Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Города и пути сообщения




Древняя Русь представлялась современникам обширной страной с многочисленным населением, проживавшими сельских поселениях и городах.

Отдельные историки и географы называли сотни городов в некоторых районах Руси. Так, анонимный баварский географ IX в. насчитывал у бужан 230 городов, у уличей — 318, у волынян — 70, у тиверцев — 148 и т. д. Как справедливо заметил М. Н. Тихомиров, «даже в позднейшее время такое количество более или менее значительных городских поселений не уместилось бы по течению Днепра и Буга, где по летописи жили тиверцы и уличи».

Учитывая, что города являются продуктом разложения первобытнообщинного строя и появления классового общества, что города — это населенные пункты — центры торговли и ремесла, административного управления, следует определить, что мы вкладываем в понятие «древнерусский город». Практически населенные пункты, о которых говорит баварский географ, не были городами. Это были поселения, имевшие незначительные укрепления. Примерно в VIII — IX вв. у восточных славян наблюдается появление так называемых городищ — твердей, располагавшихся на высоких, с естественной защитой, местах и имевших укрепления, за которыми в случае опасности укрывалось окрестное население. Эти населенные пункты, помимо определенной части постоянного населения, имели и временное.

Само название «город» на Руси означало укрепленное поселение, огороженное место. Однако собственно городом эти городища — тверди становятся лишь при условии оседания в них постоянного населения, когда они становятся центром ремесла и торговли, центрами управления феодальной округой. «Настоящей силой, вызвавшей к жизни русские города, было развитие земледелия и ремесла в области экономики, развитие феодализма — в области общественных отношений».

По подсчетам М. Н. Тихомирова, летописи свидетельствуют о существовании в IX-X вв. 25 городов: Белгород, Белоозеро, Василев, Витичев, Вышгород, Вручий, Изборск, Искоростень, Киев,. Ладога, Любечь, Муром, Новгород, Пересечен, Перемышль, Пере-яславль, Полоцк, Псков, Родня, Ростов. Смоленск, Суздаль, Туров, Червень, Чернигов. Из них, по крайней мере, Белоозеро, Изборск, Киев, Ладога, Любеч, Муром, Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск и Чернигов восходят еще к IX в. Вероятно, и другие города, помянутые в X в., существовали раньше. Ведь источники сообщают о городах случайно и мимолетно, по ним часто невозможно судить о времени возникновения того или иного города. Крайняя скудность сведений о городах в письменных источниках делает основательным предположение, что в IX-X вв. городов на Руси было больше, чем названные выше 25 городов.

Для XI в. по летописям устанавливается существование еще 64, XII в. — 135, XIII в. (до 1237 г.) — 47 городов.

Таким образом, мы видим нарастание количества городов. Если в X в. их было 25, то в XI в.—89, в XII в. – 224, к 1237 р. — 271.

Со временем менялось не только число городов. Менялся и сам город. Первоначально территория русских городов (IX-X вв.) ограничивалась пределами крепости. Формирование города как центра ремесленников и торговцев только намечается. Но уже в этот период под его стенами возникают в некотором роде самостоятельные поселки. Вначале они не относятся к городу, но примерно к концу X в. превращаются в его часть — предградья или посады с ремесленным и торговым населением, которое в силу своих занятий живет не на горе — холме, где стоит крепость, а внизу у реки, на подоле. Постепенно понятие города принимает как бы два значения: город в смысле крепости и город в смысле обозначения всего населенного пункта, крепость с окружающим его предградьем — посадом.

В исторической литературе давно отмечено, что в развитии городов и городской жизни Европы в XI столетии наблюдается перелом. Возникают новые города, идет заметный процесс превращения их в торгово-ремесленные центры. Это явление отмечается как для Руси, так п для Польши, Чехии, Восточной и Северной Германии, т. е. для тех территорий, которые находятся вне пределов Римской империи. Очевидно, существовали общие причины для появления городов и развития в них специфической городской жизни.

Эти причины следует искать в сдвигах в экономической и общественной жизни древней Руси IX—X вв.: отделении ремесла от сельского хозяйства, распространении земледелия как основного занятия населения, утверждении феодализма как общественной формации. Развитие земледелия и ремесла приводило к появлению городов — центров сельскохозяйственной округи. Именно это обстоятельство позволяет выделить на карте древней Руси отдельные районы наибольшего сосредоточения городов, как бы объединяющих сельскохозяйственные округи.

Первый сгусток городов охватывает Киевскую, Переяславскую и Чернигово-Северскую земли; второй — Галицко-Волынскую; третий — Полоцкую и Смоленскую; четвертый — Ростово-Суздальскую; пятый — Рязанскую землю. Города были и в других районах. Однако они в меньшей степени были связаны со своей сельскохозяйственной округой. Названные же выше районы выделяются в хозяйственном отношении. Большинство из них в то время отличалось развитым земледелием.

Видимо, этим можно объяснить значительное скопление городов в Галицко-Волынской земле, где условия благоприятствовали сельскохозяйственному производству, развитию ремесла, торговли. Размещение здесь городов соответствует освоению земель. Города и населенные пункты ограничиваются верховьями Прута, Днестра и Буга, заполняя северную часть Галицкой земли, центр и юго-восток Волынской земли.

В северной части Волынской земли, уходящей в лесную, насыщенную болотами зону, число городов и населенных пунктов резко сокращается.

Города, входящие в Киевскую, Переяславскую и Чернигово-Северскую земли, имеют внутренние отличия, характерные для этих земель. Киевская земля выделяется большой насыщенностью городов. Наиболее крупные города теснились к Киеву, окружая столицу в правобережье Днепра плотным кольцом. На юге границей распространения городов была Рось, а на севере — Припять, в направлении к которой количество городов уменьшалось. В Переяславской земле восточной границей распространения городов была Сула. Большинство переяславских городов, за исключением Переяславля, были небольшими. Следует отметить, что в южных пределах Руси, по ее рубежам со степью, где жили кочевники, стоял ряд городов-крепостей, скорее военного, чем хозяйственного характера. К ним относятся города по Росе, Стугне, Суле. В Черниговской земле также отмечалось преобладание мелких городов, которые лежали в стороне от больших водных дорог. Наиболее крупные города лежали по Десне, Сейму.

Большинство ростово-суздальских городов, расположенных в междуречьи Оки и Волги, возникло в так называемых опольях как центры определенных сельскохозяйственных округ. Наложение этих городов на карту показывает, что они теснятся между Волгой и Клязьмой, ближе к центру Залесского края.

Рязанские города тяготели прежде всего к Оке. Среди них выделялись Муром. Рязань. Пронск, являвшиеся центрами сельскохозяйственных округ и ремесленного производства. Значительные пространства между Клязьмой и Окой, а также на юге и юго-востоке городов почти не имели.

Развитию рязанских и ростово-суздальских городов способствовал фактор безопасности. Земли эти не подвергались давлению со стороны кочевников, города не разрушались иноземными нашествиями, что способствовало развитию устойчивого земледелия, животноводства, промыслов, ремесла.

Полоцко-смоленские города лежали по Западной Двине, Неману, Березине, верховьям Днепра. Этот район несколько уступал по развитию городской жизни другим районам. Здесь и города были помельче, и округа более неоднородна по своему хозяйственному занятию.

При господстве земледельческого хозяйства в жизни населения значительную роль играли животноводство, охота, рыбная ловля, различного рода промысли.

Значительные пространства, лежащие между городами, были тогда заняты глухими лесами, болотами, еще не освоенными человеком. Связь между этими районами осуществлялась по водным и сухопутным путям, которые к этому времени получили довольно большое развитие.

Пути сообщения

Основными путями сообщения в Древней Руси были водные. На базе имевшихся водных систем возникает ряд путей, который имел значение как для отдельных земель Киевской Руси, так и для государства в целом.

В Древней Руси наиболее устойчивые пути сообщения складываются на основе крупных речных систем. Это отмечают и источники того времени.

Выделяется водный путь «из варяг в греки», соединивший Балтийское море с Черным и протянувшийся через русские земли на тысячи километров с севера на юг. Путь возник в конце IX — начале X вв., получив наибольшее развитие в X — начале XI вв. Из Варяжского (Балтийского) моря по р. Неве шли в Ладожское озеро, затем по Волхову в Ильмень озеро и далее по р. Ловати. С Ловати на Днепр переходили волоковыми путями, а затем по течению Днепра спускались в Черное море, западным побережьем которого доходили до Царьграда.

Характерной особенностью развития водных путей стало возникновение волоков. Единых естественных водных систем, соединявших отдельные земли, не было. Переход с одних рек на другие мог осуществляться в местах, наиболее удобных, как правило, в точках их наибольшего схождения. На этих местах и возникали волоки, т. е. пространства между судоходными реками, по которым суда по суше при помощи катков (волоков) перетаскивались (переволакивались). Возможно, что в ряде мест перевозились только грузы, что было характерно для позднего времени. Размеры волоков были разные, некоторые достигали нескольких километров. Уже в Древней Руси по линии Вытегра — Белоозеро — Кубенское озеро возникает система волоков, которые в источниках того времени стали называться «Волок». Все, что находилось на северо-восток от «Волока», получило название Заволочья. Название Волоколамск также возникло как указание места волока: волок на реке Ламе. Да и первоначальное название города более точно указывало его положение — «Волок», «Волок Ламский».

Возникший позже Вышний Волочек лежал на волоке между бассейнами Волги и рек, впадающих в Ладожское и Онежское озера. Это был верхний, «вышний» волок между Тверцой и Цной по отношению к другому — нижнему.

Видимо, рано сложилось ответвление пути «из варяг в греки» на Западную Двину. Его начало было у волока между Ловатью и Днепром. Путь из Днепра на Западную Двину шел из района Смоленска по р. Каспле. По этому пути в ряде случаев шли не на север, в сторону Ловати, а вниз по Западной Двине, в Прибалтику. Был и более южный переход на Западную Двину с Днепра на р. Усяж-Бук к Лукомлю и Полоцку.

Одним из важнейших был Волжский путь. Верховья Волги посредством волоковых переходов были связаны с р. Метой, которой доходили до Ильменя, т. е. до пути «из варяг в греки». Та часть Волги, что проходила по землям Древнерусского государства, притягивала к себе прежде всего земли Северо-Восточной Руси (Суздаль, Ростов, Владимир и т. д.). Была связана Волга и с Днепром. Эта связь осуществлялась в нескольких точках. Во-первых, из верховьев Волги можно было попасть в Ильмень и далее перейти в Днепр по пути «из варяг в греки». Во-вторых, использовался Окско-Деснинский путь. В-третьих, с Волги можно было переходить на Дон по так называемому Волго-Донскому волоку в месте наибольшего сближения Волги и Дона у современного Волгограда. А с Дона можно идти к Днепру, спускаясь в Азовское море и далее вдоль побережья Черного моря до устья Днепра, или, идя вверх по Дону, переходить на Десну и по Десне в Днепр.

Существовали и другие водные пути, которые обслуживали как отдельные небольшие местности, так и крупные районы — земли. Внимание письменных источников прежде всего к Днепровскому и Волжскому путям объяснимо. Это были не только внутренние пути сообщения, но и важнейшие внешнеторговые магистрали. По Днепровскому пути из Византии на Русь везли дорогие ткани, книги, иконы, вина, фрукты, овощи и пряности, стеклянные и ювелирные изделия. Северные районы по Днепру возили лес, мед, меха, воск; Прибалтика поставляла янтарь, из Скандинавии привозили некоторые виды оружия и предметы ремесла.

Оживленным был и Волжский путь. Это был путь на Каспий, Кавказ и в Закавказье, в арабские страны. Водный путь имел сухопутное ответвление, начинавшееся с земель Волжско-Камской Болгарии и уходившее в Среднюю Азию.

Волжский путь в сравнительно малом участке проходил по древнерусским землям. Предметами вывоза были меха, воск, мед, «челядь», лен, полотна, а также некоторые изделия ремесленников (серебряные изделия и кольчуги). Наблюдается увеличение вывоза ремесленных изделий в XI-XII вв., когда торговали ювелирными и литейными изделиями, кожей, замшей, пряслицами. На Русь по Волге везли дорогие восточные ткани, в том числе роскошные «паволоки» — шелковые ткани, драгоценные камни, золото и серебро, пряности, фрукты.

Можно утверждать, что на Руси были распространены и сухопутные дороги. «Русская Правда» свидетельствует о существовании сухопутных крупных торговых дорог — «гостиниц великих». К сожалению, нанести на карту эти дороги — занятие почти безнадежное, так как о направлении дорог источники почти ничего не сообщают. Одна из таких больших сухопутных торговых дорог вела из Киева на запад через Владимир, Червень на Краков и далее в пределы Чехии — на Прагу и в южную Германию на Раффельштеттен и Регенсбург. Характерно, что в последнем была особая корпорация купцов, торговавших с Русью.

Сухопутной дорогой был связан Киев с Прикарпатьем, где имелись копи, снабжавшие солью южнорусские земли.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.