Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастные особенности детской речи. Этапы развития речи ребенка




Читайте также:
  1. A) Биологические особенности вегетативного размножения
  2. I. История развития ИС
  3. I. Тенденции развития ИС
  4. II Краткая история развития российской промышленности
  5. II. Модели развития ИС
  6. II. Особенности советского законодательства.
  7. II. Этапы развития АИС
  8. II. Этапы развития Государственной школы.
  9. II. Этапы развития информационных технологий
  10. III. Адаптация ребенка к условиям школы.
  11. III.Приемы развития гармонического слуха.
  12. IV. Показатели физического развития населения.

Возрастные особенности органов речи.

Возрастные особенности голосового аппарата обусловливаются строением гортани. У детей гортань растет очень быстро, особенно в первый год жизни ребенка и затем в период полового созревания. Половые различия в строении гортани детей отсутствуют до трехлетнего возраста и наиболее отчетливо выступают у детей младшего школьного возраста к 10 годам. К 11—12 годам ускоряется рост голосовых связок. У мальчиков они становятся длиннее, чем у девочек (у мальчиков — 1,3 см, у девочек — 1,2 см). К 20 годам у юношей они достигают 2,4 см, у девушек — 1,6 см. Окончательное формирование гортани заканчивается довольно поздно — в 20, а иногда и в 30 лет.

Сила голоса ребенка зависит от амплитуды колебания голосовых связок, силы выдоха и особенностей резонаторов — усилителей звука. Высота голоса зависит от толщины, длины и степени напряжения голосовых связок.

В период полового созревания происходит изменение (мутация) голоса. В, это время наблюдается покраснение и утолщение голосовых связок. Особенно резки изменения голоса у мальчиков. В этот период их голос приобретает хриплость и резкость. У девочек мутационные явления происходят менее заметно, чем у мальчиков. В мутационный период не следует допускать перенапряжения голосовых связок во время уроков пения, выступлений на концертах и громкого чтения

Речевая деятельность человека — это прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. В мозгу «происходит понимание слышимых слов, в нем же формируются программы движений, которые нужны для артикуляции звуков и звукосочетаний речи, отсюда идут команды на речевые мышцы». Собственно органы речи (полости рта и носа, зубы, губы, язык, гортань, легкие) — это исполнительные органы речевого механизма, центральной частью которого является мозг; когда развивается мозг, развиваются мышцы органов речи ребенка. Сначала мышцы органов речи непослушны ребенку, он с трудом произносит звуки родного языка; подрастая, он говорит все чище, все свободнее произносит слова, фразы, т. е. с развитием мозга, тех его областей, от которых «идут команды на речевые мышцы», у ребенка развивается способность свободно владеть мускулатурой своих органов речи.
Но воспитатель должен помнить и об обратной зависимости: мозг развивается (совершенствуются механизмы интеллекта), если в процессе речевого общения ребенок тренирует мышцы своего речевого аппарата, т. е. если с ребенком говорят, выслушивают его. Чем раньше научится ребенок энергично и правильно артикулировать звуки (и модулировать интонацию), тем раньше он окажется способным к внутренней, более высокой форме владения речью, поскольку внутренняя речь — это тоже речедвижения, работа мышц органов речи.
Таким образом, есть прямая связь между развитием речи и, следовательно, интеллекта ребенка и развитием мускулатуры органов речи, или, как принято говорить, развитием артикуляционных, произносительных, навыков.



Первыми звуками ребенка являются крики, которые представ­ляют собой безусловно-рефлекторную реакцию на действие силь­ных раздражителей (внешних и внутренних), обычно отрицатель­ного характера (холод, боль, голод и др.). Эти крики ребенок начина­ет издавать тотчас после рождения на свет, и они служат основой для последующего развития звукопроизносительной речи. Уже в первых криках младенца можно различать подобие некоторых гласных и согласных звуков типа аа, у а, нээ и т.п.

К началу третьего месяца у ребенка появляется лепет, ранняя стадия которого представляет собой, в отличие от крика, реакцию на раздражители положительного характера. Чаще всего ребенок лепечет после еды. В лепете можно различить довольно разнооб­разные звуковые комплексы: агу, убу, экхе и т.п. Эта ранняя стадия лепета не зависит от окружающей речевой среды. Дети разных на­родов в первые месяца лепечут одинаково; лепечут и глухие от рож­дения дети.

Основой лепета служат врожденные двигательные координации, связанные с процессами сосания и глотания. Во время лепета у ре­бенка устанавливается связь между кинестетическими раздражения­ми от движений речевых органов и соответственными слуховыми раздражениями. Появляется тенденция к самоподражанию. Звуко­вой состав лепета постепенно обогащается. В лепете встречаются уже многочисленные согласные, преимущественно двугубные, ти­па п, б, м, переднеязычные типа т,д,н и заднеязычные типа к, г, х.

К самоподражанию вскоре присоединяется подражание речи ок­ружающих. Ведущую роль в последующем развитии произноситель­ных навыков у ребенка начинает играть слух, при помощи которого ребенок воспринимает речь окружающих и контролирует свое про­изношение.

У глухих от рождения детей не развивается ни самоподражание, ни подражание речи окружающих. Появившийся у них ранний ле­пет, не получая подкрепления со стороны слухового восприятия, по­степенно замирает.

В конце первого года жизни у ребенка появляются осмысленные звукосочетания. На осцове подражания и в результате активного воздействия окружающих устанавливается связь между предмета­ми и явлениями внешнего мира и звучанием обозначающих их слов, а также кинестетическими ощущениями, возникающими при про­изнесении этих слов.

Наряду с лепетными словами ттшаму-у (корова), но-но (лошадь), мяу (кошка), бах (упал) ребенок начинает произносить вполне пра­вильно такие несложные в фонетическом отношении слова, как ба­ба, мама, папа, дядя и т.п. Однако, расширяя постепенно свой сло­варный запас, ребенок еще в течение долгого времени (до 4—5 лет) весьма несовершенно произносит большинство усвоенных им слов. Многих звуков ребенок еще не произносит или произносит их не­правильно. Разные звуки усваиваются детьми в различные сроки. Гласные в общем появляются в речи раньше, чем согласные. Из со­гласных взрывные появляются в речи раньше, чем согласные. Из согласных взрывные усваиваются раньше фрикативных, глухие — раньше звонких, мягкие — раньше твердых. Позже всех других по­являются в речи шипящие (ш, ж, ч, щ) и вибранты (р и р').

Речь детей раннего возраста (2—5 лет) изобилует дефектами про­изношения. Характерными дефектами являются: 1) пропуски звуков и слогов («пять» вместо спать, «моко» вместо молоко); 2) замена одних звуков другими («ути» вмести уши, «тутла» вместо кукла)] 3) перестановки звуков и слогов («талерка» вместо тарелка, «ля- боко» вместо яблоко, ядиги вместо ягоды)] 4) уподобление (ассими­ляция) звуков («мамок» вместо замок).

Лучше других детьми воспроизводятся ударный и начальный слоги, так как их легче всего воспринимают на слух. Наряду с рас­ширением словаря, усвоением грамматических норм и уточнением слухового восприятия происходит постепенное совершенствование произношения. Работа речевого аппарата становится все более тон­кой и дифференцированной. К пяти-семи годам перечисленные вы­ше дефекты произношения в большинстве случаев исчезают, и дети произносят все звуки речи правильно.





Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5348; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.001 сек.