КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекція 1 – 2. Українські землі у в другій половині ХIX ст
Тема 10. Українські землі у в другій половині ХIX ст. (4 год. для ДФН, 1 год. для ЗФН). 1. Суспільний ладо на Україні після селянської реформи 1861 р. 2. Розвиток буржуазії. 3. Формування пролетаріату. 4. Політичний лад. 5. Генерал-губернатори. 6. Земська 1864 р. і міська 1870 р. реформи й особливості їх проведення на Україні. 7. Контрреформи 90- х років. Право. 8. Суспільно-економічний розвиток, політичний і правовий режим Буковини, Галичини й Закарпаття в складі Австро-Угорщині. Література [ 2, 4]
Значительные изменения в системе управления произошли после проведения реформ 60-70-х годов. Главным их результатом было введение органов местного самоуправления. Так, крестьянская реформа 1861 года ввела общественное крестьянское управление. Земская 1864 года и городская 1870 года реформы образовали всесословные органы земского и, соответственно, городового управления в уездах, губерниях, городах. Органами крестьянского управления были сельский сход и избранный им сельский староста, а также сборщик налогов, досмотрщики хлебных магазинов, училищ и больниц, сельские писари. Компетенция сельского схода была ограниченной. Он избирал сельскую администрацию, рассматривал семейные споры, распределял и перераспределял земли в сельской общине и т.д. В обязанности сельского старосты входил созыв и роспуск сходов, исполнение их решений, распоряжений волостного управления, надзор за состоянием путей, мостов. Органы волостного управления состояли из волостного схода, волостного старшины и волостного крестьянского суда. Волостной сход избирал должностных лиц схода, распределял денежные оброки и повинности. Сельские и волостные органы самоуправления были подчинены не только системе государственных органов управления крестьянами — мировым посредникам, уездным мировым съездам и губернским по крестьянским делам присутствиям, но и помещикам. Так, право созыва сельского схода принадлежало и мировому посреднику и местному помещику. Земская реформа была проведена только в шести из девяти украинских губерний (Харьковской, Полтавской, Черниговской, Херсонской, Екатеринославской и Таврийской). В Правобережной Украине земства были введены только в 1912 году. В соответствии с реформой в губерниях и уездах создавались выборные земские учреждения, которые состояли из земского собрания и земской управы как исполнительного органа. Члены уездных земских собраний избирались на трех избирательных съездах: уездных землевладельцев, городских избирателей и избирателей от сельских общин. В результате первых выборов в уездные земства Левобережной Украины дворяне составляли 41,7 % из числа избранных, духовенство — 6,5 %, купцы — 10,4 %, крестьяне — 38,4 %. Губернское земское собрание формировалось путем выборов депутатов уездными земскими собраниями из своего состава. Земства не имели исполнительной власти, и в основном свои постановления могли провести в жизнь только через административно-полицейские органы. Сфера деятельности новых органов всесословного самоуправления была ограничена хозяйственно-культурными вопросами: образованием, здравоохранением, торговлей, строительством и др. Аналогичное содержание имела городская реформа 1870 года. Сначала ее действие было распространено на Киев, Екатеринослав, Николаев, Полтаву, Харьков и Херсон. На другие города Украины «Городское положение» распространяется в конце 70-х годов. В соответствии с реформой в городах Украины создаются органы городского самоуправления — городские думы и городские управы. Члены городской думы (гласные) избирались на городском собрании. Городская дума выбирала городскую управу в составе председателя и не менее двух членов. По своей компетенции городское самоуправление почти не отличалось от земского. Судебная реформа была наиболее радикальной, новаторской и технически совершенной со всех реформ второй половины XIX века. По историческому значению ее можно сравнить разве что с ликвидацией крепостного права. Хотя гражданское и уголовное право не реформировались, новая институционная и процессуальная структура системы судопроизводства представляла собой отказ от предыдущей правовой традиции, а также пример творческой адаптации достижений юриспруденции и судебной практики западноевропейских государств, главным образом Франции и Великобритании. Судебные уставы, обнародованные 20 ноября 1864 года, и новое процессуальное гражданское и уголовное законодательство ввели систему независимых судов, где заседали профессионально подготовленные судьи. Суды были отделены от администрации и даже у императора оставалось только право помилования. Публичность и гласность судебных заседаний, принцип состязательности сторон, введение суда присяжных и адвокатуры — все это создавало серьезные гарантии для демократических судебных процессов. Была также проведена реорганизация прокуратуры и введена адвокатура. Эффективность судебной реформы значительно сужалась тем, что она сохранила институт сословных судов для инородцев, коммерческие суды, а также суды военные и духовные. Реформа содержала множественные предостережения и ограничения. Несмотря на это, царизм проводил судебную реформу очень медленно, особенно в Украине. В соответствии с реформой в Украине предусматривалось создание общих судов. Последние были созданы только в Полтавской, Херсонской, Екатерино-славской и Таврийской губерниях. В других губерниях Украины было разрешено создание только местных судов и то через несколько лет после обнародования содержания реформы, например, в Черниговской губернии — с 1869 года, в Киевской и Подольской — с 1871 года. При этом состав местных судов в Киевской, Волынской и Подольской губерниях не избирался, а назначался министром юстиции. Особенностью проведения судебной реформы в Украине было то, что она проводилась здесь почти параллельно с введением в действие законов, которые ограничивали или отменяли значительную часть ее прогрессивных положений. В пореформенные годы в судебную реформу было внесено более чем 700 изменений и поправок. Суд присяжных был лишен права рассмотрения дел о прессе и политических преступлениях. Часть вторая Положения о земских участковых начальниках ликвидировала институт мировых судей. В сельской местности этим занимались земские начальники, в городах — городские судьи, в уездах — уездные члены окружных судов. В начале XX века расходы на содержание судебной системы значительно увеличиваются. Штаты окружных судов и судебных палат дополняются новыми судебными и следственными должностями. С 1906 года в Украины начали действовать военно-полевые суды, введение которых было вынужденным шагом государства в ответ на террор левых организаций. Только за восемь месяцев с августа 1906 года этими судами было вынесено 1100 смертных приговоров.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |