Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возможность различных подходов к освоению и регламентации двигательных действий




Нагрузка и отдых как специфические компоненты методов физического воспитания Одну из важнейших основ всех методов физическо­го воспитания составляет избираемый способ регулирования нагрузки и порядок сочетания ее с отдыхом.

Структурные основы методов физического воспитания

Методы физического воспитания

«Нагрузкой» в физических упражнениях называют величину их воздействия на организм, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей. Иначе говоря, этим термином обозначают прежде всего количественную меру воздей­ствия физических упражнений. Нагрузка непосредственно сопря­жена с расходованием «рабочих потенциалов» организма (энерге­тических ресурсов) и с утомлением. Последнее же неизбеж­но связано с отдыхом, во время которого развертываются восста­новительные процессы, обусловленные нагрузкой. Таким образом, нагрузка ведет через утомление к восстановлению и повышению работоспособности.

Эффект нагрузки прямо пропорционален ее объему и интенсивности. Если рассматривать отдель­ное физическое упражнение как некоторый воздействующий фак­тор, то понятие объема нагрузки будет относиться к длительности воздействия, его «протяженности во времени», суммарному коли­честву выполненной физической работы и тому подобным пара­метрам. «Интенсивность» же нагрузки будет характеризоваться силой воздействия в каждый данный его момент, напряженностью функций, разовой величиной усилий и т. п. Общая нагрузка не­скольких физических упражнений может быть определена, соответственно, по интегральным характеристи­кам ее объема и интенсивности в отдельных упражнениях.

Между предельными показателями объема и интенсивности на­грузки существуют обратно пропорциональные соотношения. Максимальные по интенсивности нагрузки могут длиться лишь от долей секунды до нескольких секунд. Предельные же по объему нагрузки мо­гут иметь лишь относительно невысокую интенсивность. Чем выше интенсивность какого-либо упражнения, тем меньше возможный объем нагрузки, и наоборот.

Если говорить об ответных реакциях организма на заданную нагрузку, то она характеризуется той или иной степенью мобилиза­ции его функциональных возможностей, т. е. величиной физиоло­гических, биохимических и других рабочих сдвигов, происходящих в организме во время выполнения упражнений. Между этой «внут­ренней стороной нагрузки» и ее внешними параметрами сущест­вует определенная соразмерность: одни и те же по внешним пара­метрам нагрузки связаны практически с одними и теми же вели­чинами функциональных сдвигов; чем больше нагрузка по своим внешним параметрам, тем значительнее сдвиги в организме; чем меньше она, тем меньше сдвиги. При различных состояниях организма такой соразмерности не наблюдается. В этом случае не­одинаковые по внешним параметрам нагрузки могут давать сход­ные эффекты, и, наоборот, одни и те же по внешним параметрам нагрузки могут сопровождаться различными функциональными сдви­гами.

Нагрузка в различных методах физического воспитания быва­ет стандартной, практически одинаковой, по своим внешним параметрам в каждый данный момент упражнения — и перемен­ной—меняющейся по ходу упражнения. Целесообразность ис­пользования нагрузок обоих типов вытекает из принципов мето­дики физического воспитания.

Структура методов физического воспитания определяется в зна­чительной мере и тем, имеет ли нагрузка в процессе занятия не­прерывный (перманентный) либо интервальный (преры­вистый) характер. Отдых как составной элемент методов физиче­ского воспитания может быть пассивным (относительный покой, отсутствие активной двигательной деятельности) и актив­ным (переключение на какую-либо деятельность, отличную от той, какая вызвала утомление). Активный отдых при известных условиях дает лучший эффект восстановления, чем пассивный. Часто обе эти формы отдыха соче­таются, причем в начале интервала между частями нагрузки дает­ся активный отдых, а затем—пассивный.

Длительность интервала между частями нагрузки при различ­ных методах устанавливается согласно преимущественной направ­ленности воздействий и закономерностям протекания восстанови­тельных процессов. Возможны интервалы трех типов: ординарные, жесткие и экстремальные.

Эффект, достигаемый с помощью того или иного интервала, не­постоянен. Он меняется в зависимости от суммарной нагрузки, ко­торую задают при использовании определенного метода. С другой стороны, в зависимо­сти от особенностей задаваемых интервалов отдыха существенно меняется эффект как отдельной нагрузки, так и всего занятия. Ин­тервалы отдыха являются в рассматриваемом отношении столь же важными компонентами методов физического воспитания, как и нагрузка, причем каждый из интервалов названного типа бывает в соответствующих условиях необходимым и оптимальным.

Итак, задаваемая нагрузка (параметры ее объема и интенсив­ности, порядок повторения, изменения и сочетания с отдыхом), а также особенности интервалов отдыха имеют существенное зна­чение для характеристики методов физического воспитания. Кон­кретные особенности того или иного метода во многом определяются именно особенностями из­бираемого способа регулирования нагрузки и отдыха.

Наряду с указанными способами регулирования на­грузки и отдыха в методах физического воспитания воплощаются рациональные подходы к освоению двигательных действий и опре­деленные формы их общей регламентации (организации и регу­лирования).

Возможны два противоположных подхода к освое­нию двигательных действий: с первоначальным расчле­нением их на составные элементы и без расчленения (т. е. сразу в целостном виде). Оба эти подхода целесообразны в зависимости от особенностей изучаемых действий (их сложности или простоты), уровня предварительной подготовленности занимаю­щихся и других условий. Точно так же и при воспитании физиче­ских качеств бывают необходимы как относительно избирательные, так и целостные воздействия на различные функциональные свойства организма.

Что касается способов общей регламентации деятельности при выполнении физических упражнений, то они исторически склады­вались в формах, типичных для гимнастики, игр и спорта. В настоящее время любая система физического воспи­тания включает гимнастические, игровые и спортивные средства и методы.

Знакомясь с многообразием конкретных методов физического воспитания, принципиально важно исходить из того, что ни один метод, взятый сам по себе, никогда не может оцениваться как единственно полноценный. Успех гарантирует лишь умелое приме­нение всего комплекса научно и практически оправданных методов с учетом особенностей используемых средств, контингента зани­мающихся и условий занятий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.