Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление в организации

Организационная модель государственного учреждения.

Длительное время в социологии существовали две точки зрения на организацию: одна подчеркивала значение структур, законов и процедур; другая уделяла внимание поведению людей, их взаимодействию и общению. Безусловно, это разные, но взаимодополняющие подходы, отражающие организационные процессы, которые можно наблюдать одновременно.

           
 
сценарии
 
поведение
   
 

 


Рис. Организационное поведение.

Сценарии — это структурная иерархия организации, законы, правила, процедуры и т. п. Они программируют поведение сотрудников.

Поведение — это действия людей, определяемые как сценариями организации, так и операционной подготовленностью работников к выполнению этих действий.

Следует подчеркнуть, что сценарии поддаются сознательному воздействию со стороны людей, способных рефлексировать, оценивать сложившуюся ситуацию, изменять ее к лучшему.

Ситуация организации определяется внешними факторами (группы интересов, законодательство, общественное мнение и др.), которые задают основные параметры деятельности организации и сказываются на ее результате.

Таким образом, организационная модель может быть развернута в следующих направлениях. Она должна быть сфокусирована на параметрах, заданных внешними факторами. Кроме того, в нее следует включить внутренние факторы (сценарии), определяющие организационное поведение сотрудников (табл.).

Таблица

Организационная модель государственного учреждения

Параметры Внутренние факторы
Технические Цели и подходы Задачи и обязанности Квалификация персонала
Административные Стиль Принятие решений Самостоятельность
Культурные Культура Сотрудничество Отношения

 

Как видно, организационная модель госучреждения представляет собой матрицу, состоящую из девяти ячеек факторов, между которыми имеется определенная связь. Примечательно, что в указанной модели нет исходной точки. В зависимости от обстоятельств решающим может стать любой фактор организационного поведения чиновников. Опишем более подробно эту модель.

1. В технических параметрах сфокусирована следующая группа внутренних факторов организации: цели и подходы, задачи и обязанности, квалификация персонала. В зависимости от внешней ситуации, например, изменения законодательства или принятия новой государственной программы, корректируются подходы организации к выполнению целевых функций, перераспределяются обязанности должностных лиц, привлекаются новые специалисты и т. д.

Технические параметры во многом определяют цели организации. Они задаются извне и закрепляются учредительными документами. Государство создает свои организации для осуществления определенной миссии. Миссия - это концепция деятельности государственного учреждения. Она обусловлена его социальной ответственностью. Миссия служит в качестве ориентира для принятия решений. В реальном своем существовании она предстает в форме стратегической цели государственного учреждения, его позиционирования в обществе.

Может быть эффективность зависит от структуры организации, распределяющей задачи и обязанности между работниками? Должность чиновника определяется позицией в служебной иерархии, которая наделяет его ответственностью и властью. В вертикальном срезе служебной пирамиды эта позиция называется статусом, предполагающим обязанности и права, а в горизонтальном — ролью, предусматривающей функции и средства ее исполнения. Таким образом, каждая должностная позиция имеет сбалансированную структуру элементов (табл.).

Структура должностной позиции

Ответственность – Власть

Обязанности – Права

Функции – Средства

Благодаря четкой статусно-ролевой структуре административных учреждений должностное лицо знает, к кому обратиться для официального принятия решения, кто несет ответственность за его исполнение, какими средствами он располагает и т. д. Следует отметить обезличенность статусно-ролевой структуры. Люди сменяют друг друга, но занимаемые ими статусы и выполняемые роли остаются.

Безусловно, технические параметры государственного учреждения определяют состав персонала, его квалификацию. Именно совокупность навыков персонала организации выделяет ее из других. Когда мы пытаемся дать характеристику, например, фирме «Sony», то не говорим о ее целях, стратегии или структуре. Мы говорим о том, что она делает лучше других - качественную аудио-видеотехнику. Точно также мы характеризуем и государственное учреждение, выделяя качество распоряжений и публичных услуг, оказываемых гражданам. А это зависит от компетентности и профессионализма чиновников, повышения их квалификации, ответственности и т. д. Словом, система работы с персоналом также во многом воздействует на поведение чиновников.

2. Административные параметры государственного учреждения под влиянием внешней ситуации, к примеру, изменение политического режима, формируют соответствующий стиль работы, отношения по поводу подготовки и принятия решений, власти и подчинения, самостоятельности должностных лиц.

Прежде всего, они определяют стиль работы госучреждения. Этому фактору зачастую уделяется много внимания. Одни воспевают демократический стиль, другие затосковали по авторитарному. Стиль работы во многом определяется ситуацией, установками руководителя либо на заботу о решении деловых проблем, либо на заботу о решении человеческих проблем и т. д.

Существенным фактором являются решения, принимаемые государственным учреждением. Это один из основных рабочих процессов и потому поведение служащего во многом определяется технологией производства управленческого решения. Здесь многое зависит от степени привлечения специалистов в обсуждение внутренней политики, так называемый «мозговой штурм», от сотрудничества с другими организациями, способности уловить сигналы внешней среды, рациональных действий должностных лиц. Осуществляя выбор варианта исполнения решения, чиновник просчитывает, как его реализовать с минимальными затратами и максимальными результатами. Точное соблюдение технологических процедур — залог успешного выполнения решения.

Административные параметры определяют и фактор самостоятельности служащих, или степень их автономности. Разнообразие работ, возможность самостоятельного решения задач, условия для изобретательности, творческого, карьерного роста способствуют социальной самоорганизации государственного учреждения. Самоорганизация определяет поступки чиновника, открывает перспективы для реализации жизненных планов и собственных интересов, связанных с увеличением жалования, должностным перемещением и т. п.

3. Культурные параметры способствуют возникновению традиций, привычек, выработке общих стереотипов мышления, определенного служебного этикета. Они культивируют корпоративные формы взаимодействия чиновников, определяют характер служебных отношений.

Фактор культуры подразумевает идеи, убеждения, традиции, влияющие на поведение людей. Стремление к совместно разделяемым ценностям интегрирует, сплачивает работников, определяет облик служащего в разных ситуациях. Так, для чиновника уместен деловой костюм. С начальником он говорит в одной манере, с коллегой — в другой, а с подчиненным — в третьей.

В основе организационной культуры находятся нормативно-правовые требования, которые оговаривают, что следует делать, а что - нет. Поэтому служащий не может произвольно выбирать методы администрирования. Они должны соответствовать установленным правилам. Отсюда приходится учитывать не только эффективность действий, но и правомерность их применения.

Культурные параметры государственного учреждения оказывают влияние на фактор сотрудничества. В результате сотрудничества возникает эффект синергии, т. е. прирост дополнительной энергии людей, превышающий сумму индивидуальных усилий. Как складывается этот эффект? Во-первых, за счет простой массовости, т. е. одновременности и однонаправленности усилий многих людей. Во-вторых, благодаря распределению членов организации по отношению друг к другу в последовательную зависимость. В-третьих, в результате специализации взаимодополняющих друг друга работников. Таким образом, тайна синергии заключается в принципах объединения индивидуальных и групповых усилий.

Обычно организацию изображают в виде схемы основных подразделений. Однако это не простая совокупность прямоугольников и соединяющих их стрелок. Схема устанавливает порядок деловых связей, коммуникаций, каналы прохождения управленческой информации, необходимые для функционального взаимодействия служащих. Скажем, если решено построить в городе новую школу, то в это дело будет включен не только отдел строительства, но и другие подразделения администрации, которые имеют свои особые интересы, но несут общую ответственность.

Служебные отношения формируются под воздействием всех рассмотренных выше факторов. Они связаны, прежде всего, с процессами организации госслужбы и профессиональной деятельности чиновников. Это формальные отношения по поводу распределения задач, ресурсов, полномочий, ответственности. Они выстраиваются на основе власти и подчинения, субординации и координации. Внеформальные отношения опираются на принцип партнерства. Они компенсируют недостатки формальных связей. Например, специалист, минуя начальника подразделения, решает возникающие проблемы непосредственно с руководителем проекта. В процессе исполнения служебных функций между работниками складываются и неформальные отношения на основе симпатий и антипатий, совпадения взглядов, мнений, ценностных ориентации и т. п. Они защищают людей от жесткого воздействия формальной регуляции, психологического напряжения, конфликтов и других неприятностей.

Организационная модель позволяет представить социальную природу и сущность современного государственного учреждения. Она может служить инструментом сбора и анализа эмпирической информации о состоянии изучаемого объекта, выявления его «болевых точек» и возможностей их «врачевания», разработки процедур и технологий его совершенствования.

на начало лекции

СОДЕРЖАНИЕ

Управление представляет собой механизм, который координирует и упорядочивает взаимодействие людей в организации. Современные организации невозможны без особого вида деятельности — управленческой, направленной на преобразование различных сторон жизни организации. В современной теории можно выделить несколько подходов к управлению.

1. Подход с точки зрения науки о поведении, делающий акцент на методах налаживания межличностных отношений. В рамках подхода изучаются различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения качества работы и качества трудовой жизни.

2. Подход с точки зрения количественных или экономико-математических методов. Ключевой характеристикой подхода является замена описательного анализа моделями, символами и количественными значениями.

3. Процессный подход, рассматривающий управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. Конкретное содержание и классификация функций, различные у разных авторов, могут быть сведены к четырем категориям функций: планирования, организации, мотивации и контроля.

4. Системный подход, рассматривающий организацию как состоящую из многочисленных взаимозависимых подсистем открытую систему, взаимодействующую с внешней средой.

5. Ситуационный подход. Центральным компонентом ситуационного подхода является ситуация — конкретный набор обстоятельств, которые влияют на организацию в данное конкретное время. Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями, для того чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

В самом общем виде процесс управления представляется как совокупность действий особого органа организации, ориентированных на изменение существующего состояния организации или ее части в направлении достижения целей и баланса организации с внешней средой.

В эту совокупность действий входит тщательная разработка способов достижения целей, промежуточных эталонов и выделения базисных точек — контролируемых параметров, без воздействия на которые неэффективна или невозможна реализация способов достижения целей. Задачей управления является удержание в допустимых пределах контролируемых параметров,

Итак, для управления любой ситуацией в организации нужно иметь возможность:

измерять контролируемые параметры и сравнивать их с эталонными значениями, для чего эти параметры должны быть «чистыми», т.е. освобожденными от постороннего влияния;

осуществлять коррекцию, для чего необходимы властные ресурсы управления;

удерживать состояние корректирующего воздействия до принятия следующего решения, в противном случае принятое решение будет неэффективным.

В управление социальными организациями немалые трудности вносит субъективный момент, выражающийся в интересах. Любые отношения между людьми, в том числе отношения по управлению, никогда не могут быть чисто рациональными, только служебными, исключительно официальными. В них неизбежно проявляются личные, групповые интересы, воздействуя на эти отношения, преломляя их через себя.

Функции управления в организации. Под функциями управления понимают вклад органа управления в общую деятельность системы, которую представляет собой организация. Функции руководителей могут быть крайне разнообразны.

Например, руководитель должен проводить переговоры с руководителями других организаций, других подразделений, собирать и "обрабатывать информацию, быть арбитром между подчиненными, «выбивать» ресурсы для успешной работы организации или разрабатывать нормативную базу для подчиненных, и т.п. Эти функции он может выполнять сам или делегировать их подчиненным.

Развивая управленческую концепцию А. Файоля, американский социолог П. Друкер так определяет основные задачи в деятельности руководителей:

• стремление к достижению специфических целей и выполнению основной миссии организации независимо от вида ее деятельности (например, независимо от того, коммерческая ли это организация или некоммерческая — больница, университет, политическая партия и др.);

поддержание процесса производства продукта и оптимального уровня производительности, а также активности работающих членов организации;

управление социальными факторами, влияющими на деятельность организации.

Другой важный вопрос связан с принятием управленческих решений в организациях. Главный продукт управления — это производимые им решения. На процессы принятия управленческих решений в организации влияют многие факторы, в том числе — внутренняя структура самой организации, а также степень стабильности или нестабильности внешней среды. Выделяют две разновидности управленческих решений:

• Жестко детерминированные решения, на содержании которых индивидуальные особенности руководителя сказываются незначительно;

• И нициативные решения, содержание которых предполагает индивидуальный вклад субъекта решения.

Типы решений

1. Подход на основе теории управления является аналогом рационального подхода, используемого менеджерами при принятии управленческих решений. Теория управления — отличный инструмент принятия управленческих решений в организации тогда, когда проблемы поддаются анализу и переменные могут быть идентифицированы и измерены. Математические модели могут содержать тысячу и более переменных, и каждая из них определенным образом сказывается на конечном результате.

Пример. Методы теории управления использовались для корректного решения разнообразных задач: выбора подходящего места для помещения церковной общины, пробного маркетинга первой партии нового товара, бурения нефтяных скважин, при решении которых часто применяются методы теории управления, являются разработки графиков работы служащих аэропорта, врачей скорой помощи, телефонных операторов и сборщиков дорожных пошлин.

С помощью теории управления можно быстро и правильно решать задачи, имеющие большое количество явно выраженных переменных, которые человек просто не в состоянии переработать в голове. Эта система наилучшим образом проявляет себя, когда направлена на решение задач, поддающихся анализу, задач, в которой все переменные могут быть измерены и структурированы с помощью логических действий.

2. Модель Карнеги. До появления этой работы все исследования строились на том, что компании принимают решения так, как будто вся относящаяся к делу информация просачивается к менеджеру, ответственному за решение, для того, чтобы он сделал свой выбор. Исследование же, выполненное группой Карнеги, показало, что к решениям на уровне организации, как правило, подключаются многие менеджеры, и что окончательный выбор менеджеры могут сделать только в коалиции. Коалиция означает альянс между несколькими менеджерами, одинаково представляющими себе цели организации и приоритеты проблемы. Этот альянс может, к примеру, состоять из менеджеров подразделений конвейерной линии, специалистов по кадрам и даже групп людей вне организации: важных клиентов, банкиров или представителей профсоюзов.

Модель Карнеги указывает на то, что достижение соглашения посредством создания коалиции менеджеров является основной частью процесса принятия управленческого решения в организации. Особенно это справедливо в отношении высшего уровня менеджмента. Дискуссии и споры требуют больших затрат времени, поэтому процедуры поиска решений обычно упрощены, и выбранная альтернатива скорее является наиболее удовлетворительным, чем оптимальным, решением проблемы. Когда проблемы являются программированными, организация будет полагаться на ранее используемые процедуры и стандартные программы действий. Правила и процедуры исключают потребность обновления коалиции и ведения споров о политике организации. Напротив, непрограммированные решения требуют дискуссий и разрешения конфликтов.

3. Минцберг и его коллеги из университета Мак-Гилла в Монреале рассмотрели проблему принятия решений в организации с различных точек зрения. Они идентифицировали двадцать пять решений, принятых в организациях, и проследили все нюансы, связанные с принятием этих решений, от начала до конца. Их исследование рассматривало каждый шаг в последовательности действий при принятии решений. Этот подход к проблеме, названный модельюинкрементального процесса принятия решений, в большей степени акцентирует внимание не на политических и социальных факторах, описанных в модели Карнеги, а на структурной последовательности действий, предпринятых на протяжении всего процесса—с момента обнаружения проблемы до момента ее решения.

Одним из открытий этого исследования было то, что главный выбор в организации, приводящий к основному решению, обычно состоит из серии «мелких» выборов. Организации проходят через несколько ключевых точек процесса принятия решения и могут натолкнуться на встречающиеся на их пути барьеры. Минцберг назвал эти барьеры прерываниями решения. Прерывание может означать, что организация должна вернуться к предыдущему решению и повторить цикл, пытаясь при этом сделать что-то новое. Эти петли, циклы, процесса поиска решения являются одним из способов обучения организации — таким образом, организация начинает понимать, какие из возможных вариантов решения срабатывают. Окончательное решение может существенно отличаться от того, которое планировалось изначально.

Содержание и стадии принятия управленческих решений. Управленческое решение — результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений — это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

• выработку и постановку цели;

• изучение проблемы на основе получаемой информации;

• выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;

• обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения;

• конкретизацию решения для его исполнителей.

Технология управления рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения; принятие решения; реализация решения.

1. На стадии подготовки управленческого решения проводится анализ ситуации, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.

2. На стадии принятия решения осуществляются разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

3. На стадии реализации решения принимаются меры для его конкретизации и доведения до исполнителей; осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата.

Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными.

1. Метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение.

2. Метод, основанный на понятии «здравого смысла», когда управляющий, принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт.

3. Метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновать принимаемые решения. Этот метод требует применения современных технических средств и, прежде всего — электронно-вычислительной техники.

на начало лекции

СОДЕРЖАНИЕ

Вопросы для самоконтроля («Социальные организации в системе управления»).

1. В каких различных смыслах употребляется термин «организация» согласно мнению А.И. Пригожего?

2. Какие три значения термина «организация» по Ю.Г.Волкову?

3. Как определяют организацию К. Барнард, Д. Марч и Г. Саймон, П. Блау и У. Скотт, А. Этциони?

4. Каковы специфические черты социальных организаций, отличающие их от других видов социальных групп?

5. Формальные и неформальные организации.

6. Условия успешного функционирования организации.

7. Какие требования вырабатывает социальная организация в процессе своего функционирования?

8. Какие характерные черты формальной организации?

9. Что образует внутреннюю и внешнюю среду организации?

10. Какие выделяют типы социальных организаций?

11. Сложные организации

12. Организационная модель государственного учреждения

13. Соотношение внешних и внутренних факторов организационной модели государственного учреждения

14. Какие подходы к управлению существуют в современной теории?

15. Какими возможностями необходимо обладать для управления любой ситуацией в организации?

16. Как осуществляется принятие решений в организации?

17. Принятие решений в организации на основе теории управления.

18. Модель Карнеги

19. Модель инкрементального процесса принятия решений Минцберга.

20. Содержание и стадии принятия управленческих решений

21. Методы принятия решений


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сложные организации | Причины возникновения интереса к исследованиям организационной культуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1202; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.