Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Умственное воспитание

Формирование элементарных математических представлений.

Большие сложности в связи со зрительной недостаточностью возникают у детей с нарушениями зрения при овладении счётом последовательного ряда элементов множества, выполнение действий, наложения и приложения элементов одного множества к элементам другого при сравнении их количества. Значительные трудности испытывают дети с нарушениями зрения в зрительно-пространственной ориентации, что при отсутствии специальных условий обучения приводит к обеднённости информации о пространстве. Поэтому очень важно вести работу по обогащению, расширению чувственного опыта детей, что позволяет избежать появления вербализма математических представлений.

Начиная с первого года обучения, следует учить детей видеть и понимать реальные предметы в их взаимосвязях и пространственных отношениях. Учить видеть в реальных предметах сенсорные эталоны формы, величины, пространства: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник – сенсорные эталоны плоскостных предметов; куб, шар, эллипсоид, цилиндр, параллелепипед (брусок), конус – сенсорные эталоны объёмных тел. Формировать эти представления следует по принципу нарастающей сложности: от 1-3 сенсорных эталонов до усвоения более полного набора этих эталонов.

Выделение количественных отношений на первом году обучения происходит без пересчёта, на основе установления поэлементного соответствия между различными равными множествами. Сопоставление количества, величины и формы дети осуществляют путём накладывания друг на друга и затем прикладывания элементов друг к другу.

На втором году обучения закрепляется поэлементное сравнение множеств, но уже с выделением количества, начинается обучение измерению величин с помощью условных мерок – всё это становится основой формирования полноценного понятия о числе и счёте.

При формировании навыков счёта важно добиться понимания того, что последнее числительное относится ко всей группе предметов, а не последнему из них, что общее количество предметов в группе не зависит от размера, формы, цвета, расстояния между ними.

Основой для ознакомления с длиной служит непосредственно сравнение предметов по их размерам. Давая детям первоначальные представления об измерении длин, необходимо познакомить их с условными мерками, в качестве которых могут быть полоски цветной бумаги, палочки, карандаши, линейка и другой дидактический материал. При этом надо обратить особое внимание на выработку умений выполнять такие сложные для детей с нарушением зрения операции, как приложение и наложение.

К концу обучения дети должны овладеть количественным и порядковым счётом в пределах 10 (если ребёнок проявляет математические способности, то в пределах 20), у них должны быть сформированы представления о числовом ряде, о составе натуральных чисел в пределах 10; детей необходимо научить объединять 2 группы предметов (сложение) и выполнять обратную операцию, т. е. удалять часть множества (вычитание), представлять решение примеров и задач с помощью разрезных цифр и знаков (+, _,=). Кроме того, дети должны научиться ориентироваться в пространстве (на плоскости, в игровой комнате) и времени, сравнивать объёмы жидкостей и сыпучих веществ.

Большое внимание, наряду с формированием чувственно-практического опыта детей с нарушениями зрения, следует уделять овладению грамматически правильной речью.

На занятиях по ФЭМП важно уделять внимание развитию зрительного восприятия, зрительно-пространственной ориентировке и формированию чувственно-практического опыта детей за счёт активного включения в процесс обучения сохранных анализаторов и речи.

Арифметические задачи на сложение и вычитание следует решать с опорой на практические действия с реальными предметами или их изображениями. Ответ получается в результате счёта предметов (или их изображений). После ознакомления детей с цифрами и знаками следует показать запись решения задач в виде примера.

Ознакомление с окружающим миром.

Дети с нарушениями зрения, поступающие в детский сад, имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, величину, цвет и пространственное расположение. В связи с этим важно в период дошкольного возраста научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства предметов.

Дети должны представлять и конкретно действовать с различными предметами, знать назначение, способы действия и применение их, понимать условия жизни, деятельности человека, его связи с окружающим миром.

Тематикой ознакомления в первую очередь становится близкое окружение ребёнка в условиях семьи и детского сада. Процесс ознакомления строится по принципу детального изучения предметов с их свойствами и взаимосвязями между собой. В ходе изучения дети должны научиться последовательному зрительному выделению сенсорных сигналов, анализу основных опознавательных зрительно фиксированных признаков. Там, где невозможно получить зрительную информацию, необходимо активно включать в процесс обследования сохранные анализаторы. Дополнительная информация получается за счёт полисенсорных взаимосвязей (слухо-двигательных, тактильно-двигательных, осязательных и др.) и обеспечивает детям с нарушениями зрения более полную и точную информацию.

На первом и втором годах обучения занятия по ознакомлению с окружающим миром более тесно связаны с развитием речи, так как наряду с формированием чувственного опыта детей осуществляется работа по овладению детьми словом, что обеспечивает формирование умений соотносить конкретный признак со словесным его обозначением и создание адекватных образов предметов реального мира.

На третьем и четвёртом годах обучения наряду с этой задачей осуществляется работа по расширению и систематизации представлений в определённых связях общественноведческих, природоведческих, математических и эстетических знаний.

Основными методами и средствами являются наблюдения, обследование, экскурсии, дидактические игры, упражнения с натуральными объектами или их изображениями, просмотр диафильмов, рассмотрение различных видов наглядности (картинки, игрушки, муляжи, чучела животных и др.), прослушивание аудиозаписей и т. п.

На более поздних периодах обучения начинают применяться беседы об увиденном, но ведущим остаётся использование конкретного материала, активно воспринимаемого детьми.

Как и на всех других занятиях программный материал ознакомления с окружающим миром направлен на развитие зрительного восприятия. Значительную часть программного материала, посвящённого развитию зрительного восприятия, реализует на своих занятиях тифлопедагог. Он формирует у детей способы чувственного познания, учит их правильно обследовать предметы с помощью зрения и сохранных анализаторов. При этом он решает данные задачи с учётом индивидуальных особенностей состояния зрения каждого ребёнка. Воспитатель проводит занятия, на которых идёт закрепление пройденного материала.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сенсорное воспитание | Трудовое воспитание
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.