Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Резонансная теория Гельмгольца

Читайте также:
  1. IV Теория оптимального объема выпуска продукции. Производственная программа предприятия
  2. Адсорбция на границе твердое тело-газ. Теория мономолекулярной адсорбции Ленгмюра. Вывод и анализ уравнения изотермы мономолекулярной адсорбции Ленгмюра.
  3. Базисная теория таможенного тарифа.
  4. Боровская теория атома водорода
  5. Вопрос №15. Теория эйдосов Платона.
  6. Вторая теория прочности
  7. Выдвинута теория, что революционное правосознание масс способно понять
  8. Гуманистическая теория личности К.Роджерса, А.Маслоу.
  9. Двухфакторная теория Ф. Герцберга.
  10. Деятельностная теория обучения. Деятельностный подход к психике. Социальная природа развития человека. Единство материальной и психической деятельности.
  11. Диалектика как теория развития, ее сущность, структура и методологическое значение.
  12. Кардиналистская теория потребительского поведения

В пределах области слухового восприятия наше ухо способно раз­личать звуки по высоте, силе и тембру. Для объяснения этой спо­собности было высказано несколько теорий. Наиболее распростра­ненной является резонансная теория, предложенная в середине про­шлого столетия Г. А. Гельмгольцем. Согласно его теории, различение звуков по высоте осуществляется посредством следующего механизма. Волокна основной мембраны благодаря различной длине и не­одинаковому натяжению имеют, подобно струнам музыкальных ин­струментов, свои собственные тоны, и каждое волокно (или группа волокон) приходит в содружественное колебание, или резонирует, только на соответствующий тон. Согласно резонансной теории слу­ха, на высокие звуки отвечают короткие волокна основной мембраны в основном завитке улитки, а на низкие звуки — длинные волокна в верхнем завитке. Звуки средней высоты приводят в содружествен­ное колебание волокна основной мембраны среднего завитка.

По этой же теории разные по силе звуки вызывают различной силы размахи волокон основной мембраны, а различение тембра ос­новано на способности периферического конца звукового анализа­тора разлагать сложные звуки на простые тоны.

Для пояснения резонансной теории обычно приводится следую­щий опыт. Если поднять крышку рояля и произнести на какой-нибудь высоте звук о, то в рояле довольно отчетливо повторится этот звук. Гласный о состоит, как указывалось, из основного тона и целого ряда обертонов. Оказывается, что в содружественное колебание при­ходят именно те струны, которые по своей высоте соответствуют вы­соте основного тона и обертонов гласного о. Согласно резонансной тео­рии, нечто аналогичное должно происходить и в улитке.

Необходимо отметить, что ряд фактов из области физиологии слуха не укладывается в механизм звукопередачи и звуковосприя- тия, как он трактуется с точки зрения резонансной теории. Наиболь­шие трудности возникают перед этой теорией при объяснении раз­личения всей совокупности звуков по высоте и по силе, если учесть то обстоятельство, что волокна основной мембраны связаны друг с другом и не способны к изолированным колебаниям.

Для устранения этих затруднений в резонансную теорию в даль­нейшем были внесены некоторые дополнения и уточнения. В на­стоящее время наибольшим признанием пользуется теория, которая предполагает, что при действии звука колеблются не только резо­нирующие на данную частоту волокна, но и другие волокна основ­ной мембраны. При этом максимум резонанса перемещается на основной мембране соответственно частоте колебаний воздействую­щего звука, а ощущение высоты звука определяется местом макси­мальной амплитуды колебаний основной мембраны. При высоких звуках максимальная деформация основной мембраны, а следова­тельно, и максимальное раздражение рецепторных клеток кортиева органа происходит в области основного завитка улитки, а при низ­ких — в области ее верхушки. Что касается различения звуков по силе, то оно, согласно современным взглядам, объясняется во­влечением в нервный процесс различного числа клеток кортиева органа: чем звук сильнее, тем большее число клеток посылает в мозг нервные импульсы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Звуковосприятие | Расположение и структура рецепторных клеток спирального органа

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1342; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. IV Теория оптимального объема выпуска продукции. Производственная программа предприятия
  2. Адсорбция на границе твердое тело-газ. Теория мономолекулярной адсорбции Ленгмюра. Вывод и анализ уравнения изотермы мономолекулярной адсорбции Ленгмюра.
  3. Базисная теория таможенного тарифа.
  4. Боровская теория атома водорода
  5. Вопрос №15. Теория эйдосов Платона.
  6. Вторая теория прочности
  7. Выдвинута теория, что революционное правосознание масс способно понять
  8. Гуманистическая теория личности К.Роджерса, А.Маслоу.
  9. Двухфакторная теория Ф. Герцберга.
  10. Деятельностная теория обучения. Деятельностный подход к психике. Социальная природа развития человека. Единство материальной и психической деятельности.
  11. Диалектика как теория развития, ее сущность, структура и методологическое значение.
  12. Кардиналистская теория потребительского поведения

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.