Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеология русского анархизма (Бакунин М.А., Кропоткин П.А,)

Этноцентризм в России (Северо-Кавказский аспект).

Идеология и мировоззрение.

Структура, функции и уровни политической идеологии.

Политическое сознание и его типы.

3. Политические идеологии: либерализм, консерватизм, социализм.

4. Политические идеологии: национализм, фашизм, анархизм.

 

Положения ГОСТ:

 

 

Основные понятия:

Политическое сознание. Иррациональное политическое сознание. Рациональное политическое сознание. Элементы политического сознания: теоретические знания, политические нормы и ценности; эмпирические знания, политические убеждения и элементы идеологии. Типы политического сознания: массовое, групповое, индивидуальное. Общественное сознание. Особенности массового политического сознания: поверхностность, безграничность, поверхностность. Введение понятия «идеология» в научный оборот. А.Дестют де Траси. Интерпретации понятия «идеология» (Наполеон, К.Маркс, К.Маннгейм, К.Фриндих, Д.Истон). Определение идеологии. Социальные функции идеологии: когнитивная, легитимизирующая, нормативная, интеграционная, мобилизационная. Уровни функционирования политических идеологий: теоретико-концептуальный (элитарный), программно-политический (пропагандистски-просветительский), актуализированный (житейский). Современный идеологический спектр. Правые – левые. Радикалы. Либералы. Умеренные. Консерваторы. Реакционеры. Либерализм. Консерватизм. Социализм. Национализм. Фашизм. Анархизм.

 

Темы рефератов:

 

Основная литература по теме:

1. Василик М.А. Политология. М.: Гардарики, 2005.

2. Гаджиев К.С. Политология. М.: Логос, 2005.

3. Мельвиль А.Ю. Политология. М.: Проспект, 2004.

4. Передерий С.В. Политология для студентов вузов. Р н/Д.: Феникс, 2007.

5. Передерий С.В. История политически и правовых учений. Р н/Д.: Феникс, 2006.


ВОПРОС 1:

«ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО ТИПЫ»

 

Основные понятия:

Политическое сознание. Иррациональное политическое сознание. Рациональное политическое сознание. Элементы политического сознания: теоретические знания, политические нормы и ценности; эмпирические знания, политические убеждения и элементы идеологии. Типы политического сознания: массовое, групповое, индивидуальное. Общественное сознание. Особенности массового политического сознания: поверхностность, безграничность, поверхностность.

 

Политическое сознание:

– это совокупность абстрактных понятий, чувственных представлений и оценочных суждений, соотносящихся с политической сферой жизни общества.

 

Политическое сознание существует с древнейших времён, фактически с момента образования обществ, однако, как правило, на первых этапах его существования оно было исключительно иррациональным (формирующимся стихийно, под влиянием чувств). Рациональные элементы (всегда обоснованы и более или менее чётко определены) появились в нём лишь во времена античности, когда философы впервые сформулировали принципы справедливости, добра, общественного блага, на которых, с их точки зрения, должны базироваться государственные системы.

 

Элементы политического сознания:

1) теоретические знания – целостные концепции и теории, объясняющие политическую реальность, а также отдельные компоненты этих концепций и теорий, имеющие абстрактный характер и существующие в разрозненном виде;

2) политические нормы и ценности, которые регулируются активностью субъектов политической сферы;

3) эмпирические знания, которые отражают непосредственный опыт участвующих в политической сфере людей; в отличие от теоретических, эмпирические знания не предполагают намеренного, целенаправленного осмысления политических реалий, это знание, формирующееся в самом процессе политической деятельности;

4)убеждения относительно политической реальности, а также элементы идеологии; особенность их состоит в том, что они не имеют ни теоретического, ни практического основания, а базируются на вере в них.

 

Типы политического сознания (тесно связаны друг с другом, оказывают взаимное влияние):

1. Массовое политическое сознани е – часть общественного сознания, которая отражает политическую жизнь общества. (Общественное сознание – духовные и практические потребности целого общества, осознаваемые если не каждым его членом, то, по крайней мере, их большинством; в более широком смысле – представления об обществе, которые разделяются подавляющим большинством его членов)

Особенности массового политического сознания:

а) поверхностность – формируется в основном за счёт внешних, наиболее заметных признаков явлений, не склонно проникать в суть вещей, поскольку тесно связано в повседневными или даже сиюминутными практическими нуждами; содержит в себе множество стереотипов и заблуждений, которые представляют политическую реальность в искажённом, трансформированном виде;

б) безграничность – не знает групповых, классовых, имущественных и прочих ограничений (как минимум аудитория СМИ; участники политических акций);

в) противоречивость – не обладает целостностью, т.к. включает в себя разнообразные элементы.

 

2. Групповое политическое сознание – политическое сознание, носителем которого является не общество в целом, а политическая партия или организация, а также социальная группа.

 

3. Индивидуальное политическое сознание – это совокупность представлений о политической сфере жизни общества, которое формируется у отдельного индивида в процессе политической социализации.


ВОПРОС 2:

«СТРУКТУРА, УРОВНИ И ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ»

 

Основные понятия:

Введение понятия «идеология» в научный оборот. А.Дестют де Траси. Интерпретации понятия «идеология» (Наполеон, К.Маркс, К.Маннгейм, К.Фриндих, Д.Истон). Определение идеологии. Социальные функции идеологии: когнитивная, легитимизирующая, нормативная, интеграционная, мобилизационная. Уровни функционирования политических идеологий: теоретико-концептуальный (элитарный), программно-политический (пропагандистски-просветительский), актуализированный (житейский). Современный идеологический спектр. Правые – левые. Радикалы. Либералы. Умеренные. Консерваторы. Реакционеры.

 

Впервые в научный оборот понятие «идеология» было введено в 1796 г. французским философом и экономистом А.Дестютом де Траси в докладе «Проект и идеология» – стремился разработать методологию систематизации идей выдающихся мыслителей Нового времени – Бэкона, Локка, Кондильяка.

Вместе с тем, общего определения категории идеологии так и не сложилось, а имеющиеся нередко противоречат труд другу!

Наполеон называл идеологию демагогией и болтовнёй.

Для К.Маркса идеология – прежде всего, безусловно, «ложное сознание», т.е. извращённое и искажённое представление о действительности.

К.Маннгейм формулирует свой подход к идеологии как к социально значимой системе идей, которую отстаивает определённый общественный слой в собственных интересах.

Карл Фриндих подчёркивал то, что «идеологии неразрывно связаны с политическим процессом, ибо без идеи не бывает никаких политических действий».

Дэвид Истон понимает идеологию как «артикулированную совокупность идеалов, целей и задач, которые помогают членам политической системы интерпретировать прошлое, понимать настоящее; она также предлагает образ будущего».

 

Идеология (гр. idea – идея, образ, logos – учение):

– относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, представлений, концепций и доктрин как об устройстве и принципах функционирования общества, так и о способах достижения отвечающего интересам носителя этих идей состояния общества, которая создаёт основу для организованной политической деятельности независимо от того, является ли целью идеологии сохранение, преобразование или разрушение наличной политической действительности.

 

Социальные функции идеологии:

─ когнитивная (познавательная) – предоставляет обществу возможности для ориентации в мире политики, как своего рода схема или карта;

─ легитимизирующая (оправдывающая) – всегда стремится дать обоснование тому или иному политическому режиму;

─ нормативная – задаёт систему политических ориентации, норм социального поведения, которые приняты в данной общественно-политической среде;

─ интеграционная – обеспечивает реальную политическую социализацию и объединение людей;

─ мобилизационная – (едва ли не центральная)способствует сплочению социальных групп и индивидов вокруг каких-либо идей и лозунгов, побуждает их к политическим действиям.

Уровни функционирования политических идеологий:

1. Теоретико-концептуальный (элитарный) – научные открытия синтезируются с идеологическими догмами, разрабатываются политические теории, обосновываются идейные принципы политических групп, партий и движений.

2. Программно-политический (пропагандистски-просветительский) – теории и идейные принципы трансформируются в программы и политические лозунги. Идеология становится политической пропагандой, проникает в школы и университеты, газеты и журналы, кинофильмы, телевизионные передачи и рекламу.

3. Актуализированный (житейский) – выявляет степень эффективности идеологической пропаганды, которая, проникая в общественное и индивидуальное сознание, выражается в различных формах политического участия.

 

Современный идеологический спектр:

– схема, состоящая из двух оппозиций: левые и правые или либерализм и консерватизм. Представления о правых и левых политических идеологиях восходит к эпохе Французской революции, когда на заседании Национальной ассамблеи в 1789 г. слева от спикера сидели депутаты радикалы, сторонники «свободы и равенства», справа - противники перемен, стремившиеся к сохранению монархических и дворянских привилегий, а в центре – либеральные сторонники представительного правления.

Радикалызанимают крайне левый фланг – в наибольшей степени недовольны статус-кво и стремятся к его быстрому и коренному преобразованию. Предпочитают равенство, свободу и права человека.

Либералырасполагаются в центре спектра – убеждены, что развитие должно идти путём поступательных реформ.

Умеренныеближе к правому флангу – обычно хотя и видят серьёзный непорядок в обществе, однако едва соглашаются с возможностью даже очень несущественных перемен.

Консерваторынаходятся в правой части спектра – насторожено относятся к любым преобразованиям в опасении, что некомпетентное вмешательство приведёт к резкому ухудшению ситуации.

Реакционерыкрайне правый фланг – ориентированы на обратный ход политической истории и настаивают на восстановлении институтов предшествующих эпох. Отрицая современные ценности, они рассчитывают, что движение общества можно повернуть вспять, приняв старую политическую систему. Обычно верят в авторитет, элитизм и права собственности.


ВОПРОС 3:

«ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ: ЛИБЕРАЛИЗМ, КОНСЕРВАТИЗМ, СОЦИАЛИЗМ»

 

Основные понятия:

Либерализм. Консерватизм. Социализм.

 

Либерализм:

Центральным пунктом либеральной политической теории является обоснование свободы индивида.

Вильгельм Гумбольд в сочинении «Государство и его пределы» (1792) и Бенжамен Констан провели фундаментально различие между свободой в современном и античном мире.

Джон Стюарт Милль в своей книге «О свободе» (1859) поставил вопрос о «пределах власти, законно осуществляемой обществом над индивидом»:

- выступает против абсолютизма и форм власти, которые принимают решения без обсуждения их с обществом;

- помимо свободы необходим дух терпимости как в религиозной сфере, таки и в политической;

- концепция единства человеческого рода и одинакового призвания людей к свободе, равенству и безопасности, независимо от расы, религии и классовых различий;

- либеральный политических режим характеризуется как гармоничное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти;

- пределы вмешательства государства определяются неотчуждаемым правом собственности;

Либеральные принципы были развиты А.де Токвилем (1805 – 1859) в книге «О демократии в Америке» (1835) и вылились в фундаментальный вопрос – как защитить свободу в эпоху победы демократического начала в политической жизни.

 

Консерватизм:

Становится интегральным элементом европейской политической мысли в первой половине XIX века, хотя философское обоснование получает в 1790 г. в памфлете английского философа Эдмунда Берка (1729 – 1797) «Размышления о революции во Франции»:

- выступил против абстрактного рационализма, разрушающего общественную мораль и традиции и открывающего путь к катастрофе. Абстрактные принципы могут разрушить государство и привести к общественному хаосу, т.к. проистекают из индивидуальных желаний и предполагают сомнительную возможность создать общество на основе чистого интеллекта в абстрактном, лишённом временных и пространственных характеристик мире;

- люди живут в мире, где настоящее всегда обусловлено прошлым, которое обладает собственным независимым существованием в традиции;

- человеческие дела должны развиваться постепенно и упорядоченно, внезапные изменения могут только расстроить и разрушить традиционный порядок;

- политик должен соблюдать крайнюю осторожность, основывать свой реформизм на внимательном изучении прошлого;

- государство – не машина, а организм, который не существует отдельно от своих членов, а люди – сложные создания, обусловленные географией и историей;

Эта консервативная политическая философия составила основу трудов: Французов – Бональда, де Местера, Шатобриана, англичан – Кольриджема, Соуси, немцев – Галлера, Савиньи, Гегеля и др.

Социализм:

У основателей современного социализма А.Сен-Симона, Ш.Фурье и Р.Оуэна встречаются различные, зачастую совершенно несхожие представления о государстве и политике, которые, однако, сводятся к одному знаменателю – свободе и равенству.

Р.Оуэн считал бесполезным делом конструирование политического идеала, поскольку надобность в государстве исчезает после утверждения строя общности.

Ш.Фурье, отстаивая положение о главенстве экономики над политикой, развивал идею о бесполезности политики и политической деятельности вообще. Представляемая им идеальная общественная организация – федерация кантов и фаланг, не предусматривает ни централизованной власти государства, ни какого-либо вмешательства во внутреннюю жизнь фаланг.

Сен-Симон, напротив, в качестве цели будущего политического устройства выделял создание единой хозяйственной и общественной системы, управляемой из единого центра. В этой системе, в управлении которой решающую роль будет играть научно обоснованный план, а не произвол и случай, исчезнет извечная проблема управляющих и управляемых, а политическая власть, как исторически бесперспективная, должна уступить место власти административной.

Среди ближайших последователей великих утопистов-социалистов, можно особенно выделить сторонников коммунистического направления ( Э.Кабе, В.Вейтлинга, Т.Дезами и др.), создававших проекты идеальной республики, основанной на принципе равенства, доведённого до абсолюта.

К.Маркс и Ф.Энгельс разделяли глубокое убеждение в ненужности государства и политики в будущем бесклассовом обществе. Политическая теория марксизма развивалась инструментально, т.е. государственный аппарат и политика, как форма участия людей в социальном процессе, рассматривались по преимуществу в качестве орудий разгрома пролетариатом классовых противников, завоевания и удержания власти. И современное государство, и все предшествующие ему типы государственности оценивались прежде всего как формы диктатуры имущих классов, на смену которым, в полном соответствии с историческими законами, должна прийти диктатура пролетариата, сама в свою очередь являющаяся орудием построения неполитического сообщества.


ВОПРОС 4:

«ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ: НАЦИОНАЛИЗМ, ФАШИЗМ, АНАРХИЗМ»

 

Основные понятия:

Национализм. Фашизм. Анархизм.

 

Национализм (лат. nation – нация, народ):

─ социально-политическая доктрина, основывающая на идее превосходства и исключительности одних наций по отношению к другим, на признании приоритета национального фактора в общественном и культурном развитии. Термин «национализм» возник в эпоху Великой Французской революции как выражение чувства принадлежности своей нации (в отличие от прежней принадлежности королю). Согласно идее национализма, восприятие личности, группы или социальной общности должно изначально основываться на их национальной принадлежности. Идеологи национализма утверждают, что главным видом общественных связей и отношений являются национальные, а главным субъектом истории – национальные (этнические) общности людей, сотрудничающие или борющиеся друг с другом за средства существования. Как правило, идеи национализма получают интенсивное развитие и распространение в борьбе за независимость, национальное самоопределение народа, не обладающего собственной государственностью, либо в условиях борьбы с внешним противником. Тем самым национальные идее и чувства способны играть позитивную роль, выступать в форме патриотизма, содействовать мобилизации сил общества на решение жизненно важных задач. В то же время национализм может иметь и негативное содержание, перерастая в шовинизм и расизм.

 

Фашизм (лат. factio: пучок, связка, объединение):

─ праворадикальное политическое движение и идеологическое течение, отрицающее как либеральные, так и социалистические ценности. Является одной из основных разновидностей тоталитаризма, однако вполне терпим к частной собственности. Его отличают шовинистический национализм, антисемитизм, расизм, а также агрессивность в внешней политике. Одни исследователи считают фашизм единым феноменом, другие исходят их того, что в каждой стране развивался собственный, специфический фашизм. «Классические» образцы – итальянский фашизм и немецкий национал-социализм (нацизм).

 

Анархизм (гр. anarchia – безначалие, безвластие):

1) общественно-политическое учение (или идеология), провозглашающая своей высшей целью достижение равенства и свободы с помощью упразднения любых форм и институтов власти и их принудительным характером в пользу ассоциаций, основанных на добровольном сотрудничестве между индивидами и группами;

2) термин, обозначающий всякие антиэтатистские (т.е. направленные против государства) взгляды, идеи, позиции, а также соответствующую им практику, в т.ч. экстремизм.

Теоретическая система анархизма была создана английским писателем У.Годвином, выдвинувшим в «Исследовании о политической справедливости» (1793) концепцию «общества без государства».

Расцвет разных вариантов идеологии анархизма пришёлся на первую половину XX в.; сейчас анархизм занимает маргинальные позиции в идейно-политическом спектре, действуя в союзе с другими движениями.

М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные достижения Древнеримской цивилизации | Пример 3 – Измерение электрического напряжения вольтметром уравновешивающего типа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1130; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.177 сек.