Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристики личностного роста




1. Личностный рост зависит прежде всего от усилий са­мого человека, но только их не достаточно. Полноценный личностный рост возможен лишь в том случае, если человек опирается на доброжелательное участие окружающих, если он добивается признания и уважения его внутреннего мира другими людьми, по крайней мере, «значимыми другими». Это легко понять, поскольку личностный потенциал тесно связан с «Я-образом», который форми­руется в совместной деятельности с другими людьми.

Важно отличать личностный рост от широко распрост­раненного понятия «гармоническое развитие человека», под которым понимается обычно приобретение человеком некоторой суммы знаний и умений, усвоение морально-этических норм и правил поведения.

2. При личностном росте происходят изменения как во внутреннем мире человека, так и в его взаимоотношениях с внешним миром. Суть этих изменений состоит в том, что человек постепенно освобождается от искажающего влияния психологических защит, становится способным доверять воспринимаемой информации, а не «фильтровать» ее с це­лью защиты своего «Я-образа» и может «жить настоя­щим». При этом он становится более открытым для новой внешней информации и, одновременно, лучше понимает себя, свои чувства и переживания. Он может здраво оце­нить свои возможности и взять на себя ответственность именно за то, что от него реально зависит, а также плани­ровать свою жизнь именно как свою, а не в соответствии с чужими, навязанными извне стереотипами.

3. Личностный рост способствует формированию целост­ной личности, у которой нет неразрешимых противоречий между стремлениями, желаниями и возможностями, между требованиями жизни и морали, между реальностью и пла­нами и т. п. Это не значит, что такая личность не пережи­вает кризисов. Они возможны и неизбежны, поскольку все­гда сохраняются различия между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Но личностный рост дает человеку важное средство преодоления кризисов — личностный смысл, ощу­щение внутренней осмысленности (а не внешней обуслов­ленности!) всех своих мыслей, чувств и действий. Попадая в трудную, даже кризисную ситуацию, он не задает себе во­просы типа: «Почему? За что? Откуда это взялось?» и, тем более: «Кто виноват?» Он спрашивает: «Зачем? Какую пользу я могу извлечь из преодоления этой ситуации? Какой опыт получу для себя и других?»

Например, представим себе человека, который делал нечто, что считал полезным, причем делал старательно и хорошо. Но подвергся резкой критике. Естественно, он ис­пытывает отрицательные эмоции. Существует много спосо­бов неконструктивного защитного поведения. Человек может просто не обратить внимания на критику, отбросить ее и за­быть, но затаить зло на того, кто критиковал. Он может, на­оборот, потратить много усилий на то, чтобы доказать себе и другим, что критик не прав. Он может отомстить критику. Перечень способов реактивного поведения того же рода мож­но продолжать. Но все эти способы неконструктивны, так как мешают человеку извлечь позитивный опыт из ситуации.

Более развитая личность прежде всего попытается вду­маться в критику и поискать в ней рациональное зерно. Кроме того, следует проанализировать, чем вызвана крити­ка и почему с ней выступил именно данный человек и в данный момент. Может быть, критикуемые действия были неправильно поняты другими людьми, и нужно как-то из­менить свое поведение или дать разъяснения. Сам критик рассматривается не как враг, а как источник ценной ин­формации. Даже если человек придет к выводу, что кри­тика его действий была совершенно неконструктивной, он получит неоценимый опыт.

4. Процесс личностного роста непрерывен. Он может быть более медленным в спокойные периоды жизни, когда не приходится решать сложных жизненных задач и общение не очень интенсивно. Он может быть более интенсивным в периоды жизненных кризисов и/или при интенсивном об­щении — взаимодействии с другими людьми.

Занятия в тренинговой группе и призваны создать бла­гоприятные условия для личностного роста ее членов.Для личностного роста важен сам факт движения. Процесс личностного роста целостный, взаимосвязанный, и рост в одном «личностном измерении» способствует про­движению в других. Открытие и обретение себя дают воз­можность человеку становиться все более свободным и от­ветственным, дружелюбным и открытым, сильным и творческим и, в конечном итоге, — более зрелым и способ­ным воспринимать мир (внешний и внутренний) не как угрозу, а как условия для своей жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.