Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика договорных взаимоотношений между производителями и оптовыми посредниками

Посреднические операции занимают важное место в хозяйственной деятельности предприятий, которые связано с целым рядом обстоятельств как юридического, так и экономического характера.

1. Развитие специализации привело к тому, что в целом ряде случаев привлечения посредника обходится субъекту предпринимательской деятельности дешевле, чем выполнение тех же функций собственными силами.

2. Объективная необходимость в привлечении посредников для осуществления тех или других операций может быть связана с наличием в них стабильных контактов с производителями или покупателями товара, который оказывает содействие гарантированному и надежному выполнению обязательств сторонами договора.

3. Существуют ситуации, когда привлечение посредника обусловлено чисто юридическими причинами и есть обязательным соответственно требованиям законодательства.

4. Привлечение посредника разрешает перевести на него часть коммерческих рисков, которая снижает возможные потери.

5. Операции с привлечением посредников в ряде случаев являются оправданными с точки зрения налогообложения.

Посреднические договоры в большинстве случаев укладываются по инициативе заказчика, тем не менее, в некоторых случаях инициатором осуществления посреднических операций может выступать посредник (например, лизингодатель в договоре лизинга).

Формы осуществления посреднических операций определяются видом и характером договора.

Одним из наиболее распространенных видов договоров, в рамках которых осуществляется посредническая деятельность, есть договор комиссии.

Согласно ст. 395 ГКУ, "по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по доверенности второй стороны (комитента) за вознаграждение сделать одну или несколько операций от своего имени за счет комитента".

Контрагентами в комиссионных операциях выступают комитент и комиссионер. Посредником комиссионер есть только для комитента. Для третьего лица комиссионер является стороной контракта купли-продажи, т.е. продавцом, если комиссионеру поручено что-нибудь продать, или покупателем, если комитент поручает комиссионеру что-нибудь купить. Договор комиссии предусматривает переход права собственности только от комитента до третьего лица (продажа) или от третьего лица к комитенту (покупка). Поэтому все риски, связанные с порчей или случайной гибелью, лежат на комитенте, если нет другой договоренности сторон. Тем не менее, комиссионер отвечает перед комитентом за потерю или повреждение имущества последнего, которое находится у него, если не доведет, что потеря или повреждения состоялись не по его вине.

В договоре комиссии обычно указываются:

1) минимальные или максимальные цены на товары;

2) сроки снабжения обусловленных партий товаров;

3) предельные технические и качественные характеристики товаров;

4) ответственность комитента перед комиссионером и комиссионера перед комитентом;

5) размеры и порядок выплаты комиссионных вознаграждений.

По доверенности комитента посредник-комиссионер находит на рынке покупателей, самостоятельно проводит переговоры с теми, кто предлагает наиболее удобные условия.

Комиссионные операции по продаже товаров могут осуществляться за двумя вариантами:

1. Комиссионер соответственно указаниям комитента укладывает с покупателем контракт купли-продажи и присылает комитенту его копию для выполнения. Комитент соответственно договору комиссии и условий контракта купли-продажи обязан поставлять товар в указанное в базисных условиях место доставки.

2. Соответственно условиям договора комиссии комитент поставляет товар на состав комиссионера. Последний, руководствуясь указаниями комитента, продает товар покупателям, подписывая с ними контракты купли-продажи.

Иногда, в договор комиссии включается условие "делькредере", при которой комиссионер берет на себя ответственность за платежеспособность третьих лиц, с которыми им был заключен договор за счет комитента, и компенсирует комитенту все затраты, если покупатель окажется неплатежеспособным.

В случае заключения договора комиссии на продажу товаров возможные следующие схемы оплаты услуг комиссионера:

1. Вся выручка от продажи переданного на комиссию товара комитента поступает на счет комиссионера. Из этой суммы комиссионер удерживает средства, которые принадлежат ему, а сумма, которая осталась, пересчитывается комитенту.

2. Из суммы выручки от продажи товаров, которая поступила на счет комиссионера, последний удерживает сумму понесенных затрат, а все другое пересчитывает на счет комитента, после чего комитент возвращает посреднику комиссионное вознаграждение, которое принадлежит ему.

3. Вся сумма выручки от продажи переданного на комиссию товара, который поступает на счет комиссионера, пересчитывается комитенту в полном объеме, а потом суммы комиссионного вознаграждения и компенсации понесенных затрат пересчитываются комиссионеру.

Одним из разновидностей договора комиссии есть договор консигнации.

Под договором консигнации понимают такой договор, в соответствии с которым одна сторона (консигнатор) обязуется по доверенности другой стороны (консигнанта) на протяжении определенного времени за обусловленное вознаграждение продавать от своего имени и за счет консигнанта товары в стране консигнатора.

Консигнационные договоры обычно укладывают при отсутствии конкретных, заведомо известных покупателей, относительно товаров, которые требуют предыдущего обзора покупателем, а также при продаже товаров с ограниченным сроком пригодности.

К основным обязанностям консигнатора принадлежат:

1) подготовка помещения для консигнационного состава, наем обслуживающего персонала для работы на нем, получение разрешения для ввоза товара в свою страну (импортной лицензии);

2) обеспечение полного сохранения, количества и качества товаров во время нахождения их на консигнационном составе. В случае порчи, нехватки или потери товара консигнатор должен уплатить консигнанту все связанные с этим убытки;

3) оплата всех затрат, связанных с торгово-оперативной деятельностью состава;

4) страхование товаров, которые находятся на консигнационном составе за свой счет в пользу консигнанта и своевременная передача ему страховых документов;

5) осуществление рекламы, показ товаров в демонстрационных залах и после продажное техническое обслуживание;

6) своевременное предоставление отчетов консигнанту о ходе реализации и запасы товаров на составе, а также информации о состоянии конъюнктуры рынка и уровень цен на аналогичные товары у конкурентов.

В обязанности консигнанта входят:

1) снабжение товаров на консигнационный состав к обусловленному сроку в обусловленном ассортименте и количестве и в дальнейшем поддержание запасов товаров на определенном уровне;

2) оплата всех затрат на содержание помещения консигнационного состава.

Вознаграждение консигнатору может быть установлено в виде:

1) определенного процента от стоимости проданных товаров;

2) разности между предназначенной консигнантом ценой и той более выгодной ценой, за которой консигнатор совершает сделку.

В практике осуществления посреднических операций в Украине особое место занимают отношения агентирования, которые базируются на агентских соглашениях.

Под агентским договором (соглашением) понимается договор, за которым одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение осуществлять по доверенности другой стороны (принципала) юридические и другие действия от лица и за счет принципала.

Размер комиссионного вознаграждения агента зависит от:

перечня выполняемых функций;

вида товара;

уровня конкурентоспособности товара;

объема услуг агента;

меры охвата рынка;

репутации и квалификации агента.

В зависимости от выхода на рынок новых товаров, увеличение объемов заказов и ассортименты изделий размеры комиссионных ставок на протяжении срока действия агентского соглашения могут пересматриваться. Обычно величина комиссионного вознаграждения агента колеблется от 2 до 10 % стоимости снабжения.

На украинском товарном рынке действует четыре типа дистрибьюторских фирм:

1) фирма - эксклюзивный (генеральный) дистрибьютор, деятельность которой основана на методе исключительного распределения (конкретный товар продается во всех рыночных зонах только данным торговым предприятием);

2) фирма - эксклюзивный дистрибьютор, связанная исключительным договором с другой торговой фирмой, которой она обязанная поставлять товары;

3) фирма-дистрибьютор, которая имеет хозяйственные связи с множеством производителей, тем не менее, на территории определенного региона взаимодействует только с одной компанией, которой продает продукцию;

4) фирма-дистрибьютор, которая имеет много поставщиков продукции за границей и связанная хозяйственными отношениями с многими потребителями.

Настоящий договор устанавливает только общие условия, которые регулируют взаимоотношения сторон относительно реализации товаров на определенной территории. Для его выполнения стороны укладывают самостоятельные контракты купли-продажи, в которых устанавливаются:

количество и качество товара, который поставляется;

цены;

условия снабжения;

способ платежа и формы расчетов;

сроки платежа;

порядок подачи рекламаций.

Посредничество дистрибьютора заключается в продвижение товаров от производителя до конечного потребителя на определенной территории и при необходимости может включать:

1) маркетинговые исследования рынка;

2) осуществление рекламных мероприятий;

3) предпродажную подготовку товаров;

4) гарантийное и послегарантийное обслуживания продукции и др.

Недостаток дистрибьюторских соглашений заключается в том, что они предусматривают вознаграждение посредникам только в виде разности покупательных и продажных цен.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кооперация в оптовой торговле | Принципы организации торгово-посреднической деятельности на товарном рынке
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.