Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование слуха речью

Самым простым и доступным методом является исследование слуха речью. Достоинства этого метода заключаются в отсутствии необходимости в специальных приборах и оборудования, а также в его соответствии основной роли слуховой функции у человека — служить средством речевого общения.

При исследовании слуха речью применяется шепотная и гром­кая речь. Конечно, оба эти понятия не включают точной дозировки силы и высоты звука, однако некоторые показатели, определяющие динамическую (силовую) и частотную характеристику шепотной и громкой речи, все же имеются.

Для того чтобы придать шепотной речи более или менее по­стоянную громкость, рекомендуют произносить слова, пользу­ясь воздухом, остающимся в легких после спокойного выдоха. Практически в обычных условиях исследования слух считается нормальным при восприятии шепотной речи на расстоянии 6—7 м. Восприятие шепота на расстоянии меньше 1 м характеризует весьма значительное понижение слуха. Полное отсутствие вос­приятия шепотной речи указывает на резкую тугоухость, затруд­няющую речевое общение.

Как было выше указано, звуки речи характеризуются форманта­ми разной высоты, т. е. могут быть более или менее «высокими» и «низкими».

Подбирая слова, состоящие из одних высоких или низких зву­ков, можно отчасти дифференцировать поражения звукопроводя­щего и звуковоспринимающего аппаратов. Для поражения звуко­ проводящего аппарата считается характерным ухудшение воспри­ятия низких звуков, выпадение же или ухудшение восприятия вы­соких звуков указывает на поражение звуковоспринимающего ап­парата.

Для исследования слуха шепотной речью рекомендуется исполь­зовать две группы слов: первая группа имеет низкую частотную харак­теристику и слышна при нормальном слухе в среднем на расстоянии 5 м; вторая — обладает высокой частотной характеристикой и слышна в среднем на расстоянии 20 м. К первой группе относятся слова, в состав которых входят гласные у, о, из согласных - м, н,р, в, например: ворон, двор, море, номер, Муром и. т. п.; во вторую группу входят слова, включающие из согласных шипящие и свистящие звуки, а из глас­ных — а, и, э: час, щи, чашка, чижик, заяц, шерсть и т. п.

При отсутствии или резком понижении восприятия шепотной речи переходят к исследованию слуха громкой речью. Вначале при­меняют речь средней, или так называемой разговорной, громкости, которая слышна на расстоянии примерно в 10 раз большем, чем ше­потная. Для придания такой речи более или менее постоянного уров­ня громкости рекомендуется тот же прием, который предложен для шепотной речи, т. е. пользоваться резервным воздухом после спо­койного выдоха. В тех случаях, когда и речь разговорной громкости различается плохо или совсем не различается, применяется речь уси­ленной громкости (крик).

Исследование слуха речью производится для каждого уха отдель­но: исследуемое ухо обращено к источнику звука, противополож­ное ухо заглушается пальцем (желательно — смоченным водой) или влажным комком ваты. При заглушении уха пальцем не следует с силой нажимать на слуховой проход, так как это вызывает шум в ухе и может причинить боль. При исследовании слуха разговорной и громкой речью выключение второго уха производят при помощи ушной трещотки. Затыкание второго уха пальцем в этих случаях не достигает цели, так как при наличии нормального слуха или при небольшом понижении слуха на это ухо громкая речь будет раз­личаться, несмотря даже на полную глухоту исследуемого уха.

Исследование восприятия речи надо начинать с близкого рас­стояния. Если исследуемый правильно повторяет все предъявляе­мые ему слова, то расстояние постепенно увеличивается до тех пор, пока большинство произнесенных слов окажется неразличенным. Порогом восприятия речи считается наибольшее расстояние, на ко­тором различается 50% предъявленных слов. Если длина помеще­ния, в котором производится исследование слуха, недостаточна, т. е. когда все слова оказываются хорошо различаемыми даже на мак­симальном расстоянии, то можно рекомендовать такой прием: исследующий становится спинои к исследуемому и произносит слова в противоположном направлении; это приблизительно соответст­вует увеличению расстояния вдвое.

При исследовании слуха речью необходимо учитывать, что вос­приятие речи является очень сложным процессом. Результаты ис­следования зависят, конечно, от остроты и объема слуха, т. е. от спо­собности различать звуки определенной высоты и силы, соответст­вующей акустическим свойствам речи. Однако результаты зависят не только от остроты и объема слуха, но и от способности различать в слышимом такие элементы речи, как фонемы, слова, их соедине­ния в предложения, что, в свою очередь, обусловлено тем, насколь­ко исследуемый овладел звуковой речью.

В связи с этим, исследуя слух при помощи речи, нужно считать­ся не только с фонетическим составом, но и с доступностью приме­няемых слов и фраз для понимания. Без учета этого последнего фак­тора можно прийти к ошибочному заключению о наличии тех или иных дефектов слуха там, где на самом деле этих дефектов нет, а имеется лишь несоответствие применяемого для исследования слуха речевого материала уровню речевого развития исследуемого.

При всей своей практической значимости исследование слуха речью не может быть принято как единственный метод определе­ния функциональной способности слухового анализатора, так как этот метод не вполне объективен как в смысле дозировки силы зву­ка, так и в отношении оценки результатов.

15. Патология органов слуха

Могут возникать проблемы с проводимостью звука внешним и средним ухом. В этом случае возникает проводящая потеря слуха. Возможные причины: патологии слуховых косточек, барабанной перепонки, непроходимость слухового канала. Иногда снижение или нарушение слуха происходит из-за скопления серы в слуховом проходе.

Нарушение работы внутреннего уха и слуховых нервов ведут к нейросенсорной потере слуха. Возможные Нарушение работы внутреннего уха и слуховых нервов ведут к нейросенсорной потере слуха. Возможные причины в этом случае: деформация либо разрушение волосковых клеток улитки, патология преддверно-улиткового нерва, нарушения отделов мозга.

Нарушение волосковых клеток могут быть родовыми, возрастными, либо вызванными побочными эффектами лекарств, инфекциями, шумами.

Причины потери слуха бывают возрастные, генетические. Также в качестве причин могут выступать шумы, заболевание, физические травмы.

В ряде случаев для лечения нарушений слуха используют медикаменты, иногда помогает операция. Очень часто необходимо слухопротезирование. Если у вас возникли проблемы со слухом и вы не знаете, что делать –срочно обращайтесь к специалистам.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сведения по физической и физиологической акустике | Заболевания наружного уха
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.