Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности рынка услуг




Поэтому эффективность хозяйственной деятельности предприятий и организаций социальной сферы в решающей степени будет определяться их маркетинговой ориентацией, создающей предпосылки для рыночного успеха производства и реализации услуг.

 

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ УСЛУГ

 

Государственного регулирования в отношении ряда отраслей непроизводст­венной сферы, скрыта в самой природе этой сферы, ее генетической основе. Непро­изводственная сфера есть сфера производства услуг и сопутствующих товаров, яв­ляющихся общественным благом. Она призвана удовлетворять не только индивиду­альные, но и общественные потребности.

Свойствами этих потребностей являются:

1. Неделимость, т.е. невозможность предоставления отдельным лицам.

2. Невозможность действия принципа исключения, т.е. отсутствие способа ис­ключения индивида из процесса пользования этими благами.

3. Трудность нормирования.

Совокупность благ, обладающих этими свойствами, называется чистыми об­щественными благами.

Таких благ в реальной действительности сравнительно немного государствен­ного регулирование, противоэпидемические программы и программы по борьбе с социальными пороками.

В мировой практике предпринимались попытки искусственного деления неко­торых общественных благ с целью их последующей продажи отдельным лицам и обеспечения возможностей для действия активных рыночных механизмов. В част­ности, известны попытки введения платы за пользование крупными парками или ле­сопарками. Цена учитывала затраты на сооружение ограждений, содержание персо­нала по охране парка и взиманию входной платы, проведение ландшафтных и садо­во-парковых работ. Высокая цена пользования такими отнюдь не являлись стиму­лами к добровольной оплате услуги на основе рыночного механизма.

В этих условиях необходимо принуждение потребителей к оплате обществен­ных благ. Оно осуществляется государством в формате налогообложения.

Рыночные отношения не могут не только компенсировать такие издержки, но и выявить их существование. Например, внешний эффект от деятельности отраслей здравоохранения проявляется в сокращении уровня заболевания, увеличении про­должительности жизни. Но внешний эффект от деятельности предприятий здраво­охранения не улавливается рынком, а рыночные отношения не создают стимулов и не предлагают механизмов его компенсации.

Внешний эффект может быть не только положительным, но и отрицательным. В современных условиях наиболее наглядным отрицательным эффектом является процесс загрязнения окружающей среды, вызванный деятельностью предприятий различного профиля. Функционируя в рамках рыночных отношений, предприятия не имеют оснований к добровольной компенсации экологического ущерба, наноси­мого их деятельностью. При этом сам экологический ущерб формируется под воз­действием многих источников и по существу неделим. Это обстоятельство обуслав­ливает необходимость использования единых, централизованных механизмов, регу­лирующих экологическую ситуацию и являющихся прерогативой государства. Компенсация экологического ущерба осуществляется на основе штрафных санкций, размер которых зависит от степени вредного воздействия на экосистему со стороны конкретного предприятия.

Если внешний эффект имеет отрицательный характер, необходимо более жесткое регулирование деятельности, его вызывающей. При этом обеспечивается не только равноценность вклада отрасли в совокупный общественный продукт, но и решается комплекс сложных общественно значимых проблем.

Государственное вмешательство в развитие сферы услуг, выступает естест­венная монополия государства в решении многих социальных проблем. Имея ос­новной целью, решение социальной задачи - обеспечение нормальных условий жиз­недеятельности всех членов общества, государство опирается в своей деятельности на социально-ориентированный подход, реализуя его в рамках системного социаль­но-экономического управления. В этих условиях рыночный принцип «затраты - прибыль» уступает место основному принципу государственного регулирования - «затраты — социальные приоритеты». Опираясь на этот принцип, государственное регулирование стремится обеспечить доступность важнейших услуг для всех слоев населения независимо от уровня их доходов.

Государство реализует налоговую политику и использует запретно­разрешительные рычаги применительно к любой отрасли. Оно же осуществляет лоббирование отдельных отраслей в конкретных социально-экономических услови­ях. Однако степень государственного вмешательства различна. В важнейших отрас­лях социального комплекса - здравоохранении, просвещении, культуре - оно не только более заметно, но и объективно необходимо.

Государственное регулирование может осуществляться в различных формах:

1. Субсидирование потребителей на целевой основе.

Такое субсидирование позволяет увеличить спрос на важнейшие услуги. К це­левым субсидиям относятся стипендии, кредиты на получение образования, жилищ­ные кредиты, медицинское страхование, финансовая поддержка малообеспеченных слоев населения.

2. Субсидирование производителей услуг.

Оно имеет целью увеличить предложение на рынке услуг и может и может осуществляться в виде финансовой поддержки учреждений культуры, образования, здравоохранения. Источником такого субсидирования является государственный или муниципальный бюджет, а также различные целевые программы федерального, регионального или муниципального уровня.

3. Государственная собственность на факторы производства.

Рынок платных услуг рассматривается в совокупности с товарным рынком и подчиняется действию законов, свойственных рыночным отношениям. Но между рынком платных услуг и товарным рынком услуг как товара особого рода, а также спецификой экономических отношений, складывающихся на рынке платных услуг.

Экономические отношения, действующие на рынке услуг, отличаются, во- первых, более сильной мотивацией в экономическом поведении рыночных субъек­тов. Применительно к потребителю она связана со стремлением достичь определен­ного социального статуса. Утверждением социальной престижности выступает на рынке услуг одним из важнейших факторов формирования спроса.

Так, в России получили распространение такие формы хозяйствования, как кооперация, аренда. Целесообразное сочетание различных форм и методов ведения хозяйственной деятельности позволяет обеспечить гибкость и адаптивность рынка услуг, сбалансировать рыночный спрос и предложение.

Рынок услуг в различных отраслях данной сферы развит неодинаково. В системе социально-бытового обслуживания, общественного питания, торговле, в рекреационной сфере (в том числе в туризме) рыночные отношения получили наибольшее развитие и формируют эффективный механизм удовлетворения общественных потребностей. Но в таких отраслях, как культура, здравоохранение, образование рыночные отношения не только имеют свою специфику, но и ограниченные возможности. Здесь всегда присутствует значительный нерыночный сектор, в том числе государственные организации и учреждения. Более того, именно они занимают в этих отраслях доминирующее положение. Причины активного государственного вмешательства в процесс производства и потребления подобных услуг вполне объективны.

Расширение сферы услуг обуславливает возникновение различных проблем в отношении регулирования этой части экономики. По характеру эти проблемы можно разделить на две категории:

1) политические;

2) экономические.

Политические проблемы вызваны желанием государства сохранить контроль над ключевыми сферами деловых услуг (банковское и страховое дело, телекоммуникации, информации, транспорта и т. д.). Многие виды услуг непосредственным образом влияют на безопасность и суверенитет страны.

Экономические проблемы вызываются рядом объективных и субъективных причин.

На практике сложились два уровня регулирования сферы услуг: национальный, межнациональный.

 

В основе национального регулирования лежат политические, экономические и социальные интересы конкретной страны. Это могут быть:

· Защита внутреннего рынка услуг от иностранных конкурентов;

· Поддержка национальных предпринимателей в ключевых сферах услуг;

· Стимулирование экспорта услуг;

· Учет интересов национальной обороны;

· Сохранение национальных культурных ценностей;

· Стремление обеспечить работой трудоспособное население;

· Стимулирование роста внутренних капиталовложений;

· Установление и поддержание стандартов обслуживания в некоторых областях сферы делового сервиса и др.

Часто то или иное государство разрабатывает целую систему специальных мер по регулированию фундаментальных для национальной экономики отраслей делового сервиса.

Основной из них является недееспособность рынка в ряде отраслей услуг.

Мировая экономическая история имеет не мало примеров, характеризующих

попытки обеспечить развитие образования, культуры, здравоохранения исключительно в рамках активных рыночных отношений.

Вторая причина, обуславливающая необходимость государственного регулирования в отношении ряда отраслей непроизводственной сферы, скрыта в самой природе этой сферы, ее генетической основе. Непроизводственная сфера есть сфера производства услуг и сопутствующих товаров, являющихся общественным благом. Она призвана удовлетворять не только индивидуальные, но и общественные потребности. Свойствами этих потребностей являются:

v Неделимость, т. е. невозможность предоставления отдельным лицам.

v Невозможность действия принципа исключения, т. е. отсутствие способа исключения индивида из процесса пользования этими благами.

v Трудность нормирования.

Совокупность благ, обладающих этими свойствами, называется чистыми общественными благами.

Таких благ в действительности сравнительно не много: государственное управление, национальная безопасность, экологическое регулирование, противоэпидемические программы и программы по борьбе социальными пороками. Необходимо принуждение потребителей к оплате общественных благ Оно осуществляется государством в форме налогообложения.

Третьей причиной государственного вмешательства в деятельность отраслей непроизводственной сферы является существование так называемых «внешних эффектов» или «переливов». К ним относятся выгоды или издержки, выпадающие на долю лиц, не участвующих в рыночной сделке.

Рыночные отношения не могут не только компенсировать такие издержки, но и выявить их существование. Внешний эффект от деятельности отраслей здравоохранения проявляется в сокращении уровня заболеваемости, увеличении продолжительности жизни и т. д. Этот эффект присутствует во всех Отраслях материального производства, сокращая затраты на компенсацию временной нетрудоспособности граждан, вызванную заболеваниями, затраты на медицинское обслуживание кадров и т. п. Этот же эффект проявляется и в сфере социального обеспечения, науке, культуре и характеризует всю совокупность общественно значимых процессов. Но внешний эффект от деятельности предприятий здравоохранения не улавливается рынком, а рыночные отношения не создают стимулов и не предлагают механизмов его компенсации.

Четвертой причиной выступает естественная монополия государства в решении многих социальных проблем. Имея основной целью решение социальной задачи — обеспечение нормальных условий жизнедеятельности всех членов общества, государство опирается в своей деятельности на социально-ориентированный подход, реализуя его в рамках системного социально-экономического управления. Государственное регулирование


стремится обеспечить доступность важнейших услуг для всех слоев населения независимо от уровня дохода. Государство реализует налоговую политику и использует запретительно-разрешительные рычаги применительно к любой отрасли. Оно же осуществляет лоббирование отдельных отраслей в конкретных социально-экономических условиях.

Государственный сектор сферы услуг не ограничивается лишь производством услуг, являющихся чистыми общественным благами. Государство активно вмешивается в сферу услуг, устанавливая нормативы обслуживания и другие регуляторы производства и потребления услуг.

 

 


 

Развитие рынков, как известно, предполагает не только наличие рынка товаров, но и рынка разнообразных услуг. При этом рынок услуг рассматривается как сфера обмена услугами, которые являются результатом труда предприятий непроизводственной сферы.

Рынок услуг существует в единстве с товарным рынком и является одной из его разновидностей, развивающейся в рамках общих законов рыночной экономики и подчиняющийся этим законам. Вместе с тем он имеет ряд специфических черт, обуславливающих особый подход к предпринимательской и маркетинговой деятельности, призванной обеспечить удовлетворение спроса на услуги.

Отличительными характеристиками услуг являются:

ü Неосязаемость (нематериальная форма);

ü Адресность предоставления;

ü Неотделимость от источника;

ü Изменчивость качества.

К основным особенностям рынка услуг можно отнести:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.