Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование слуха речью

Читайте также:
  1. III.Приемы развития гармонического слуха.
  2. V.Формы работы над развитием внутреннего слуха.
  3. Биофизика слуха. Звук. Ультразвук.
  4. В.1 Исследование рынка
  5. Восприятие звуков окружающей действительности при помощи слуха
  6. ЗПР при тяжелых дефектах слуха
  7. Исследование
  8. Исследование абсолютных порогов ощущений
  9. Исследование биологических тканей в поляризованном свете
  10. Исследование ботанических объектов.
  11. Исследование внешней и внутренней среды организации
  12. Исследование внутренней среды предприятия

Самым простым и доступным методом является исследование слуха речью. Достоинства этого метода заключаются в отсутствии необходимости в специальных приборах и оборудования, а также в его соответствии основной роли слуховой функции у человека — служить средством речевого общения.

При исследовании слуха речью применяется шепотная и гром­кая речь. Конечно, оба эти понятия не включают точной дозировки силы и высоты звука, однако некоторые показатели, определяющие динамическую (силовую) и частотную характеристику шепотной и громкой речи, все же имеются.

Для того чтобы придать шепотной речи более или менее по­стоянную громкость, рекомендуют произносить слова, пользу­ясь воздухом, остающимся в легких после спокойного выдоха. Практически в обычных условиях исследования слух считается нормальным при восприятии шепотной речи на расстоянии 6—7 м. Восприятие шепота на расстоянии меньше 1 м характеризует весьма значительное понижение слуха. Полное отсутствие вос­приятия шепотной речи указывает на резкую тугоухость, затруд­няющую речевое общение.

Как было выше указано, звуки речи характеризуются форманта­ми разной высоты, т. е. могут быть более или менее «высокими» и «низкими».

Подбирая слова, состоящие из одних высоких или низких зву­ков, можно отчасти дифференцировать поражения звукопроводя­щего и звуковоспринимающего аппаратов. Для поражения звуко­ проводящего аппарата считается характерным ухудшение воспри­ятия низких звуков, выпадение же или ухудшение восприятия вы­соких звуков указывает на поражение звуковоспринимающего ап­парата.

Для исследования слуха шепотной речью рекомендуется исполь­зовать две группы слов: первая группа имеет низкую частотную харак­теристику и слышна при нормальном слухе в среднем на расстоянии 5 м; вторая — обладает высокой частотной характеристикой и слышна в среднем на расстоянии 20 м. К первой группе относятся слова, в состав которых входят гласные у, о, из согласных - м, н,р, в, например: ворон, двор, море, номер, Муром и. т. п.; во вторую группу входят слова, включающие из согласных шипящие и свистящие звуки, а из глас­ных — а, и, э: час, щи, чашка, чижик, заяц, шерсть и т. п.

При отсутствии или резком понижении восприятия шепотной речи переходят к исследованию слуха громкой речью. Вначале при­меняют речь средней, или так называемой разговорной, громкости, которая слышна на расстоянии примерно в 10 раз большем, чем ше­потная. Для придания такой речи более или менее постоянного уров­ня громкости рекомендуется тот же прием, который предложен для шепотной речи, т. е. пользоваться резервным воздухом после спо­койного выдоха. В тех случаях, когда и речь разговорной громкости различается плохо или совсем не различается, применяется речь уси­ленной громкости (крик).



Исследование слуха речью производится для каждого уха отдель­но: исследуемое ухо обращено к источнику звука, противополож­ное ухо заглушается пальцем (желательно — смоченным водой) или влажным комком ваты. При заглушении уха пальцем не следует с силой нажимать на слуховой проход, так как это вызывает шум в ухе и может причинить боль. При исследовании слуха разговорной и громкой речью выключение второго уха производят при помощи ушной трещотки. Затыкание второго уха пальцем в этих случаях не достигает цели, так как при наличии нормального слуха или при небольшом понижении слуха на это ухо громкая речь будет раз­личаться, несмотря даже на полную глухоту исследуемого уха.

Исследование восприятия речи надо начинать с близкого рас­стояния. Если исследуемый правильно повторяет все предъявляе­мые ему слова, то расстояние постепенно увеличивается до тех пор, пока большинство произнесенных слов окажется неразличенным. Порогом восприятия речи считается наибольшее расстояние, на ко­тором различается 50% предъявленных слов. Если длина помеще­ния, в котором производится исследование слуха, недостаточна, т. е. когда все слова оказываются хорошо различаемыми даже на мак­симальном расстоянии, то можно рекомендовать такой прием: исследующий становится спинои к исследуемому и произносит слова в противоположном направлении; это приблизительно соответст­вует увеличению расстояния вдвое.

При исследовании слуха речью необходимо учитывать, что вос­приятие речи является очень сложным процессом. Результаты ис­следования зависят, конечно, от остроты и объема слуха, т. е. от спо­собности различать звуки определенной высоты и силы, соответст­вующей акустическим свойствам речи. Однако результаты зависят не только от остроты и объема слуха, но и от способности различать в слышимом такие элементы речи, как фонемы, слова, их соедине­ния в предложения, что, в свою очередь, обусловлено тем, насколь­ко исследуемый овладел звуковой речью.

В связи с этим, исследуя слух при помощи речи, нужно считать­ся не только с фонетическим составом, но и с доступностью приме­няемых слов и фраз для понимания. Без учета этого последнего фак­тора можно прийти к ошибочному заключению о наличии тех или иных дефектов слуха там, где на самом деле этих дефектов нет, а имеется лишь несоответствие применяемого для исследования слуха речевого материала уровню речевого развития исследуемого.

При всей своей практической значимости исследование слуха речью не может быть принято как единственный метод определе­ния функциональной способности слухового анализатора, так как этот метод не вполне объективен как в смысле дозировки силы зву­ка, так и в отношении оценки результатов.

15. Патология органов слуха

Могут возникать проблемы с проводимостью звука внешним и средним ухом. В этом случае возникает проводящая потеря слуха. Возможные причины: патологии слуховых косточек, барабанной перепонки, непроходимость слухового канала. Иногда снижение или нарушение слуха происходит из-за скопления серы в слуховом проходе.

Нарушение работы внутреннего уха и слуховых нервов ведут к нейросенсорной потере слуха. Возможные Нарушение работы внутреннего уха и слуховых нервов ведут к нейросенсорной потере слуха. Возможные причины в этом случае: деформация либо разрушение волосковых клеток улитки, патология преддверно-улиткового нерва, нарушения отделов мозга.

Нарушение волосковых клеток могут быть родовыми, возрастными, либо вызванными побочными эффектами лекарств, инфекциями, шумами.

Причины потери слуха бывают возрастные, генетические. Также в качестве причин могут выступать шумы, заболевание, физические травмы.

В ряде случаев для лечения нарушений слуха используют медикаменты, иногда помогает операция. Очень часто необходимо слухопротезирование. Если у вас возникли проблемы со слухом и вы не знаете, что делать –срочно обращайтесь к специалистам.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Исследование слуха речью

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 227; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.157.81.13
Генерация страницы за: 0.007 сек.