Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные типы социальных отношений в системе управления




1. Наиболее распространенным типом взаимодействии между людьми в процессе управления являются служебные отношения, которые отличаются своей несимметричностью.

Эта особенность проявляется в том, что в процессе функционирования системы управления складывается односторонняя зависимость подчиненного от начальника.

Наиболее существенным признаком служебных отношений является полномочие решать, что и как должен делать подчиненный в рабочее время, и определять задания, которые подчиненный должен выполнять.

2. Функциональные отношения, сопряжения которых могут, но не должны перекрываться с сопряжениями служебных отношений. Функциональные отношения строятся таким образом, что функционально обусловливающий субъект отношений не решает, что должен делать функционально зависимый субъект.Роль функционально обусловливающего субъекта заключается скорее в совете, помощи, чем в выдаче распоряжений.

Примером здесь могут служить отношения между директором учреждения и юрисконсультом или советником. Директор посылает проект какого-либо договора или распоряжения на експертизу, юрисконсульт обязан высказать свое мнение, а директор - ознакомиться с ним. Но согласится директор с заключением или нет - зависит только от него самого.

3. Технические отношения. В многоуровневых системах управления большое значение приобретает взаимозависимость в действиях и функциях членов коллектива. Каждый должен четко выполнять свои функции и добиваться столь же четкого выполнения другими сотрудниками их функций, иначе невозможно добиться всесторонне согласованной и эффективной деятельности.

4. Информационные отношения - это отношения, связанные с односторонними или взаимными процессами информирования о всех состояниях объекта и об изменениях состояний, о которых информирующий знает, а информируемый должен знать, чтобы иметь возможность эффективно выполнять свои обязанности.

5. Специализированные отношения - вид отношений, связанный с разделением труда (распределением целей и действий по их достижению) в управлении многосторонней конфигурации деятельности данной системы - организации, фирмы, учреждения и т.п. Речь идет о связи управляющей подсистемы или ее отдельных звеньев со специализированными компонентами, звеньями, участками. Специализированные отношения могут принимать разную степень интенсивности. Некоторые участки, звенья управляемой подсистемы могут быть сильнее или слабее связаны с разделением труда как между собой, так и с управляющей подсистемой.

6. Иерархические отношения - это отношения между звеньями или ячейками системы, расположенными на различных ступеньках управленческой лестницы (управленческой вертикали), при которых каждый нижестоящий уровень управления подчиняется вышестоящему уровню.

Так, например, в системе "президентской вертикали".

 

Социальные отношения в системе управления в зависимости от характера взаимосвязи между руководителями и подчиненными: бюрократические, патерналистские, фратерналистские и партнерские отношения.

1) Бюрократические (от франц. бюро - канцелярия + греч. кратос - власть, буквально - господство канцелярии) отношения, согласно трактовки М. Вебера, базируются на административной иерархии.

При наличии таких отношений за каждым работником жестко закреплены его функциональные обязанност и. Начальники принимают решения, а подчиненные обязаны их выполнять, строго следуя букве распоряжений. Контроль за деятельностью сотрудников и всей организации представляет собой отлаженную процедуру проверок. Ответственность за успех дела и возможные провалы несет соответствующий исполнитель. Контакты между начальниками и подчиненными носят в основном официальный (формальный) и деперсонифицированныйхарактер, ограничены отношениями чисто служебного свойства.

2) При патернализме (от лат. "падре" - отец) четко выражена иерархичность отношений, а права "хозяина", который обычно принимает единоличные решения, неоспоримы.

От подчиненных требуется и ожидается лояльность по отношению к начальнику. "Хозяин" бдительноконтролирует действия своих подчиненных, но при необходимости принимает на себя часть возложенных на них функций. Ответственность за успех дела или возможные провалы - общая. "Хозяин" строго поддерживает единство организации, но не путем формальной регламентации, а благодаря утверждению и постоянному сохранению своего личного влияния. Несмотря на строгую иерархию, взаимоотношениям придается личностный характер, выходящий за чисто служебные рамки.

3) В случае фратернализма (от англ. фразер – брат) иерархичность в отношениях сглаживается и смягчается.

Господствует стремление принимать решения коллегиально после их коллективного обсуждения. Тем самым руководитель в отношениях со своими подчиненными претендует, скорее, на роль "лидера", а не "начальника" или "хозяина". Подчиненным предоставляется достаточная самостоятельность, и в совместной деятельности предполагается взаимная помощь и поддержка как со стороны руководителя так и рядовых работников. Любой усп ех рассматривается как общая заслуга всего коллектива, любой провал - как общая для всех членов коллектива беда. Отношения в такой организации носят подчеркнуто неформальный характер.

4) В случае партнерства (от франц. партнер - участник совместной деятельности) иерархические отношения хотя существуют, но ярко не выражены. Решения принимаются на основе обсуждения, где каждый вносит предложения в соответствии со своей квалификацией и сферой компетентности. Руководитель не приказывает, а координирует общие действия.

За каждым сотрудником четко закреплены соответствующие функции, причем руководитель в них не вмешивается, а текущий контроль чаще всего не предусмотрен. Подчиненные должны понимать смысл принимаемых решений и выполнят их в процессе самостоятельной работы. Несмотря на коллегиальность принимаемых решений и действий, отношения между сотрудниками деперсонифицированы и переведены в служебно-контактную основу.

Партнерство отличается демократизмом - самостоятельные индивиды объединяются для совместной деятельности по свободному контракту, а руководитель в качестве координатора распределяет задания и контролирует соблюдение оговоренных условий и обязанностей.

Цивилизованная форма функционального представительства интересов — социальное партнерство государства и корпораций, обеспечивающее согласование и защиту частных интересов на договорной основе, посредством достижения консенсуса по важнейшим проблемам общественной жизни. В результате плотно увязываются частные и публичные интересы.

В мировой практике сложились две модели социального партнерства: в государственном секторе трудовых отношений

бипартизм (между правительством, выступающем в роли работодателя, и профсоюзами, представляющими интересы наемных работников);

– в негосударственном секторе — трипартизм (между правительством, профсоюзами и объединениями предпринимателей, представляющих интересы работодателей).

Для функционирования механизма социального партнерства необходимо:

1. наличие институционально оформленных корпоративных интересов;

2. процедур выработки двухсторонних или трехсторонних соглашений;

3. ответственности сторон за исполнение принятых решений;

4. организационно-правовых установлений для ведения переговоров и контроля за соблюдением обязательств.

Социальное партнерство строится на основе следующих принципов:

1. Признание партнерами субъектов общественных отношений;

2. Взаимная выгода, уважение и учет интересов партнеров;

3. Равенство, свобода выбора в решении спорных вопросов;

4. Обязательность исполнения достигнутых договоренностей;

5. Выполнение норм законодательства.

 
 

 

 


Ключевой вопрос оптимизации механизма социального партнерства - сбалансированность «социального треугольника», его равновесность. Проблема заключается в том, что каждая из сторон этого треугольника имеет особые интересы: правительство - в стабильности порядка; объединения работодателей -в получении прибыли, профсоюзы - в достойных условиях жизни работников.

При усилении любой из сторон, «социального треугольника» сотрудничество, тем более партнерство, нарушится. Если правительство станет доминировать в системе социальных связей, проявляя всесилие по отношению к труду и капиталу, можно ожидать смещения центра тяжести в структуре форм собственности в сторону государственной монополизации большинства отраслей производства, ограничения предпринимательской инициативы, ослабления роли профсоюзов, а в конечном итоге - огосударствления общества.

В случае усиления предпринимателей, господства капитала по отношению к государству и гражданам возникает олигархическая форма правления, происходит отчуждение людей от власти и собственности. В ситуации массового недовольства работодатели могут объявить всеобщий локаут, т.е. поголовное увольнение работников, вследствие чего неизбежны дестабилизация и нарушение порядка в обществе.

В условиях наступления общественности, наемных работников и их объединений правительство под давлением труда вынуждено будет пойти на гигантское перераспределение доходов, ущемляя интересы капитала. В противном случае профсоюзы объявят всеобщую забастовку, что приведет к политизации общества и «революционным порядкам» в стране.

Механизм социального партнерства исправно функционирует при условии, если все стороны «треугольника» поддерживают связи на основе социального обмена, учитывающего взаимные выгоды.

Конечно, выделенные четыре типа отношений в "чистом" виде встречаются редко, патернализм, в частности, не редко реализуется при наличии элементов фратернализма или бюрократизма: всё, в конечном счете, зависит от состава участников совместного действия, характера, содержания и направленности той организации, в пределах которой люди вступают в социальные взаимодействия, а также от состава и личностных особенностей людей - руководителей, осуществляющих функции управления.

По документам «Программы развития» ООН ключевыми характеристиками «хорошего управления» (gооd governance) являются:

участие (все граждане обладают голосом в принятии решений — прямо или посредством легитимных институтов, представляющих их интересы);

верховенство права (честность и беспристрастность правовых структур, обеспечивающих соблюдение прав человека);

прозрачность (свобода информации, ее полнота и доступность для всех, кто в ней заинтересован);

чувствительность (все институты чутко реагируют на потребности граждан);

ориентация на согласие (соблюдение баланса интересов для достижения консенсуса по вопросу о том, что более всего отвечает потребностям группы и какими способами, с помощью каких процедур этого следует добиваться);

справедливость (все граждане имеют возможность улучшить свое благосостояние);

результативность и действенность (максимально эффективное использование ресурсов для удовлетворения потребностей граждан);

подотчетность (правительство, частный бизнес и структуры гражданского общества подотчетны институциональным носителям прав и общественности);

стратегическое видение (лидеры и общественность исходят из долговременных перспектив управления и развития личности и отчетливо представляют себе те меры, которые необходимы для их реализации).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 8721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.