КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие сведения. Фрикционные передачи, принцип действия, классификация, применение
Фрикционные передачи, принцип действия, классификация, применение. Способы прижатия катков. Назначение и роль передач в машинах. Классификация механических передач. Шпоночные соединения. Классификация, расчет, применение. Все основные виды шпонок можно разделить на клиновые и призматические. Первая группа шпонок образует напряженные, а вторая — ненапряженные соединения. Размеры шпонок и допуски на них стандартизованы. Соединение клиновыми шпонками (например, врезной клиновой шпонкой — рис 6.1) характеризуется свободной посадкой ступицы на вал (с зазором); расположением шпонки в пазе с зазорами по боковым граням. передачей вращающего момента от вала к ступице в основном силами трения, которые образуются в соединении от запрессовки шпонки. Запрессовка шпонки смещает центры вала и ступицы на некоторое значение Δ, равное половине зазора посадки и деформации деталей. Клиновая форма шпонки может вызвать перекос детали, при котором ее торцовая плоскость не будет перпендикулярна оси вала Обработка паза в ступице с уклоном.Такая пригонка совершенно недопустима в условиях массового производства. Эти недостатки послужили причиной того, что применение клиновых шпонок резко сократилось в условиях современного производства. Соединение призматическими шпонками ненапряженное. Оно требует изготовления вала и отверстия с большой точностью. Во многих случаях посадка ступицы на вал производится с натягом. Момент передается с вала на ступицу боковыми узкими гранями шпонки При этом на них возникают напряжения смятия σсм, а в продольном сечении шпонки напряжения среза τ (рис. 6.2). Для упрощения расчета допускают, что шпонка врезана в вал на половину своей высоты, напряжения σсм распределяются равномерно по высоте и длине шпонки, а плечо равнодействующей этих напряжений равно ~ d/2. Рассматривая равновесие вала или ступицы при этих допущениях, получаем условия прочности в виде: , (1)
У стандартных шпонок размеры b и h подобраны так, что нагрузку соединения ограничивают не напряжения среза, а напряжения смятия. Поэтому при расчетах обычно используют только формулу (1). В некоторых конструкциях подвижных соединений целесообразно применять короткие шпонки, прикрепленные к ступице. Сегментная и цилиндрическая шпонки являются разновидностью призматической шпонки, так как принцип работы этих шпонок подобен принципу работы призматической шпонки. Глубокая посадка шпонки обеспечивает ей более устойчивое положение, чем у простой призматической шпонки. Однако глубокий паз значительно ослабляет вал, поэтому сегментные шпонки применяют главным образом для закрепления деталей на малонагруженных участках вала, например на концах валов. Цилиндрическую шпонку используют для закрепления деталей на конце вала. Отверстие под шпонку сверлят и обрабатывают разверткой после посадки ступицы на вал. При больших нагрузках ставят две или три цилиндрические шпонки, располагая их под углом 180 или 120°. Цилиндрическую шпонку устанавливают в отверстие с натягом. В некоторых случаях шпонке придают форму. Призматические шпонки широко применяют во всех отраслях машиностроения. Простота конструкции и сравнительно низкая стоимость — главные достоинства этого вида соединений. Поэтому шпоночные соединения не рекомендуют для быстроходных динамически нагруженных валов. В тех случаях, когда одна шпонка не может передать заданного момента, устанавливают две или три шпонки. При этом следует учитывать, что постановка нескольких шпонок связана с технологическими затруднениями, а также ослабляет вал и ступицу. Поэтому многошпоночные соединения почти не применяют. Их заменяют зубчатыми соединениями. 26. Соединение штифтами. Конструкция, классификация применение. Штифты в основном предназначены для точного взаимного фиксирования деталей, а также для передачи относительно небольших нагрузок. По форме штифты можно разделить на: цилиндрические, конические, цилиндрические пружинные разрезные, просеченные цилиндрические, конические и др. Гладкие штифты изготовляют из стали 45 и А12, штифты с канавками и пружинные — из пружинной стали. Цилиндрические штифты в отверстия ставят с натягом, они удерживаются от выпадания силами трения. Для постоянного прочного соединения обе детали сверлят и развертывают совместно под один размер. Для возможности разборки без выколачивания штифтов в соединениях на плоскости дополнительно развертываются отверстия в одной детали. Конические штифты выполняют с конусностью 1:50, обеспечивающей надежное самоторможение и центрирование деталей.
Основные виды конических штифтов: а) простые, забиваемые в отверстия, применяемые в сквозных отверстиях при возможности выбивания другой стороны; б) с резьбой для извлечения при разборке, применяемые при установки в глухие отверстия. В соединениях, подверженных толчкам и ударам, и в соединениях быстровращающихся деталей конические штифты необходимо специально предохранять от ослабления натяга и выпадания. Для этого их выполняют с прорезью. Конические штифты в основном применяют, а) в соединениях деталей по плоскостям, стягиваемым крепежными винтами; б) в соединениях по цилиндрическим и коническим поверхностям вал — ступица. В соединениях деталей по плоскости применяют обычно по два штифта и осуществляют фиксацию, тогда как основная нагрузка воспринимается силами трения в стыке, создаваемыми затяжкой винтов. В соединениях деталей по цилиндрическим и коническим поверхностям при небольших нагрузках штифты заменяют шпонки. Пружинные штифты вальцуют из ленты и закаливают. Ввиду податливости их можно устанавливать в отверстия с большими допусками, обеспечивая надежное сцепление даже при ударной нагрузке и сохранение силы сцепления после многократной сборки и разборки. Штифты с канавками применяют преимущественно для передачи нагрузки, а так же в качестве шпонок.
В машиностроении применяют механические, электрические, гидравлические и пневматические передачи. Механическая передача – это механизм для передачи энергии на расстоянии, как правило, с преобразованием скорости и моментов, иногда с преобразованием видов и законов движения. Согласование режима работы двигателя с режимом работы исполнительных органов машины осуществляют с помощью передач. Необходимость применения передач: 1) Несовпадение частот вращения двигателя и рабочих органов машин; 2) Большинство машин требуют регулирования скорости и периодически работают с большими моментами при низких скоростях; 3) Двигатели выполняют для равномерного вращательного движения, а машинам часто необходимо поступательное движение, движение с заданным законом изменения скорости4 4) Двигатели не всегда могут быть соединены исполнительным механизмом из-за условий габаритов, техники безопасности, иногда они должны приводить по нескольку механизмов. Передачи по принципу работы делят на: 1) Передачи трением: · С непосредственным контактом тел качения (фрикционные) · С гибкой связью (ременные передачи) 2) Передачи зацеплением · С непосредственным контактом (зубчатые, червячные) · С гибкой связью (цепные) Передачи выполняют с u = const (постоянное передаточное число) и с u = Var (вариционно-переменное). В последнем случае применяют ступенчатое (коробки скоростей, ременные передачи - высокая надежность) и бесступенчатое регулирование (фрикционные и цепные вариаторы). Бесступенчатое регулирование менее надежно, применяется для малых мощностей (10 – 15 кВт). Конкурентами этих передач являются: · Гидравлические · Электрические Они имеют простую систему регулирования и могут передавать большую мощность. Бесступенчатое регулирование позволяет: ü Повысить производительность труда за счет полной загрузки двигателя ü За счет исключения остановок повысить производительность труда ü Автоматизировать процесс управления и управлять на расстоянии ü Выбрать оптимальный технологический процесс. Передачи зацеплением бывают: Ø Открытые (обычно тихоходные, смазываемые периодически густой смазкой) Ø Полуоткрытые (имеющие кожух для масляной ванны) Ø Закрытые (заключенные в стальные, чугунные или пластмассовые корпуса со смазкой) окунанием колес в масляную ванну и с хорошей защитой от загрязнения. Передачи делят на: ü Кинематические, служащие только для преобразования скоростей ü Силовые, для преобразования вращающих моментов. Все типы передач могут быть встроены в машину или выполнены как отдельные части. Закрытые, отдельно выполненные устройства с u 1 называются редукторами, а с u 1 – мультипликаторами.
Работа фрикционной передачи основана на использовании сил трения, которые возникают в месте контакта двух тел вращения под действием сил прижатия Fn. При этом должно быть Ft£ F, где Ft – окружная сила; F – сила трения между катками. Нарушение этого условия приводит к буксированию и быстрому износу катков. Фрикционные передачи – передачи, в которых движение от ведущего тела к ведомому передается силой трения. Все фрикционные передачи можно разделить на две основные группы: 1. Передачи нерегулируемые. То есть с постоянным передаточным отношением; 2. Передачи регулируемые, или вариаторы, позволяющие изменять передаточное отношение плавно и непрерывно(бесступенчатое регулирование). Каждая из указанных групп охватывает большое количество передач, различающихся по конструкции и назначению. Различают передачи с параллельными и пересекающимися осями валов, цилиндрической, конической, шаровой или торовой поверхностью рабочих катков, постоянным или автоматическим прижатием рабочих катков, промежуточным(паразитным) фрикционным элементом или без него. Достоинства: 1) простота тел качения; 2) равномерность вращения (при высоких скоростях); 3) возможность бесступенчатого регулирования чисел оборотов. Недостатки: 1) большие нагрузки на валы; 2) необходимость специальных нажимных устройств для прижатия тел качения; 3) опасность повреждения передачи при буксовании; 4) невозможность получения жесткой кинематической связи между валами; 5) низкий коэффициент полезного действия(0,80 – 0,82). Схема простейшей нерегулируемой передачи изображена на рисунке. Она состоит из двух катков с гладкой цилиндрической поверхностью, закрепленных на параллельных валах. На рисунке показана схема простейшего вариатора(лобовой вариатор). Ведущий ролик А можно перемещать по валу в направлениях, указанных стрелками. При этом передаточное отношение плавно изменяется в соответствии с изменением рабочего диаметра d2 ведомого диска Б. Если перевести ролик на левую сторону диска, то можно получить изменение направления вращения ведомого вала – вариатор обладает свойством реверсивности.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 878; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |