обвинение: «Сократ повинен в отрицании богов, признанных городом, и во введении новых божественных существ; повинен он и в совращении молодежи. Предлагается смертная казнь». Процесс состоялся в 399 г. до н. э.

Сократа судил суд присяжных заседателей—гелиэя. Пятьсот судей-гелиастов сначала должны были определить, виновен ли Сократ, а затем назначить меру наказания. Судебная коллегия избиралась но жребию (не зря против этого так протестовал Сократ!) для того, чтобы судьи не были подкуплены. Но судьи не были знакомы с содержанием дела и выносили решение «на слух», основываясь на выступлениях обвинителя и подсудимого. Знаменитый афинский судебный оратор написал для Сократа речь, но философ решил защищать себя сам по собственному разумению. Обычно подсудимые приводили па заседание суда жену и детей, стремясь разжалобить судей. Двое из трех сыновей Сократа были малолетними, но он запретил жене появляться на суде с детьми. В своей защитительной речи Сократ подчеркивал, что главной его целью было служение истине, что он воспитывал молодых афинян в уважении к закону и справедливости, сам всегда добросовестно исполнял гражданский долг.

Обвинителям удалось настоять на своем. Голосов за осуждение было подано больше, но встал вопрос о мере наказания. Если бы Сократ согласился на большой штраф или изгнание, суд, очевидно; счел бы свою задачу выполненной. Но философ стал говорить о том, что по его жизни он больше заслуживает награды, нежели наказания. Озлобленные судьи в результате большинством осудили его на смерть.

Когда был вынесен смертный приговор, Сократ сказал: «Афиняне, придет время и оно недалеко, когда те люди, которые захотят о нашем городе выразиться дурно, поставят вам в упрек и вину то, что вы приговорили к смерти мудрого Сократа. Мудрым меня

назовут не потому, что я действительно был им, по чтобы сделать оскорбление для вас чувствительнее. Нет, не недостаток во мне красноречия погубил меня, а то, что во мне мало дерзости и бесстыдства. Я гибну от того, что не хотел говорить с вами тем языком, слышать который вы привыкли».

И после этого, в тюрьме, Сократ не изменил своим моральным принципам. Когда ему сказали: «Афиняне осудили тебя на смерть»,— он ответил: «А природа осудила их самих». «Ты умираешь безвинно»,— говорила ему жена, на что Сократ возразил: «А ты хотела, чтобы заслуженно?» Сократ отказался бежать из тюрьмы, хотя ученики подготовили побег. Он предпочел подчиниться законному, хотя и несправедливому решению суда. Своей смертью он как бы подтвердил принципы разработанной им этической философии, Сократ выпил яд и умер на руках у преданных учеников.

Сократ оказал огромное влияние на развитие греческой философии. Все последующие философы были либо его учениками, либо тюниками его учеников. Сократ повернул философию лицом к человеку. И Платон, и Аристотель были сократиками. Личность Сократа как бы осветила дальнейшее развитие греческой философии.

Перикл и Сократ были непохожими людьми. Совершенно по-разному сложился и их жизненный путь. Объединили их Афины. Афинская демократия при всех ее недостатках была тем непременным условием, той основой, на которой развивалась и политическая, и духовная жизнь. Благодаря Периклу Афины стали политической и культурной столицей Эллады, благодаря Сократу – ее духовным центром. Демократия—далеко не идеальный государственный строй, а просто наилучший из возможных. И жизненные пути Перикла и Сократа дают для подобного утверждения достаточно веские основания.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Позднегреческая тирания | Греческая культура IV В. До Н. Э
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.