КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Индивидуальный подход в профилактике и преодолении профессиональной деформации
Индивидуальный подход в виде специальной программы индивидуально-воспитательной работы или в форме отдельных дополняющих и корректирующих воздействий на личность сотрудника является обязательным компонентом работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации. Эта работа ведется обычными педагогическими методами (убеждение, стимулирование, принуждение и др.) и в принятых формах (индивидуальная беседа, индивидуальное поручение и др.). Специфика — в стратегии индивидуального подхода. В первую очередь, она заключается в том, что профилактика и преодоление профессиональной деформации личности могут быть результативно осуществлены только самой личностью, т.е. средствами самовоспитания и самообразования. Сотруднику может и должна быть оказана в этом помощь, поддержка, созданы соответствующие педагогические условия, он должен находиться в системе действенного контроля, включая дисциплинарные меры воздействия. В индивидуальной работе с «недеформированными» сотрудниками необходимо убеждение, что есть реальная опасность деформации для них лично, разъяснение факторов, ее вызывающих, признаков появления, способов распознавания, профилактики и преодоления. В индивидуальной работе с «деформированными» сотрудниками стратегия значительно сложнее. Здесь важно убедить его в наличии у них профессиональной деформации, придать личностный смысл ее преодолению. Понимание собственной профессиональной деформированное™ снижает самооценку личности, преодоление ее субъективно усложняет работу, разрушает властные амбиции и пр., а поэтому может привести в действие механизмы психологической защиты и активизировать «обоснования» несогласия. Лучший противовес профессиональной деформации — положительный личностный смысл достижения высокого профессионализма, повседневный товарищеский контроль и помощь со стороны коллектива, коллег, близких, семьи. «Точками опоры» в решении дилеммы — профессиональное развитие или профессиональная деформация — может стать индивидуальная ценность для сотрудника самоуважения и высокой самооценки, уважения со стороны других, похвала и поощрение за профессионально достигнутый успех, перспективы служебного роста. Для усиления индивидуальной работы в этом полезно использовать наставничество. Задача преодоления профессиональной деформации вплотную смыкается и с задачей развития личности, что подтверждает известную педагогическую истину: развитие достоинств человека является лучшим способом преодоления его недостатков.
Вопросы и задания для подготовки к семинарскому занятию 1. Что понимается под воспитанностью человека и его воспитанием? 2. Какое значение имеет воспитанность и воспитание сотрудников правоохранительных органов в современных условиях и почему? 3. Каковы цели и задачи воспитания сотрудников правоохранительных органов? 4. Назовите принципы воспитания и обоснуйте их. 5. Каковы роль, содержание и возможности самовоспитания молодого сотрудника? 6. Объясните, почему коллектив правоохранительного органа выступает и как объект, и как субъект воспитания? 7. Раскройте основные положения технологии превращения персонала правоохранительного органа в подлинный коллектив. 8. Раскройте специфику и значение формирования государственно-профессионального понимания сотрудником своей деятельности. 9. В чем заключаются задачи и методика патриотического воспитания сотрудников правоохранительных органов? 10. Каково значение нравственного воспитания и как в нем должны сочетаться общие и профессиональные компоненты при работе с сотрудниками?
11. Что представляет собой морально-психологическая подготовка: в чем специфика ее задач, организации методов? 12. Охарактеризуйте этическое воспитание и его соотношение с другими видами. 13. Назовите цели, задачи, содержание и особенности проведения правового воспитания в правоохранительных органах. 14. Что понимается под профессиональной деформацией сотрудника? В чем ее причины и каковы способы педагогической профилактики? [1] Ушинский К.Д. Избр. соч. — М., 1968. — С. 351. [2] Ушинский К.Д. Собр. соч. — М., 1949. - Т. 8. - С. 55. [3] Различные варианты принципов воспитания в общей, вузовской и профессиональной педагогике см.: Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. — М., 1982. — С. 290—307; Основы педагогики высшей и средней специальной школы в системе органов внутренних дел. — М., 1992. — С. 77—86.; Юридическая педагогика в МВД / Под ред. А.М. Столяренко — М., 1997. — С. 147—155; Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. — М., 1999. — С. 304; Методика проведения воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел / Под ред. В.М. Бурыкина и В.М. Шамарова. - М., 2002. - С. 13. [4] См. подробнее о методах: Методика воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел / Под ред. В.М. Бурыкина и В.М. Шамарова. — М 2002. - § 1.2. [5] Федотов А.А. Методы воспитательной работы. — М., 1995. — С. 4 — 5. [6] Ушинский К.Д. Собр. соч. — М., 1949. — Т. 1. — С. 150. [7] О специфике этой работы в правоохранительных органах см.: Тонкое Е.Е. Педагогическое управление конфликтом. — М., Белгород, 1999. [8] Часть научных работников различает значение слов «нравственность» и «мораль». Среди разных вариантов толкований преобладает такое: нравственность — мораль в реальной жизни, мораль — форма общественного сознания, а этика — философское учение о морали, нравственности. В тексте учебника понятия мораль и нравственность используются как равнозначные, исходя из того, что первое произошло от латинского moralis — нравственный, а второе от русского «нравы» — обычаи, сложившиеся нормы морального поведения. Кроме того, отделение поведения от сознания чревато серьезными теоретическими и прикладными ошибками.
[9] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — 2-е изд. — Т.1. — С. 163. [10] Шамаров В.М., Лойт Х.Х. Воспитательная работа с личным составом органов внутренних дел. — М., 2000. — С. 52—53. [11] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Хрестоматия по педагогике. — М., 1976. - С. 189. [12] См.: Столяренко A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций. С. 308—326. [13] Кукушин В.М. Полицейская деонтология: Социологический анализ зарубежных Концепций. — М., 1994; Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учеб. пособие. — 2-е. изд. — М, 1999. — С. 16—17. [14] Шамаров В.М., Лойт Х.Х., Никифоров А.В. Служебная дисциплина и законность в органах внутренних дел: основные направления воспитательной работы по их укреплению. — М., 1997. — С. 26. [15] Если в большинстве стран за нарушения прав сотрудников правоохранительных органов, препятствия в исполнении ими своих обязанностей и преступления против них предусмотрены резко повышенные по строгости меры уголовного наказания, то у нас этого пока нет.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |