Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расцвет Киевской державы при Ярославе Мудром. «Русская правда»

Распространение ислама

Крещение Руси при князе Владимире: легенды и реалии

Термин «Русь» и его происхождение

Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей

Норманская теория, её политический смысл. Антинорманизм.

Основные этапы становления государственности

Лекция 3. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности

План:

 

Литература:

Артамонов М.И. История хазар. – Л., 1962; СПб., 2001.

Древнейшие государства Восточной Европы. – 1988 г. – М., 2000.

Кобищанов Ю.М. Полюдье: Явление отечественной и всемирной истории цивилизаций. – М., 1995.

Ловмяньский Х. Русь и норманны. – М., 1985.

Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. - М., 1951 (переиздание – СПб., 2002).

Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель // Вопросы истории. – 1991. - № 2-3.

Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. – М., 1990.

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX–XI вв. - М.; Смоленск, 1995.

Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. – 2-е изд. – М., 2004.

Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до конца XVI века. Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений - М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2005.

Свердлов М.Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI - первой трети XIII в. – СПб., 2003.

 

1. Участвуя в Великом переселении народов, к VIII веку славяне заселяют обширные пространства Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы. Не позднее VIII-IX вв. у славян формируется так называемая «военная демократия» – предгосударственная фаза общественного развития. В ходе расселения у славян происходило разложение племенного строя и переход к соседской общине. Вместо патриархальных родов возникают новые общности, которые носили уже территориальный характер. Структура этих общностей была двухступенчатой: несколько относительно небольших образований составляли, как правило, более крупные – «союзы племенных княжеств». В эпоху раннего средневековья уже выделяются устойчивые объединения восточных славян. «Повесть временных лет», написанная в начале XII в., упоминает ряд славянских племенных союзов Восточной Европы, которые вошли в состав Древнерусского государства. Данные археологии подтверждают летописную информацию. В лесостепном ареале среднего Поднепровья проживало «племя» полян, севернее - в зоне лесов - древляне (деревляне) и в районе, так называемого «Полесья», в бассейне р. Припять - дреговичи. Материальная культура этих объединений была единой, а их названия, буквально обозначавшие районы расселения - поля, леса и «дрегву» - болота, очень архаичны и, очевидно, отражали регионы расселения первоначально единой племенной группы (археологическая культура типа Луки Райковецкой). Южнее - по Днестру и «до моря» расселились уличи и тиверцы. Со 2 пол. VIII в. по левым притокам Днепра расселилось племенное объединение «Север» (северяне). В сложении их этнического облика приняли участие кочевые алано-болгарские (ирано-тюркские) племена. В IX-X вв. часть северян освоила бассейн верхней Оки и, смешавшись с местными балтскими племенами, образовала племенной союз вятичей. Часть северян в это же время продвинулась на север и стала известна в бассейне р. Сож (юго-восточная Белоруссия) как радимичи. Бассейн р. Волхов осваивался так называемыми «словенами новгородскими» с территории польского Поморья. Это известно по данным антропологии и орфографии новгородских берестяных грамот. Они смешивались с местными финно-угорскими племенами. Территория современной Белоруссии, Смоленской области, юго-западной части Московской области и вплоть до рязанского Поочья была колонизирована кривичами (буквально: кровные — родные). Эта группа восточных славян сформировалась при сильном влиянии автохтонных балтских племен. Очевидно, под балтским влиянием у кривичей и вятичей сформировался обряд захоронения остатков кремации в домовинах – небольших деревянных ящиках, размещавшихся в основании кургана, ближе к краю (могильник у с. Тризново Щекинского района Тульской области). На основе союза племенных княжеств полян в Среднем Поднепровье к началу IX века сложилось политическое образование, поучившие название Русь. Для отстраненного взгляда «извне», со стороны византийских и арабских авторов, это был народ «неизвестный» и «неименитый», варварский, языческий; его происхождение связывалось, прежде всего, с чудовищными народами края ойкумены - Гогом и Магогом, князем Рос и т.п. Представление о варварском северном народе рос, широко распространившееся в контексте эсхатологической легенды о Гоге и Магоге, было непосредственно использовано патриархом Фотием связи с осадой Константинополя в 860 г.: «Народ вышел из страны северной, устремляясь как бы на другой Иерусалим»

2. Ответ на вопрос «откуда есть пошла Русская земля» русский летописец (который назван в некоторых древнерусских памятниках Нестором) дал в начале «Повести временных лет» (ПВЛ): от призванных в 862 г. (лето 6370 от сотворения мира по летописной датировке) «варяг прозвася Руская земля» [ПВЛ. I. С. 18]. Присутствие на Руси в IX – X вв. скандинавских дружинников-варягов и летописный рассказ о варяжском происхождении правящей династии (Рюриковичей) породили длительную (с XVIII века) дискуссию между норманистами и антинорманистами. Первые отстаивали точку зрения о создании Древнерусского государства скандинавами, а вторы отрицали это.

Острота споров вокруг этимологии названия восточнославянского государства возникших во второй половине XVIII в. в полемике М. В. Ломоносова с немецкими учеными (Байером, Миллером) в Российской академии и имевших в то время отчетливо выраженный политический характер, сохранялась до последних десятилетий. И норманисты, и антинорманисты в XVIII — первых десятилетиях XX в. стояли на единых методологических позициях: идеалистическом представлении о возможности создания государства одним лицом или группой лиц. Это обусловило подмену проблемы происхождения государства вопросом о происхождении его названия. В то же время уже отечественный историк В. О. Ключевский отмечал нетождественность этих вопросов.

В настоящее время у отечественных и зарубежных историков существует мнение, что возникновение Древнерусского государства стало возможным в результате экономического и социального развития, внутренних процессов; что внешние влияния могли несколько ускорить или замедлить, но отнюдь не заменить их.

3. Согласно ПВЛ, в 879 году умер Рюрик, оставив малолетнего сына Игоря, вместо которого, стал управлять родственник князя Олег (879 - 912). Дата эта, как и другие в ПВЛ достаточно условная. Но, в отличие от Рюрика, историчность Олега и Игоря не подвергается никакому сомнению. Вряд ли приходится сомневаться и в общей канве дальнейших событий, описанных в ПВЛ, прежде всего походе Олега на юг. По сути, северный правитель закрепился в земле кривичей (Смоленске) и других пунктах вдоль «пути из варяг в греки». Уже это ясно показывает направленность действий Олега. По словам ПВЛ, Олег, достигнув Киева, обманом умертвил Аскольда и Дира, и сам закрепился в южном городе, объявив его «матерью городов русских». Несомненно, этот термин более позднего происхождения (он - калька с греческого), но сам факт захвата Олегом Киева сомнений не вызывает.

Время княжения Олега примечательно его военным походом к Царьграду в 907 - 911 гг. Летописцы пишут, что Олег, приплыв к стенам византийской столицы, велел своим дружинникам вытащить ладьи на берег, поставить их на колеса и, развернув паруса, подступить к городу. Изумленные греки признали себя побежденными, заплатили Олегу дань и подписали с ним выгодный для Руси договор в 911 году. Предание гласит, что победоносный князь прибил к воротам Царьграда свой щит.

Русские летописи оставили об Олеге противоречивые сообщения:

Лаврентьевская летопись - Олег родственник Рюрика, а значит князь, имевший право на престол. Умер в Киеве в 912 году от укуса змеи.

Новгородская I летопись - Олег воевода Рюрика. Умер своей смертью в Ладоге в 922 году.

Есть еще и другие вопросы, ответы на которые ищут историки: каков бы возраст Игоря в год смерти Рюрика и узурпировал ли власть Олег?

В силу этого обстоятельства историки по-разному относятся к Олегу Вещему. Одни считают его безвестным конунгом, разбойничьи захватившим Киев, а другие, наоборот, идеализируют его. Академик Б. А. Рыбаков считает княжение Олега в Киеве незначительным эпизодом, излишне раздутый позднее летописцами и норманистами.

После смерти Олега княжить начал Игорь (912-945). Его княжение было долгим и деятельным. Игорь принял власть уже в зрелом возрасте, по подсчетам С. М. Соловьева, приблизительно в 35 лет. «Повесть временных лет» мало упоминает об Игоре до начала его княжения: в 903 году Игорь женился на псковитянке Ольге, в 907 году во время похода Олега на Царьград Игорь оставался в Киеве.

В самом начале княжения Игорю пришлось вновь подчинять власти Киева древлян. Недовольные данью Олега, древляне отказались платить дань новому князю. Игорь не только нанес поражение древлянам, но и обложил их большей данью, чем Олег. Однако второе столкновение с древлянами закончилось гибелью князя. После сбора дани в 945 году Игорь с малой дружиной решил собрать ее повторно. Древляне во главе со своим князем Малом перебили малочисленную дружину Игоря и самого князя.

Игорь совершил два военных похода на Царьград. В первом походе русские суда были сожжены «греческим огнем». Во втором походе Игорь принял предложение греков о мире и подписал с ними в 944 году договор, менее выгодный для Руси по сравнению с договором 911 году.

Договоры Киевской Руси с Византией отражали самую раннюю стадию международных отношений. Тогда подданные различных государств смотрели друг на друга как на скрытых врагов и каждый, кто попадал в чужую страну, чувствовал себя в ней, как во вражеском стане.

По договору 944 года русский князь должен был всех посланных от себя в Царьград снабжать специальными грамотами, в которых указывать, сколько послал кораблей, чтобы греки знали, что русские прибыли к ним с миром. Прибывших без грамот византийское правительство задерживало и сообщало о них киевскому князю. В случае, если задерживаемые пытались оказать сопротивление властям, те снимали с себя ответственность за жизнь прибывших. Русским послам и купцам запрещалось творить какие-либо бесчинства по пути в столицу Византии. По прибытии в Царьград они обязаны были зарегистрироваться и жить на подворье монастыря Святого Мамы, в предместье города.

С утверждением постоянной столицы в Киеве складывается понятие «Русская земля», «Русь» (у византийцев «Россия»). К середине X в. это понятие уже обнимало Киевскую землю, корме нее термин применялся и к Новгородской земле, именуемой Внешней Русью. Не случайно в договорах с греками русскими городами названы в первую очередь Киев, Чернигов и Переяславль, но возможно, к ним причислялись и другие города, находившиеся под непосредственным княжеским управлением.

4. В последние десятилетия в мировой науке конкурируют две трактовки слова «русь». Многие отечественные и зарубежные лингвисты, историки и археологи придерживаются скандинавской этимологии названия и постепенно пополняют ее аргументацию (лингвистическую — А. И. Попов, Г. А. Хабургаев, Г. Шрамм, археологическую — Г. С. Лебедев). Ряд отечественных историков вслед за М. Н. Тихомировым настаивает на автохтонном (среднеднепровском) происхождении этого названия, однако доказательства в их трудах либо отсутствуют, либо сводятся к общим соображениям о существовании в Среднем Поднепровье Русского государства на рубеже VIII—IX вв. (или раньше) при отсутствии здесь скандинавских древностей.

Вопрос остаётся дискуссионным, но вероятнее всего слово «русь» имеет неславянское происхождение. Участники варяжских отрядов, гребцы и воины, носили название, производное от rops. Можно предположить, что самоназвание скандинавов, отраженное словом «русь» было нейтральным, не связанным с племенными традициями. Дружина Олега прозвалась русью уже будучи полиэтничной.

Распространение названия «русь» на полиэтничные дружины вело к быстрому размыванию первоначальной этнической приуроченности его к скандинавам. К середине Х в. по всей территории расселения восточных славян от Киева до Ладоги распространяются дружинные древности, складывается «дружинная культура», впитывающая и сплавляющая в единое целое элементы разноэтничного происхождения. Ее носителями являются прежде всего великокняжеские дружины, присутствие которых отмечается по археологическим данным на важнейших водных путях, на погостах и в городах Древнерусского государства: в Верхнем Поволжье и Поднепровье, в Поволховье, а также на территории формирующейся «русской земли» в узком смысле — собственно в Киеве и в Черниговской земле. Включение этих земель в сферу действия великокняжеских дружин свидетельствует об их консолидации и формировании территории государства, подвластного «великому князю русскому», как он именуется в договорах руси и греков.
Отсутствие четкой этнической атрибуции прилагательного «русский» в договорах подчеркивается тем, что имена доверителей, заключавших договор «от рода русского», имеют не только скандинавское, но и славянское, балтское, финское происхождение; при этом славянскими оказываются и имена некоторых представителей собственно княжеского «русского рода». Таким образом, названия «русь», «русский» здесь не связываются со скандинавами, а все территории, подчиненные великому князю, хотя и заселенные разноэтничными народами, называются «Русской землей» («всякое княжье и все люди Русския земли»). Постепенно в процессе консолидации разноэтничных территорий под эгидой великокняжеской власти возникает расширительное географо-политическое понятие «Русь» и «Русская земля».

Эволюция названия «русь» не представляет ничего исключительного. Она характерна для эпохи становления государств и сложения новых этнических общностей (народностей). Так Болгария, славянское государство, восприняло название от тюркской группы болгар, а романоязычная (по основному населению) Франция, получила название по германскому племенному объединению франков. История последнего этнонима заслуживает внимания в связи с историей названия «русь». Очевидно, что и название «франки» не имело первоначально значения племенного этнонима: оно обозначало конгломерат германских племен.

Держава, созданная Олегом, была весьма своеобразным политическим объединением. Олег и его ближайшее окружение были варягами, но на юге эти пришельцы быстро ославянились, очевидно, вступая в брачные связи с местным населением и сливались с ним уже в следующем поколении.

Главной задачей русских князей первой половины X века была организация полюдья, а затем военно-торговых экспедиций с целью сбыта полученного в ходе полюдья добра. Эти экспедиции носили регулярный характер (по Константину - ежегодный), и их не следует путать с большими военными мероприятиями Олега и Игоря, результатом которых были заключения договоров, обусловливавших регулярную торговлю.

Внешнеполитические мероприятия первых киевских князей выглядят двояко. С одной стороны, это обеспечение сбыта товаров, собранных во время полюдья, с другой - это уже чисто государственные акты, имеющие и политическую подоплеку. Именно такой характер носили походы Олега и Игоря. Наибольшей активностью отличалась внешнеполитическая деятельность сына Игоря и Ольги – Святослава.

Святослав (945 – 964) продолжил дело Игоря и Ольги по объединению восточнославянских земель и централизации системы управления. При нем в состав Руси вошел находившийся в междуречье Оки и Волги племенной союз вятичей. Установив власть Киева в земле вятичей Святослав вышел на Волгу, разгромил Волжскую Булгарию и, двинувшись вниз по Волге, обрушился на Хазарский каганат. Переживавшая к этому времени упадок Хазария потерпела поражение. Святослав разрушил обе её столицы (Итиль и Семендер). После этого восточное направление внешней политики Руси было резко изменено.

В 967 г. по договорённости с византийским императором Никифором Фокой он выступил против Болгарского Царства, одержал победу и обосновался на Нижнем Дунае. Отсюда Святослав начал угрожать Византии. Начинается затяжная война, в которой Византия активно использовала кочевников-печенегов, захвативших причерноморские степи после падения Хазарии. В 971 г. новый император Иоанн Цимисхий переходит в наступление и блокирует Святослава в крепости Доростол (на правом берегу Дуная). Святослав вынужден оставить Балканы. В 972 г. возвращающаяся в Киев часть русского войска попала в печенежскую засаду на Днепровских порогах. В стычке Святослав убит.

Киевский князь Владимир сын Святослава от его наложницы Малуши - ключницы Ольги вынужден организовывать оборону Руси от печенегов. Стремясь оградить границы Руси от постоянных набегов кочевников, Владимир предпринял строительство крепостей на левобережье Днепра. Здесь появились четыре линии обороны. Крепости располагались в 15-20 км друг от друга и находились, как правило, у бродов, на берегах рек, впадающих в Днепр, чтобы препятствовать переправам печенежской конницы. В глубине обороны князь возвел город-крепость Белгород, который стал местом сбора всех русских сил во время нашествия печенегов.

5. Одной из важнейших государственных реформ Владимира (980 – 1015) стало принятие христианства в 988 г. Русь уже неоднократно приступала к крещению. Христианкой была бабка Владимира Ольга. Немало христиан было среди бояр, купцов и горожан. Но язычество на Руси, особенно на севере и северо-востоке страны, по-прежнему сохраняло ведущие позиции.

Необходимость крещения Руси объяснялась социально-политическим развитием страны. К этому времени на смену объединению автономных славянских союзов племенных княжеств приходит единое государство с одним князем во главе, с единым господствующем слоем представленным военно-служилой знатью. В этих исторических условиях была необходима единая религия, выступавшая в средневековье в качестве объединяющей общество идеологии. Ни один из старых языческих культов для этих целей был не пригоден, поскольку с самого начала подобные культы были связанны с определённым регионом. Не имея определённой значимости за пределами своих территориальных границ, культы племенных богов кроме прочего способствовали росту сепаратизма. Попытка Владимира создать общерусский пантеон во главе с Перуном – богом грозы и военно-служилой знати – не встретила поддержки у населения. Владимир обращает внимание на монотеистические религии.

К этому времени ближайшие соседи Руси (Византия, Волжская Булгария, Западноевропейские государства) уже исповедовали ту или иную монотеистическую религию. В конечном итоге выбор был сделан в пользу достаточно известного на Руси Православия – Восточного варианта христианства. Для обращения Руси в христианство Владимир выбрал самый подходящий момент.

В 987 г. Византия терпит ряд поражений в войне с Болгарией, внутри империи начался мятеж полководца Варды Фоки. В 988 г. императоры Василий и Константин обратились к Владимиру за военной помощью. Одним из условий оказания помощи Владимир сделал свой брак с сестрой императоров Анной. Шеститысячное русское войско приняло участие в подавление мятежа. После того как Василий и Константин отказались выполнить свою часть договора, Владимир захватил центр крымских владений Византии – Херсонес (Корсунь). Императоры вынуждены были согласиться на все требования Владимира при условии крещения последнего. Византия рассматривала обращение других народов в христианство как форму политического доминирования. Появление в иной стране греческого епископа или митрополита еще более усиливало это влияние.

Владимир принял крещение в завоеванном Херсонесе, тем самым подчеркнув свою силу и независимость акта крещения от воли Византии. Вместе с князем крестилась и часть дружины. После возвращения на Русь Владимир осуществил массовое крещение жителей Киева. Этот факт в истории стал обозначаться как крещение Руси. Датой крещения традиционно считается 988 г., однако точная хронология до сих пор остаётся дискуссионной. Только в 996 г. в Киеве было окончено строительство главного храма Руси - каменного собора Пресвятой Богородицы (Десятинной церкви).

По существу Русь ещё долго оставалась языческой. Подобная ситуация когда в обществе уживаются и новая, и старая религии, получила название двоеверия. Многие языческие традиции и праздники совместились с христианскими. Христиане молились в церквах, клали поклоны перед домашними иконами, но в период Крещения Христова справляли праздник Коляды. Праздновалась и Масленица. Люди продолжали верить в существование домовых и леших, а библейский Илья Пророк очень напоминал Перуна. Синтез византийского православия и традиционных народных верований породил феномен русской средневековой культуры.

Христианство способствовало развитию на Руси грамотности, книжного дела, культуры, расширению связей с Византией. При церквах и монастырях появились школы и библиотеки, первые из которых были открыты по инициативе князя Владимира. Здесь же трудились иконописцы, летописцы, переписчики и переводчики церковных и светских сочинений.

Содействовали церковные организации и развитию хозяйства страны. Видные церковные деятели и монастыри развернули собственное хозяйство на земельных владениях, которые они получили от великих князей.

Русская Православная Церковь почитает князя Владимира как одного из главных христианских святых. Однако летопись сообщает, что Владимир не сразу пошел на введение христианства. Вначале он принял у себя посланцев других земель. Его интересовали все монотеистические религии - мусульманство, иудаизм, римское христианство, византийское православное христианство. В 980-е годы, по «Повести временных лет», послы Владимира Святославича и сам князь вели переговоры о принятии ислама. Согласно летописи Владимиру понравилось разрешённое в исламе многоженство, однако когда мусульманские послы, сказали, что ислам запрещает употребление вина, Владимир будто бы воскликнул: Руси есть веселие питие, не можем без того быть! Этот эпизод «выбора вер» носит во многом мифический характер, но данные восточных источников о посольстве в Хорезм с просьбой о принятии ислама правителя по имени Буладмир свидетельствует, что сам факт этих контактов достоверен.

6. На территории современной России первые мусульмане - купцы из Халифата - появляются уже в VIII-IX веках благодаря интенсивной торговле с Востоком; в этот период на Руси ходят арабские монеты. В Х веке ислам распространяется в Волжской Булгарии (922-1241 гг.). В 919 г. правитель Волжской Булгарии отправил посольство к багдадскому халифу с предложением прислать духовенство для перехода страны в ислам; Волжскую Булгарию посетил с посольством Ибн Фадлан, оставивший ценные записки о Поволжье. В 922 году хан Алмуш объявляет ислам в качестве государственной религии Волжской Булгарии. В 1241 году Волжская Булгария была покорена татаро-монголами и вошла в состав Золотой Орды (1312-1480 гг).

Начиная с Волжской Булгарии и до окончания Кавказской войны в XIX в. на территории России существовали независимые мусульманские государства, весь этот период мусульмане жили и на территории христианских государств - русских княжеств и феодальных республик, Великого княжества Литовского, Московского государства, Российской империи.

После смерти Владимира между его сыновьями разгорается междоусобная борьба за киевский престол. Победителем в междоусобице стал Ярослав (1019 – 1054), впоследствии получивший прозвище Мудрый. При Ярославе Мудром Русь достигла значительных успехов во всех сферах жизни. Великий князь продолжил курс на христианизацию страны. При нём в 1037 г возводится Софийский собор в Киеве, - русская альтернатива Софийскому собору в Константинополе. Всего же в Киеве в то время насчитывалось около 400 церквей. Ярослав мудрый разбил печенегов, окончательно укрепил систему управления страной. Продолжая линию деда и отца, Ярослав послал в крупные города и земли своих сыновей и потребовал от них беспрекословного повиновения себе. Сам же стал именовать себя самовластцем. В Новгород он отправил старшего сына Владимира, а после его смерти - Изяслава. Святославу отдал в управление землю северян с городом Черниговом и Тмутараканское княжество. Всеволода посадил в Переяславле, других сыновей - в Ростове, Смоленске и Владимире-Волынском.

7. Завершение складывания государственной структуры и дальнейшее развитие феодальных отношений привели к необходимости кодификации древнерусского права. Свод законов Киевской Руси получил название «Русская правда». Она касалась, прежде всего, вопросов общественного порядка, защищала людей от насилий, бесчинств, драк. «Русская правда» строго наказывала за умышленное убийство. Она допускала кровную месть, но право мстить убийце имели только близкие родственники (отец, сын, брат, дядя). Если близкой родни не было, то убийца платил виру (штраф) в 40 гривен. Большими денежными штрафами наказывались побои и увечья. Защищая от беспорядков все общество в целом и каждого жителя Руси, «Русская правда» вместе с тем отразила углублявшееся неравенство людей: так, за убийство простого человека штраф был лишь 5 гривен; за обиду, которую холоп наносил свободному человеку, тот мог безнаказанно убить холопа. Большинство статей документа было посвящено правовой защите княжеской собственности.

При Ярославе Мудром Киев превратился в один из самых крупных и красивых городов Европы. Династическими браками были укреплены связи с европейскими странами. Ярослав основал ряд новых городов. На Волге был заложен Ярославль, а в отвоеванной земле чуди (эстов) - Юрьев (нынешний эстонский город Тарту). Город был назван так в честь Юрия - святого покровителя Ярослава. Рост силы и авторитета Руси позволил впервые без санкции Константинополя самостоятельно назначить киевским митрополитом Иллариона – писателя и общественного деятеля, русского по происхождению.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности социального строя Древней Руси. Племенные союзы восточных славян, расселение, занятие, религиозные культы | Политическая раздробленность Руси
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.