Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тренировка пространственного поиска и ориентирование. Задачи – лабиринты

Развитие зрительной пространственной ориентировки

 

Зрительное пространственное познание тесно связано с пространственным поведением, таким, как пространственный поиск, ориентация и навигация. Ребёнок с нормальным зрением сначала осваивает пространство через зрительно-моторные координации. Зрительная система стимулирует двигательную активность, а двигательная активность уточняет зрительные оценки направлений и расстояний.

Маленький ребёнок с нормальным зрением сначала становится двигательно компетентным в пространственных отношениях окружающей среды и лишь затем может нарисовать, описать, мысленно проанализировать эти отношения. Когда восьмимесячный ребёнок движется в окружающем пространстве и опирается на реальные ориентиры, он демонстрирует большую пространственную компетентность, чем пятилетний ребенок, рисующий модель города. Ребёнок со значительными потерями зрения отстаёт в пространственном развитии. То, что зрячие дети познают стихийно, слабовидящие дети должны специально изучать. Часто сначала слабовидящие дети познают пространственные отношения через анализ, описание, рисование и лишь затем используют их в движении. Поэтому нельзя переоценить роль цикла упражнений по развитию навыков и стратегий зрительно пространственной ориентировки.

Анализ пространственных отношений внешней среды, который служит основой планирования и регулирования пространственного поведения, называется пространственной ориентировкой. Зрительная пространственная ориентировка для человека является одним из основных видов ориентировочной деятельности и включается составной частью в решение практически любых задач. Пространственную ориентировку принято разделять на ориентировку в микро – и макропространстве. Ориентировка в макропространстве очень важна, но требует отдельных методических разработок. Данные упражнения направлены на ориентировку в микропространстве.

Материал. Лабиринты могут быть самые разные, простые и сложные, с чётко очерченными границами и с условным ограничением проходов. Например лабиринт на рисунках 5-10, С. 51-54 на СД. Можно самим рисовать лабиринты и придумывать различные оригинальные задачи такого типа. Принципы составления лабиринтов должны быть следующими.

а) Для детей от 3 до 5 лет в лабиринтах должны быть лишь один вход и выход, обозначенные персонажами: на входе – принц, на выходе – золушка, на входе – зайчик, на выходе – морковка и т. д. Границы ходов лабиринтов должны быть чётко очерчены, лабиринты не должны содержать более 3 тупиков. Лабиринты должны иметь либо прямоугольное, либо циклическое строение.

б) Для детей от 6 до 9 лет в лабиринтах может быть несколько (до 5) выходов, к части из которых есть реальный проход, а к другой части прохода нет. Выходы и входы также лучше обозначить персонажами. Границы могут быть очерчены лишь условно. Лабиринты не должны содержать более 10 тупиков. Это могут быть лабиринты, составленные внутри различных привлекательных форм.

в) Для детей от 10 до12 лет в лабиринтах может быть более 5 выходов и более 10 тупиков. Это могут быть сложные конструкции, имеющие прямоугольное, циклическое или хаотическое строение. Выходы из лабиринта и входы в него можно не обозначать, однако полезно придать задаче игровой характер в этом возрасте.

Ход выполнения задачи

Ребёнку предъявляется задача-лабиринт и он получает инструкцию. Принципы формулирования инструкции следующим образом варьируются в зависимости от возраста.

а) От 3 до 5 лет ребёнку нужно обязательно рассказать сюжет лабиринта (игровую ситуацию), создавая тем самым интерес к выполнению задания, показать выход и вход, дать возможность рассмотреть рисунки около входа и выхода, показать общее направление движения, давая тем самым образную ориентировку в задании. Также ребёнок должен знать, что путь не всегда ведёт к выходу и в лабиринте есть тупики. Проходить лабиринт ребёнок должен с помощью фломастера, чтобы обязательно видеть пройденный путь.

б) От 6 до 9 лет сюжетную ситуацию лабиринта ребёнку можно рассказать в 2 словах, и на словах же он может получить инструкцию проходить лабиринт. Ребёнуку нужно показать, что лабиринт имеет не только тупики, но и ложные выходы. На этом этапе ребёнка можно попросить проходить лабиринт с помощью указки или, проводя по лабиринту пальцем. Это будет стимулировать развитие образной ориентировки.

в) От 10 до 12 лет ребёнка можно просто просить найти выход из лабиринта. Детей этого возраста можно просить проходить лабиринт только глазами, не пользуясь ни пальцем, ни указкой. Это усложнит задачу и будет стимулировать развитие предварительной зрительной ориентировке в задаче.

Развитие умения использовать ориентиры в задачах поиска; формирование умения последовательного ориентирования от пункта к пункту; тренировка использования правил обратимости пути

Упражнение 1

Материал. Бланк, на котором изображены Белоснежка, 7 гномов (каждый может быть в колпачке своего цвета) и домик (С. 54, рис. 11, на СД).

Ход выполнения упражнения

Перед ребёнком располагают бланк с заданием и говорят: «Ты знаешь сказку про Белоснежку и 7 гномов? Сейчас мы с тобой сыграем в одну игру. Ты будешь идти вместе с Белоснежкой. Куда она, туда и ты. Поставь фломастер рядом с Белоснежкой». Далее взрослый ведёт ребёнка по заданию: «Белоснежка заблудилась в лесу. Шла она по лесу, шла и встретила гнома в красном колпачке. Ты должен идти вместе с Белоснежкой к красному гномику. Где он? Проведи фломастером! Красный гном сказал Белоснежке, что ей нужно найти гнома в синем колпачке, который знает выход из леса. И Белоснежка пошла к синему гному (и так далее, пока Белоснежка не побывает у всех семи гномов и не выйдет к дому)».

В дальнейшем это упражнение используется с модификациями. Для более старших детей предлагается задание с колпачками одинакового цвета, на которых изображены различные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, крест, прямоугольник, звезда, ромб) или буквы алфавита.

Упражнение 2

Материал. Бланки с цифровым обозначением картинок, фломастеры. Можно использовать любые изданные пособия по рисованию картинок по цифрам, усложняя рисунок и количество цифр с возрастом ребёнка. Для развития навыков зрительного ориентирования важно соблюдать несколько принципов отбора подобных заданий: цифры должны располагаться на большом расстоянии друг от друга; линия соединения должна быть как можно более ломаной, неоднократно менять направления; на первом этапе ребёнок должен рисовать геометрические фигуры, на втором – простые предметы из повседневного обихода, на третьем – сложные изображения с закруглёнными линиями.

Ход выполнения упражнения

Для развития навыков зрительного пространственного ориентирования важно, чтобы ребёнок осознал связь ориентира и направления движения. Он должен усвоить 2 основных правила: движение на ориентир – это движение по прямой; ориентир обычно указывает изменение направления движения (или подтверждение направления движения). Поэтому именно на этих моментах необходимо остановить внимание ребёнка.

При выполнении упражнения взрослый говорит ребёнку: «Сейчас мы с тобой нарисуем картинку по цифрам. Найди цифру 1, поставь на неё фломастер Найди цифру 2. Ты должен провести от цифры 1 до цифры 2 прямую линию. Проследи, чтобы линия была прямая. Найди цифру 3. Проведи прямую линию от цифры 2 до цифры 3. А теперь вернись к началу и снова пройди путь от одного к двум и затем к трём. Где ты повернул?»

Упражнение 3

Материал. Лабиринт с ориентирами. В качестве ориентиров могут выступать буквы, цифры или картинки.

Ход выполнения упражнения

Ребёнка просят пройти лабиринт, двигаясь от цифры к цифре. Сначала он должен найти проход к первой, затем ко второй и т. д.

Упражнение 4

Материал. Карта «владений Вини – Пуха» (рис. 12, С. 55. на СД). Карту рисуют на листе большого размера.

Ход выполнения упражнения

Перед ребёнком раскладывают лист с «картой» и просят внимательно рассмотреть её. Пока ребёнок рассматривает, взрослый напоминает ему историю про Винни-Пуха, просит вспомнить персонажей сказки. Затем ребёнок получает инструкцию: «Однажды утром Винни- Пух решил навестить всех, всех, всех: сначала он зашёл к Пятачку, затем к Сове, потом к ослику Иа-Иа, к Кролику, к Кенге и, наконец, к Кристоферу Робину. Запомнил? Я повторю ещё раз, как он шёл, ты запомни, потому что потом ты должен пройти тем же путём». После того как ребёнок пройдёт «путь Винни- Пуха», его просят вернуться назад той же дорогой.

Это упражнение можно выполнять несколько раз, меняя последовательность ориентиров, уменьшая или увеличивая их количество.

Упражнение 5

Материал. Можно использовать любую «сказочную карту»: это может быть «карта владений Винни-Пуха», как и в предыдущем упражнении; для более старших детей можно взять карту из произведений Толкиена, карту путешествия Нильса по Норвегии на домашнем гусе, возможны и другие варианты. Важно, чтобы это действительно была карта, по которой можно проложить не один, а несколько маршрутов. При этом необходимо, чтобы особенности местности были выделены и обозначены словами и символическими рисунками одновременно.

Ход выполнения упражнения

Взрослый задаёт ребёнку стартовую и конечную точки движения по карте, просит составить маршрут, пройти его и затем, убрав карту, описать своё движение в прямом и обратном направлении. Например: «Винни- Пух хочет дойти до «Северного полюса», пожалуйста покажи, как ему лучше пройти». После того, как ребёнок пройдёт по маршруту, карту переворачивают и просят ребёнка описать маршрут: «Оп иши, как шёл Винни-Пух, мимо чего он проходил. Опиши, как ему идти обратно».

Упражнение 6

Материал. Для упражнения нужна стилизованная карта с обозначенными сторонами света и местом расположения клада, коробок спичек. Взрослый сначала разрабатывает маршрут движения к кладу. Например: «От такого-то пункта пройти 5 шагов на север, найти высокое дерево (или другой ориентир), пройти к этому дереву 2 шага и потом ещё 4 шага на восток». Каждая спичка эквивалентна шагу. Любой отрезок пути должен включать целое число спичек. Место расположения клада обозначается на карте. Маршрут не обозначается на карте, а записывается на отдельном листе бумаги. Лучше сразу разработать несколько маршрутов.

Ход выполнения упражнения

Перед ребёнком раскладывается карта, и ему предлагают начать поиски сокровищ. Сначала ребёнок должен определить стороны света на карте: где север, где юг, где восток, где запад. Затем взрослый читает маршрут поиска клада, а ребёнок должен выполнить инструкции. Если ребёнок правильно выполнит все инструкции, его конечный пункт совпадёт с местом расположения клада.

Развитие навыков составления целостного образа пространственной задачи перед её решением; формирование умения использовать правило самого короткого пути; формирование умения использовать предварительную вербальную установку к ориентированию

Упражнение 1

Материал. Бланк задания, представленный на рис. 13, С. 55 на СД.

Ход выполнения упражнения

Ребёнку дают бланк задания и просят найти самый короткий и самый длинный путь к домам разных персонажей. Ребёнок должен понять, что для каждого пункта на местности существует своё решение задачи поиска «короткого пути».

Упражнен ие 2

Материал. Бланк задания, представленный на рис. 14, С. 56 на СД

Ход выполнения упражнения

Ребёнку дают бланк задания и просят найти выход для маленькой ведьмы в различных частях дома. Задание требует от ребёнка предварительно определить направление своих поисков. Если надо выйти через слуховое окно, он ищет выход вверху дома, если надо выйти через дверь, он ищет выход внизу и т. д.

Упражнение 3

Материал. Бланк задания, представленный на рис. 15, С. 56 на СД.

Ход выполнения упражнения

Упражнение напоминает предыдущее, однако, оног более сложное по материалу. Ребёнку дают бланк задания и просят найти выход для кораблика на север, восток, запад, юг. Самым старшим детям можно дать задание двигаться на северо-восток, северо-запад и т. д.

Упражнение 4

Материал. Стилизованная или настоящая карта местности.

Ход выполнения упражнения

Перед ребёнком раскладывают карту местности и просят найти путь от одного пункта до другого. Ребёнок должен сначала найти требуемые пункты на карте, затем составить маршрут, описать его и только в последнюю очередь проложить его карандашом по карте. Очень важно, чтобы ребёнок сначала описал маршрут, а лишь затем обозначил свой путь.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формирование понимания и умений использовать метрические отношение окружающей среды, а также умений точно оценивать расположение объектов | Параметры, свойства, характеристики полупроводниковых диодов, тиристоров и транзисторов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.