Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постановления (ухвалы и уставы) сеймов Великого княжества Литовского и конституции сеймов Речи Посполитой




 

Уставы. Наряду с привилеями великие литовские князья издавали уставы. Наиболее известной была Устава на волоки, изданная Жигимонтом II Августом и панами-радой 1 апреля 1557 г., по которой проводилась волочная помера. По Уставе в государственных владениях земля нарезалась на стандартные участки – волоки, с которых начислялись повинности крестьян. Устава состояла из 49 статей. Первые шесть статей определяли обязанности тех, кто должен был идти на войну, две следующих – обязанности сельской администрации, 9–14-ая статьи – статут государственных городов, которые не имели самоуправления по магдебургскому праву, 15–19-ая – повинности крестьян, 20–25-ая – организацию фольварков, 26–28-ая – порядок приема податей от населения, 29-ая – правила измерения земли на волоки и поселения на них крестьян, остальные – ведение лесного и водного хозяйства, дополнительные повинности крестьян. Например, в ст. 33 крестьянам было запрещено ловить рыбу в озерах в апреле–июне. По уставе была проведена аграрная реформа в государственных, церковных и частных владениях Западной и Центральной части Беларуси, что привело к ликвидации крестьянской общины и распространению подворного крестьянского землевладения.

Ухвалы сеймов ВКЛ. В 1401 г. в Вильно собрался первый сейм ВКЛ как «собрание князей и бояр Литвы и Руси в качестве правоспособного участника в решении государственных вопросов с признанной компетенцией». 18 января 1401 г. князья и бояре ВКЛ вместе с князем Витовтом выдали письменные гарантии о соблюдении унии польскому королю Владиславу Ягайле и польским панам. Во второй раз сейм ВКЛ собрался в 1413 г. в Городле на р. Буг вместе с польским сеймом. Был издан Городельский привилей и подтверждены условия унии. Летом 1424 г. в польском городе Серадзе проходил следующий польско-литовский сейм, на котором был выработан эдикт, направленный против распространения гуситской ереси в Польше и ВКЛ.

Самостоятельные сеймы ВКЛ начали проходить с начала XVI в. На Виленском сейме 1507 г. была принята устава, по которой феодалы ВКЛ обязывались в своих имениях переписать своих людей и под присягой передать господарю эти списки. В случае не выхода на войну шляхта ВКЛ должна была заплатить господарю 100 рублей грошей (10000 гр.), а в случае повторного не выхода на войну или самовольного отъезда с театра военных действий без предупреждения господаря или гетмана виновный «тратил шею». Был также установлен чрезвычайный военный налог – серебщина (с воловой сохи 6 гроша, с конской и тех, кто сох не имел, но имел землю по 3 гр.). На Виленском сейме 1 мая 1528 г. была принята ухвала на 10 лет, в которой было зафиксировано, что шляхта с каждых 8 служб в своих имениях должна была выставлять вооруженного всадника. В соответствии с ухвалой был составлен именной попис отчинников ВКЛ ("Попис войска ВКЛ 1528 г."). В 1529 г. на сейме была принята земская «уфала» об отбывании военной службы и сборе денег для серебщины.

Конституции сеймов. В Речи Посполитой снижался авторитет королевской власти и, следовательно, значение законодательных источников от нее исходящих (привилеев, универсалов и др.). С другой стороны возросло значение сейма Речи Посполитой и его законов, которые получили название конституций (от латинского constitutio – строй). Конституции принимались отдельно для Польши и ВКЛ. В ВКЛ они действовали, если об этом имелась специальная оговорка или если они были объявлены на поветовых сеймиках и занесены в земские и гродские книги. Существовали вечные и временные конституции, общие (для всего населения) и для отдельных сословий. В сейме процесс законодательства проходил в несколько стадий: подготовка законопроекта, обсуждение и принятие конституции, ее конфирмация королем и обнародование. Законопроект готовился государственной канцелярией ВКЛ и специально созданными комиссиями. Учитывались просьбы и пожелания депутатов (послов) сейма, представителей городов и волостей. Законодательной инициативой обладал великий князь и рада. Обсуждение и принятие конституций проходило в обеих палатах сейма – сенате и посольской избе. Сенаторы по очереди высказывали свое мнение, на основе которых король или от его имени канцлер формулировал вывод (как правило, он совпадал с мнением большинства сенаторов). Окончательно редактировал конституцию король, и она обнародовалась на местном реляционном сеймике, который созывался воеводой или старостой. С 1732 г. печатались в сборе законов и актов (Volumиna legum). Последнее издание составлено по хронологическому принципу и охватывало период от 1317 г. до 1782 г., однако не являлось официальным и не содержало всех законов Речи Посполитой.

Наиболее важными законодательными документами были конституция Люблинского сейма 1569 г. о создании комиссии для «поправы» Статута 1566 г. и Конституция 3 мая 1791 г., принятая Четырехлетним сеймом.

Этот законодательный акт состоял из преамбулы и 11 разделов. Конституция определяла права и обязанности всех сословий. Вся шляхта признавалась равной между собой. Утверждался закон о городах, новые нормы о крестьянах, где была сделана попытка хоть на словах ограничить самоволие панов.

Объявлялась "святая римская католическая" религия со всеми ее правами, но для всех других конфессий гарантировалась свобода отправления религиозных обрядов.

Предусматривалось разграничение «трех властей»: законодательной, исполнительной и судебной (сейм, правительство, судебные органы).

Благодаря Конституции, в Речи Посполитой была предпринята попытка осуществить принцип парламентского способа управления, но ее положения не были полностью осуществлены по причине бунта реакционных кругов, которые объявили весной 1792 г. в городе Торговицы конфедерацию и создали условия для вмешательства иностранных государств.

К 200-летнему юбилею принятия Конституции 3 мая 1791 г. в Варшаве вышла работа Кшиштофа Бауэра «Утверждение и защита Конституции 3 мая», где был рассмотрен ряд вопросов подготовки этого законодательного источника.

Сейм 1793 года (Городенский) принял новую Конституцию. Ее основные артикулы следующие: возобновлялась Постоянная рада и выборность королей, высшим законодательным органом оставался Сейм, который созывался каждые 4 года на 8 недель., решения в нем принимались большинством голосов, королю предоставлялось право вето и т.д Но и эта конституция осталась на бумаге, так как Речь Посполитая утрачивала свою независимость, а царизм оказывал решающее влияние на военные и политические дела.

7. Виды законодательных документов конца XVIII – начала XX вв

 

В отличие от Речи Посполитой, где законодательные документы – конституции принимал сейм, в Российской империи, в состав которой земли Беларуси вошли в результате трех разделов Речи Посполитой в 1772–1795 гг., правом издавать законы обладал абсолютный монарх – император. Любое волеизъявление монарха (надпись «Быть по сему», «Принять к сведению») вводило документ в ранг закона. Сенат, Синод, коллегии (а с 1802 г. министерства и Кабинет министров) и другие правительственные учреждения могли только обращаться к царю с докладами и предложениями. Законами в Российской империи считались все распоряжения, которые вошли в «Полное собрание законов Российской империи».

Законодательство Российской империи для земель Беларуси прошло три этапа:

1. Конец XVIII–30-е-40-е гг. XIX вв.

В этот период в области государственного, военного, административного права действовали российские законы, а в области гражданского, семейного, наследственного права – нормы Статута ВКЛ 1588 г. Это было вызвано лавированием царского правительства между интересами государства и местной полонизированной аристократии. В указах Екатерины II подчеркивалось, что «суд и расправа внутренние тех провинций в личных делах имат производиться по тамошним правам и обычаям» и «их языком». В изданном 17 сентября 1828 г. «высочайше одобренном» положении Кабинета министров предписывалось «учинение перевода Литовского Статута на русский язык с белорусского издания 1588 г. и напечатание сего Статута на трех языках: белорусском, польском и русском». Одновременно комиссией по разработке «Свода законов Российской империи», которой руководил «гений российской бюрократии» М.М. Сперанский, была начата разработка «Свода местных законов Западных губерний». Но проект этого «Свода…» так и не вступил в силу, поскольку после подавления восстания 1830–1831 гг. действие Статута 1588 г. было отменено на территории Витебской и Могилевской губерний, а в 1840 г. – на территории Минской, Гродненской и Виленской губерний.

2. 40-е гг. XIX в. – 1905 г.

На территории Беларуси действовали общероссийские законы, которые издавал император.

3. 1906–1917 гг.

После Манифеста 17 октября 1905 г. наряду с императором, законы издавала Государственная Дума. Согласно Своду Основных государственных законов 1906 г. император сохранил право утверждения законов, одобренных Государственной Думой и Государственным Советом, право законодательной инициативы, право принимать законы при «чрезвычайных обстоятельствах» и в период перерыва в заседаниях Государственной Думы.

Основными видами законодательных источников Российской империи были:

1. Манифесты – наиболее торжественные документы, которые издавались по случаю восхождения на престол нового императора (например, манифест императора Александра III 29 апреля 1881 г.), оповещали о заключении мира и объявлении войны, начале крупных государственных реформ (например, манифест 19 февраля 1861 г. об отмене крепостного права или манифест 17 октября 1905 г. о введении конституционных форм правления и гражданских свобод). Манифесты писались на понятном для народа языке (чаще церковными деятелями) и провозглашались в церквях. Например, манифест 19 февраля 1861 г. был написан московским митрополитом Филаретом (Дроздовым). В силу своей декларативности манифесты дополнялись другими законодательными документами, которые разъясняли и детализировали их содержание. Например, манифест 19 февраля 1861 г. дополнялся местными положениями о проведении крестьянской реформы. А манифест 17 октября 1905 г. дополнялся Сводом основных государственных законов 1906 г.

2. Существовали указы трех видов: а) именные, которые издавались лично императором и направлялись в Сенат для исполнения, б) провозглашенные Сенатом, являвшиеся распоряжением императора, на основе которого Сенат составлял текст указа, который обнародовался, в) с енатские, которые представляли собой текст распоряжения от имени Сената. Например, по указу Сената 1773 г. право выбирать судей в белорусских губерниях, присоединенных к Российской империи, имели только те помещики, которые имели не менее 10 крепостных, а быть избранными – только те, кто имел не менее 20 крепостных.

Наиболее значимыми для Беларуси были указы Екатерины II о введении «черты оседлости» для евреев 23 июня 1794 г. (по этому указу евреям разрешалось селиться в городах Литвы, Беларуси и Правобережной Украины и заниматься ремеслами и торговлей, запрещено заниматься земледелием и приобретать земли, дана возможность записываться в мещанское и купеческое сословие с условием уплаты податей в двойном размере по сравнению с христианами), указ от 22 апреля 1794 г. о переводе униатов в православие, указ Александра I, изданный в 1809 г. о запрещении евреям переселяться в новороссийские губернии (Юг Украины), Николая I 1847 г. о введении обязательных инвентарей для земель Беларуси, Правобережной Украины и Литвы. В 1831 г. был принят указ «О разборе шляхты в западных губерниях и об устройстве сего рода людей», по которому все, кто доказывал свое шляхетское происхождение, могли пользоваться правами, дарованными дворянству империи. С 1906 г. указами устанавливались сроки выборов и порядок работы Государственной Думы.

3. С 1906 года появились законы, как результат правотворчества Государственной Думы.

4. Жалованные грамоты – так назывались законодательные документы, которые давали особые права (привилегии) отдельным сословиям. Известны Жалованные грамоты городам и дворянству 1785 г., последняя подтверждена указом 1801 г. С присоединением земель Беларуси права российского дворянства были распространены на шляхту, а права российских городов на белорусские. При этом отменялись привилегии городам на Магдебургское право. По Жалованной грамоте дворянству «каждое состояние ( сословие ) из жителей присоединенных земель вступает с самого сего дня во все оному свойственные выгоды по всему пространству империи Российской». Дворянство Беларуси сохраняло право собственности на землю и крепостных крестьян. По Жалованной грамоте городам отменялись юрисдикция светских и духовных феодалов в городах Беларуси, выкупались правительством частновладельческие города и местечки, руководство городами концентрировалось в городской думе – представительном органе, который выбирался из городских сословий, купечество получило право на создание гильдий по примеру России. В 1774 г. была издана Жалованная грамота, по которой была создана Белорусская католическая епархия, что отвечало интересам польской и ополяченной белорусской шляхты. По ней католическому духовенству категорически запрещалось крестить в свою веру православных.

5. Положения – законодательные документы, которые принимались в 60-е–70-е гг. XIX в. для проведения крестьянской, городской и земской реформ. Например, в 1864 г. было принято «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое не распространялось на территорию Беларуси. В 1906 г. было принято «Положение о выборах в Государственную Думу». А после Февральской революции Положением определялся порядок выборов в Учредительное Собрание в 1917 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2157; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.