Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекція 1 – 2. Формування й розвиток ранньофеодальної державі Київська Русь (YI - XII ст.). Право часів Київської Русі

Тема 3. Формування й розвиток ранньофеодальної державі Київська Русь (YI - XII ст.) Право часів Київської Русі. (4 год. для ДФН, 1 год. для ЗФН).

1. Виникнення державності в східних слов'ян. Утвір давньоруської феодальної держави.

2. "Норманська теорія" і її критика.

3. Суспільний лад.

4. Державний лад. Ранньофеодальна монархія. Місцеві органі управління.

5. Адміністративно-фінансова реформа X століття.

6. Прийняття християнства.

7. Військове обладнання.

8. Діяльність київських князів по зміцненню державності Київської Русі.

9. Джерела права Київської Русі.

10. Судовий прецедент. Князівські церковні статути. Рецепція норм візантійського права.

11. Руська правда як джерело права.

Література [1, 2, 4]

Историю славян и многих других народов Евразии от XX

тысячелетия до н. э. до IX в. н. э. описывает "Книга Велеса" — Священное Писание славян. Она была вырезана на буковых дощечках новгородскими волхвами в IX в.

Согласно преданиям народов Европы в давние времена в Ледовитом океане находились арктические острова, населенные предками народов белой расы (острова Велеса и Сварога, Фаворский, Алатырский

и др.). Остров Велеса и Сварога считался прародиной славян. Согласно преданиям славяне жили счастливой и безоблачной жизнью. Они были высокоразвитым народом, владеющим различными ремеслами и искусствами. Но со временем климат изменился, начался ледниковый период и славянам пришлось покинуть прародину. "Книга Велеса" описывает Первый исход народов с севера. Пращуров славян вывел Бог Солнца и первый предок Яр. Славяне всегда почитали себя внуками Солнца, а земного властелина часто именовали Красным Солнышком. Именно Яра древние славяне почитали своим первым царем и называли его отцом Яром (Ярилой) ("Книга Велеса", Род 1, 1:3). С наступлением похолодания славяне "были отцом Яром уведены в Край Русский, потому что, оставаясь, претерпели бы многое от ранних холодов. И тогда дошли мы до сего места и поселились огнищанами на Земле Русской. И так прошли две тьмы (двадцать тысяч

лет) ("Книга Велеса", Род 1,1:2). И далее говорится, что пришедшие с севера славяне "жили охотниками и рыболовами". Однако дальнейшее наступление ледника вынудило их двинуться дальше на юг. В результате Первого исхода славяно-арии основали великое царство на

земляк современных Индии, Пакистана и древнего Семиречья (степи Казахстана и Южного Урала). В У тысячелетии до н. э. начался Второй исход ариев-праславян. Толчком к этому было сильное землетрясение, напоминающее мировую катастрофу. Согласно "Книге Велеса" Яруна (воплощение Бога Яра) вместе с детьми Кием, Щеком и Хоривом вывел предков славян к Днепру и

Карпатам. Тогда из Индии ушли те, кто решил вернуться к древней вере: "И славили мы Сварога и Даждьбога, которые в Сварге пречистой". Путь Яруны из Индии на Русь можно проследить по "Книге Велеса", русским летописям, иранским легендам и по древним хроникам Закавказья. Много сведений о Яруне и его сыновьях сохранила древнеармянская "Хроника Тарона", написанная монахом Зенобои Глаком в IVb. н. э. Согласно "Книге Велеса" в IVтыс. до н. э. вместе с Яруной пришли в Приднепровье и на Карпаты многие славянские роды. В землях Руси они слились с местным населением, близким по языку и обычаям. Калейдоскоп исторических событий в последующие тысячелетия способствовал формированию на территории нынешней Украины народа, который и является пращуром украинцев. Данные археологических и исторических исследований свидетельствуют о том, что первыми достоверными предками украинцев являются анты. Вопрос о происхождении антов до конца не выяснен. В. Щербаковский считал, что именем "анты" называли ряд украинских племен, а М. Грушевский во всех своих исследованиях называет антов украинцами. Жили они как раз там, где позже обитали украинские племена.

До нас дошли сведения об общественной и политической организации антов. Прокопий Кессарийский писал, что славянами и антами не правит кто-нибудь один, издавна управляет ими народное собрание, и все дела, хорошие или плохие, они решают совместно. Эту информацию следует запомнить, поскольку, возможно, именно в это время формируется одна из важнейших черт украинцев — демократичность характера, которая позднее проявилась в народоправстве. Во времена опасности анты выбирали вождя, авторитет которого признавал весь народ. Одним из таких вождей был Бож, который в 380 г. создал союз для борьбы с остготским царством Винитара. Анты в этой борьбе потерпели поражение. История донесла до нас имена других антских вождей — Межамира, Ардагаста, Мусокия. С уверенностью можно утверждать, что объединения антов имели государственный характер. Так, Иордан писал, что анты имеют наследственную царскую власть. Факт объединения антов важен как первая известная нам попытка предков украинского народа создать государственное объединение с организованным войском и участием населения в политической жизни. Государство антов просуществовало с конца IV до начала VII в. и пало под натиском аваров. Другое довольно крупное государство возникло на Волыни, Аль-Масуд называет его Валинана. Это государство возглавлял царь Маджак, которому покорялись многие племена. В. Ключевский писал, что крупный военный союз в Карпатах в VI в. можно поставить в начало истории восточного славянства.

Название "славяне" существовало одновременно с названием "анты". Последний раз термин "анты" встречается в 602 г., а в X в. исчезает название "славяне". Его заменяют именами отдельных племен. К украинским племенам принадлежали поляне, северяне, древляне, дулибы (бужане и волыняне), уличи, тиверцы и хорваты. Среди этих племен ведущую роль играют поляне. Интенсивное развитие торговли приводит к дальнейшему развитию элементов государственности, начало которой М. Грушевский датирует "VIII, а может и VII веком". Во всяком случае процесс формирования украинской государственности не был остановлен падением антского государства в VII в. В "Повести временных лет" подчеркивается, что все восточнославянские племена имели свои княжения. Долгое время мы не видим попыток основать здесь единое государство, которое объединило бы разные племена. Формирование элементов государственности происходит в рамках отдельных княжеств. В "Повести временных лет" описано основание Киева тремя братьями — Кием, Щеком и Хоривом. Память о них сохранилась в названиях самого города Киева и гор —

Щекавица и Хоревица. Вышеупомянутый Зеноб Глак также рассказывает об основании Киева в земле полунян (полян). Сохранилась летопись-воспоминание и о том, что "Кий княжаше в род своем", ездил

в Царырад и "якоже сказають... большую честь приял от царя". Археологические исследования подтвердили существование в Киеве трех отдельных городов, которые были объединены только в княжеский период. Среди всего многоголосого славянского народа "Повесть временных лет" выделяет племя полян, возвышенно рассказывает об их обычаях и характере, утверждает, что сами они во главе с Кием начали возводить на берегу Днепра современный Нестору златоглавый град. ЛеТОПИСЬ ПОВеСТВуеТ Также О ПОЧеТНОМ Приеме ПОЛЯНСКОГО князя в

Царыраде, походе Кия на Дунай, где он основал "градок мал" — Киевец (подобную версию о походе первого Полянского князя представляет также Никоновская летопись). "Книга Велеса" дает точную дату воцарения князя русов Кия в Киеве и строительства городских стен — 430 г. Следует отметить, что Кий — имя династическое. В "Книге Велеса" упоминается о Кие, сыне Яруны, — IV тысячелетие до н. э., Кие, сыне Ория, — II тысячелетие до н. э. Княжением Кия было положено начало первой княжеской династии Киевской Руси — Киевичей.

После Кия (430—460) правил его сын Лебедян. Последним

из Киевичей был князь Святояр (510—543). Следовательно, начало украинской государственности следует отнести к первой половине V.

К моменту формирования государства русо-украинские племена стояли на более высоком уровне развития, чем великорусские и белорусские. В этом нет ничего удивительного или оскорбительного для других народов.

Объективные условия развития и прежде всего местность

проживания привели к тому, что украинские племена раньше других перешли к земледелию и торговле. В VI—VIII вв. Приднепровье переживало экономический подъем в связи с расцветом торговли с Ираном, Византией, арабскими государствами. В VII в. местные мастера в Приднепровье создают высокохудожественные вещи — посуду, оружие, украшения, в которых переплетаются как местные традиции, так и чужеземное влияние. Формирование государства здесь происходит вместе с формированием культуры. Таким образом, напрашивается вывод, что русы создали ряд варварских государственных объединений еще до возникновения Киевского княжества. В начале IX в. экономическое развитие украинских земель усиливается. В это время возникают предпосылки для объединения имеющихся государственных образований в единое поляно-русское государство — Киевскую Русь.

Как известно, советская официальная наука упорно отказывала украинскому народу в существовании его государственности вообще, не говоря уже о Киевской Руси как украинском государстве. Хорошо высказался по этому поводу М. Грушевский: "До тех пор, пока не будет доказано, что в Киеве и на его окраинах в IX—XII вв.

проживали великорусские племена, которые перенесли потом формы политической, общественной и культурной жизни на берега Клязьмы и Москвы, нам придется из простой логичной последовательности считать эти формы приобретением украинской народности, поскольку эти украинские племена ЕХ—XII вв. были ее непосредственными

предками".

С первого столетия нашей эры, исчезает название "рутины", а вместо него появляются другие — роксоланы, росоманы, росы, русы. В IV в. с ними воюют готы, арабы. Поскольку через причерноморские степи в IV—VI вв. прокатились волны великого переселения народов, росы-росоманы поднимаются по Днепру в более безопасное место и поселяются в бассейне реки, которой дали название Рось, а ее притокам — названия Росава, Росавица. В этом регионе с давних времен проживали поляне, и, следовательно, русы и поляне оказались рядом. Со временем, в результате ассимиляции двух народов, все население, которое проживало в Поднепровье, получает название "русы". В XI—XIII вв. летописи отделяли Русь — Киевское княжество — от других княжеств. "Уехать на Русь" означало уехать на Киевщину.

В1149 г. в Новгородской летописи записано: "Идет архиепископ Новгородский Нифонт в Русь" (в Киев). В 1165 г. Новгородская летопись указывает еще точнее: "Ходи игумен Юрьевский... в Русь, в Киев- град".

Значительно позже, во второй половине XTV в., это название как относительно названия народности, так и государственности было присвоено Московским государством. Продолжительное время оно использовалось в Западной Украине. В топонимике Прикарпатья и Закарпатья есть 24 названия, связанные с названием "Русь". Население Закарпатской Украины до настоящего времени называют русинами. Исторические источники не дают сведений о дальнейшем после смерти Кия развитии Киевской земли. Новые факты о русо-украинском государстве появляются в зарубежных источниках только в

первой половине IX в. На его существование в Вертинской хронике 839 г. указывает запись о киевском князе. Но в полный голос молодое русо-украинское государство заявило о себе на весь мир походом на Царьград. "Повесть временных лет" рассказывает, как в 866 г. князья Аскольд и Дир ходили на Царьград, разрушили окраины этого города.

Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии. На вершине государственной власти стоял Великий князь. К органам власти относились также боярский совет (совет при князе), вече. Великий князь. Им мог быть только член семьи Владимира Великого. За все время существования Киевской Руси был только один

случай, когда в Галиче на княжеский престол сел не член этого рода, а боярин Владислав Кормильчич. В понимании населения того времени Украиной правил весь род князей, и каждый член этого рода имел право на власть. Это единство княжеского рода способствовало идее единства, соборности Русской земли. Киевская Русь не имела четко определенного престолонаследственного права. Сначала Великий князь правил с помощью сыновей, которые полностью подчинялись ему. После Ярослава устанавливается право всех сыновей князя на наследование в Русской земле, однако на протяжении двух

столетий ведется борьба двух подходов к наследованию: по очередности всех братьев (от старшего к младшему), а потом по очередности сыновей старшего брата или только по линии старших сыновей.

Компетенция и власть князя были неограниченными и зависели от его авторитета и реальной силы, на которую он опирался. Прежде всего князь был военачальником, ему принадлежала инициатива военных походов и их организация. Князь возглавлял администрацию и суд. Он должен был "володеть и судить". Кроме того, он имел право принимать новые законы, изменять старые. Так, Ярославичи решили отменить кровную месть, заменив ее штрафом. Князь собирал налоги с населения, судебные сборы и уголовные штрафы. Князь Киевский имел влияние на церковные дела. Из летописей следует, что Ярослав и

Изяслав II приказывали созывать собор епископов и избирать митрополита.

Боярский совет, а вначале — совет дружины князя — был

неотъемлемой частью механизма власти. Советоваться с дружиной, а позднее — с боярами было моральной обязанностью князя. В своем "Поучении..." Мономах указывает на совещания с боярами как на постоянные, ежедневные. Несмотря на это боярские советы не стали государственным органом с четко определенным составом, компетенцией, Функциями.

Вече представляло собой орган власти, который сохранился со времен родоплеменного строя. С ростом власти князя вече утрачивает свое значение, и только тогда, когда власть киевских князей приходит в упадок, оно возрастает. В Киеве первое известие о вече предоставляет летопись 1024 г.: победитель Ярослава, Мстислав, не занял киевский престол, поскольку киевляне в лице вече не пожелали этого. Вече имело право избирать князя или отказывать ему в княжении.

Избранный населением князь должен был заключить с вече договор — "ряд". Содержание таких "рядов" до нас не дошло.

Органы управления. Четко определенных органов управления в Киевской Руси не было. Длительное время существовала десятинная система (тысяцкие, сотские, десятники), которая сохранилась от военной демократии и выполняла административные, финансовые и другие функции. Со временем ее вытесняет дворцово-вотчинная система управления.

Церковь должна в первую очередь заботиться о душах верующих, о воспитании их в духе учения Христового, о приближении их к Христу, об единении их с Христом. Государство должно заботиться о порядке и мире в обществе, защищать права и свободы каждого из его членов, заботиться о материальном благосостоянии граждан. Церковь и государство различаются также объемом своей деятельности: государство ограничивается территорией, а церковь является вселенской. Наконец, есть отличие и в способе влияния на своих членов. Государство часто применяет принудительные методы, тогда как церковь не должна употреблять их никогда и действовать только путем убеждения и примера.

Однако это не означает, что между церковью и государством нет никакой связи.

Сведения об организации первой церкви в Украине очень скупые. Патриарх Фотий писал, что в 864 г. по просьбе князя был выслан в Русь епископ. Теперь мы с уверенностью можем утверждать, что Владимир 14 августа 988 г. не крестил Русь, а только провозгласил

Христианство единой государственной религией. Христианство распространялось в Украине со времен Андрея Первозванного.

Православие XI—XII вв. в целом не было враждебно настроено против других религий. Постоянные торговые отношения с иностранцами — варягами, немцами, уграми, поляками, арабами, иудеями — способствовали толерантности в религиозных вопросах. Так, в XII в.

ирландские купцы основали в Киеве костел св. Девы.

C VI e.no 30-е годы XIII в. Киевская Русь прошла долгий путь, богатый на разнообразные события и отмеченный бурными политическими, социальными, экономическими,

государственно-правовыми и культурными процессами. Входе формирования государственности Киевская Русь выступила ячейкой объединения других восточнославянских народов. На протяжении всего своего существования Украина-Русь воевала с агрессивными соседями, прежде всего со степными кочевниками, и вместе с тем устанавливала и развивала плодотворные связи со странами Запада и Востока. Передовые для своего времени государственный строй, правовая система, производственные отношения, высокопродуктивное сельское хозяйство, хорошо налаженное ремесленное хозяйство, удачная дипломатическая деятельность на международной арене, подкрепленная силой оружия в Государство и право Киевской Руси (V — начало XIII в.) борьбе против иностранных захватчиков, широкое использование достижений мировой цивилизации, стремление к творческой, духовно обеспеченной жизни, основанное на широком распространении христианства, — все это способствовало тому, что Киевская Русь вышла на ведущие позиции в Европе и заслужила уважение самых развитых стран того времени. Последовательная поступь Украины Руси по пути политического, общественного, экономического, культурного прогресса, дальнейшее развитие национальной государственности и права прервали и на десятилетия затормозили процессы раздробленности и распада.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекція 1. Найдавніші держави на території Північного Причорномор'я | Лекція 1 – 2. Галицько-волинська держава - у період феодальної роздробленості Русі. Монголо-татарська навала на Київську Русь. Право в період Галицько-волинської держави
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.