Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5 Тактика следственного эксперимента и проверки показаний на месте




Н.р.

Н.р.

.

 

Роли, отведенные женщине, определялись не только биологическими свойствами ее организма, но и комплексом представлений, которые в совокупности образуют идеологическую систему. Женщин характеризует не их природа, а мнимая неспособность жить внутри культуры как она определялась мужчинами (например, Аристотелем).

 

АРХАИКА

Хотя человек в традиционном обществе боится не факта смерти, а факта неправильного погребения, он все-таки реально не знает, что его ждет. По этой причине вторым чувством, которое довлеет над ним, является эротизм культуры, любовь. Рассмотрение этой проблемы невозможно без изучения истории семейных отношений, а также определения места женщины и ребенка в жизни социума. Напомним, что, то о чем мы будем говорить, это некая идеальная усредненная модель, которая не списана ни с одной конкретной группы. Удивляет то, что на протяжение всей человеческой истории женщина занимает подчиненное положение, но в архаичных обществах ее статус наиболее велик.

Вся Европа вышла из архаики и восточного влияния через Крита и Микены. Очевидно, что женщина в архаичных обществах, особенно с присваивающим хозяйством, несет основные тяготы заготовления пищи и управления дома. В тоже время подчеркнем, что, скорее всего, матриархата как системы управления обществом на самом деле никогда не существовало (или по крайней мере, не в том виде как принято трактовать).

При присваивающей экономике женщина чаще всего занимается собирательством, на которое у нее уходит до 50% свободного времени, по сути, именно оно, а не охота и тем более не рыболовство обеспечивает жизнь семьи в течение большей части времени. Одновременно с этим женщины не допускаются до непосредственного процесса охоты, кроме части старых и уважаемых женщин, что характерно особенно для кочевников. Связано это со спецификой восприятия охоты как особой военной тренировки, а не столько добывания пищи. Однако именно женщины перерабатывают все полученное на охоте мясо и продукты, а иногда и обеспечивали магический успех охоте.

Помимо этой повседневной работы по сбору пищи для общины в целом и семьи в частности женщина ведет всю хозяйственную работу по дому, а также следит за воспитанием детей, по крайней мере, до 5 лет. Все это приводит к тому, что фактически женщина не имеет свободного времени, даже при наличии помощи от дочерей или младших жен. В результате они делали наибольший вклад в развитие хозяйства (огонь, гончарство), но не могли внести ничего принципиально нового в систему управления. В ходе перекочевок именно женщины собирали и перевозили лагерь, в то время как мужчины лишь проводили разведку и охрану.

Лишь женщины, вышедшие из детородного возраста и имеющие многочисленную родню, могли стать членами совета. Кроме того, высок был статус женщины, связанной с выполнением магических или религиозных функций, особенно в культах плодородия, огня, домашнего очага, знахарства. Высокий статус женщины обеспечивался не столько ее личным заслугами, скорее широкой поддержкой родственников-мужчин, исключение – шаманки.

В большинстве обществ сильная привязанность жены к мужу не приветствовалась и могла вести к отчуждению от этих людей. Добрачные отношения считались нормой, поскольку ко времени заключения брака девушка должна не только уметь все по хозяйству, но и доказать свою способность к деторождению. Это было связано с особым характером семейных отношения и статусом брака у архаичных народов. Лишь с заключением первого брачного союза и рождением ребенка пара обладала полными правами членов племени. В связи с этим отметим цели брака: обеспечение воспроизводства, расширение социальных связей путем формирования широкой сети родственников и свойственников (в частности через браки с иными родами, предоставления жены как формы побратимства), кооперация полов для жизнеобеспечения. Вопрос о заключении брака решался при этом не молодоженами, а их родителями или старшими родственниками. При этом велик был процент помолвок только что родившихся детей, причем иногда в этих случаях девушку могли взять в семью в качестве дополнительной работницы. Возраст заключения брака определить очень сложно. В среднем у девушек – 12-13 лет, у юношей 14-15 лет. На самом деле, если возраст девушки действительно соответствовал времени заключения брака, то юноши часто не могли жениться вплоть до 25 лет. Особенно это было характерно для обществ с разрешенным многоженством. Здесь все девушки были заранее помолвлены, причем как правило с представителями элиты, по этой причине другие мужчины не могли найти себе жен, в результате их первой женой могла быть вдова за 30 лет. Точные церемонии заключения брака нам не известны.

Развод могли потребовать обе стороны, необходимо было лишь мотивировать, но при этом не было необходимости аппелировать к каким-либо властным структурам. В некоторых случаях развода могли потребовать родители в связи с несоответствием жениха или невесты требованиям общества. Эти требования можно было искупить либо калымом в патрилокальном обществе, либо работой на семью девушки на срок от 1 до 3 лет до свадьбы. Понятия семейного имущества не было, все было личным. Женщина вообще не могла потребовать ничего из имущества мужа, поскольку все это относилось к людям иного рода.

Одной из основных целей существования семьи было воспроизводство. Существовало понимание связи мужчины с зачатием, в частности через вселение духа в тело женщины. В среднем в семье рождалось до 12 детей. Большое количество родов вело к средней продолжительности жизни женщин в пределах 34-35 лет. Во время вынашивания ребенка семья подвергалась многочисленным запретам, причем не только женщина, но и мужчина, в частности запрет на половые отношения. Для рождения ребенка строили особый дом, поскольку жилой считался загрязненным этим событием. Родившиеся дети, в случае выживания, до 3-5 лет воспитывались в женском коллективе.

 

АНТИЧНОСТЬ

Большинство авторов подчеркивает тот факт, что при переходе от традиционных, пусть и сильно стратифицированных обществ к реальному оседлому государству повседневная жизнь и обязанности женин мало изменяется, но при этом их социальная роль в обществе резко уменьшается. Синхронные общества Востока (например, Персия с ее женщинами-архитекторами), связанный с ним мир Крита (жрицы, информация по фрескам и статуэткам) и Микен (правительницы) или варвары не имели подобных традиций. Переход произошел где-то в период формирования дорийской Греции при переходе от царского к полисному устройству.

При этом, хотя между отдельными городами и существовали значительные различия, были и черты существенного сходства. Классическая Греция – это мир патриархата, мир мужчин, даже в том случае, если умирал муж, главой семьи становился старший сын, который не только полностью контролировал жизнь своей матери, но и мог решить вопрос о ее вторичном браке без ее согласия. За отцом признавалась неограниченная власть над детьми. Не менее важным была общая традиция моногамии, греки полагали, что вводить в дом множество жен – обычай варварский и недостойный благородного эллин (Еврипид, Андромаха).

В Греции женщины делились на две категории.

Во-первых, свободнорожденные полноправные женщины, целью жизни которых было заключение брака и рождение законных детей. К ним предъявлялись следующие требования: целомудрие и скромность, быть девственной до брака, чаще всего они не были образованы, кроме умения читать, писать, а также вести домашнее хозяйство. Женщины-супруги не участвовали в общественной жизни, они должны были сохранять и приумножать богатство мужа. Такая женщина весьма редко выходила из дома, она могла встречаться лишь изредка с подругами (тайные культы?). Из общественных мероприятий они участвовали лишь в больших праздниках, но не могли ходить в театр (кроме трагедий) или на спортивные игры. Выходя на улицу, она должна были прикрывать лицо, ее сопровождала служанка или рабыня. Жизнь семьи полностью зависит от успешности мужа. В целом она была лишена гражданских прав и замыкалась в гинекее, где занималась домашним хозяйством, шитьем, ткачеством и воспитанием маленьких детей. Явное исключение было лишь в Спарте, в том числе в допуске к занятиям упражнениями.

Брак преследовал две цели: общегосударственную (приумножение граждан, что обеспечивало восприятие основных обязанностей) и частно-семейную (продление рода, восприятие культовых обязанностей по отношению к предкам). Агамия, безбрачие могло повлечь за сосбой утрату личной и гражданской чести (порицание, лишение части прав, денежные штрафы). Именно по этим причинам вопрос брака столь тщательно рассматривает Платон в своих Законах, рассуждая об идеальном государстве. Чаще всего предпочитали гречанок, поскольку везде, кроме Спарты, лишь такой брак считался законным. Впрочем в Спарте тоже предпочитали выбирать жен из числа спартанок из бедных семей (по законам Ликурга), считая брак и богатыми иноземками нежелательными, но допустимыми. Здесь именно статус мужа определял будущий статус ребенка, в отличии от Афин, где статус ребенка определялся как по отцу, так и по матери.

Мужа выбирал отце или при его отсутствии опекун, при этом допускались браки родственников, кроме имеющих одну мать. Он имел полную власть над дочерьми. Девушек выдавали замуж с 15, иногда с 12 лет, хотя Платон предлагал увеличить этот возраст до 18-20 лет, следую видимо спартанским обычаям. Для юношей, видимо, возраст брака был около 25 лет, хотя Платон и предлагал его увеличить до 30-35.

В ранней Греции этот выбор осуществлялся среди нескольких женихов в виде длительных до года и своеобразных смотрин в доме невесты (оценивался характер, манера вести себя, физическая закалка, выносливость, богатство даров шло на последнем месте). Позднее выбор шел только среди уже знакомых женихов. После назначения дня проводилась процедура формального обручения (юридического договора, разграничивающих имущество и определявший права и обязанности жены и мужа). При отсутствии этой процедуры дети в таком браке могли быть признаны незаконнорожденными и потерять гражданские права. Договор составлялся в двух экземплярах и хранился каждым супругом отдельно, хотя от имени невесты его подписывал отце.

Обязательным было приданное, хотя бы не большое, которое мог выделить город для нищих (отметим, что Платон отрицал его необходимость как элемент корысти в браке). Брат обязательно должен был выделять его для сестер. При его большом размере в случае развода его необходимо было полностью вернуть сразу или с процентами (18%) в течение определенного срока.

Свадьба была семейным торжеством, которое проходило в доме отца невесты и отца жениха, с обязательными жертвами богам семьи: Зевсу, Гере, Гестии, Артемиде и Мойрам (невеста приносила в жертву свои игрушки и прядь волос). Лишь позднее он приобрел религиозный и публично-правовой характер. Женщина полностью передавалась под опеку и власть мужа. Приглашения на последующий свадебный пир специально рассылались, те кто не могли на нем присутствовать должны были принести извинения и пожелания. На свадьбе невеста сидела в фате со своими сверстницами.

Любопытно, что современные традиции ношения белой одежды, переноса через порог, двухдневного пира с большим количеством алкоголя, подарков, преломления хлеба и обсыпания финиками, орехами, фигами, монетами, являются наследием Греции.

Разводы были редки, их инициатором могла быть как женщина, так и мужчина (в последнем случае в виде отсылания с приданным). Но для женщины необходимо было лично обратиться к архонту, что было очень сложно. В случае измены мог быть не только развод, но и легитимное убийство, особенно застигнутого любовника. Отметим, что общественное мнение в равной степени порицало как измены мужа, так и жены, хотя в действительности наказанию подвергались лишь последние. Суд имел право принудительно расторгать бездетные браки как нарушающие полисные традиции (по достижению 10 лет). В Спарте при неравных по возрасту браках для деторождения допускалось ввести в дом крепкого и порядочного юношу, чей сын признавался законным, Также было возможным обратиться к соответствующей женщине, известной плодовитостью, заручившись согласием ее мужа. Исход развода, по которому обратились к архонту, во многом зависел от условий брачного договора и мог усугубится вопросом раздела имущества.

Хотя греки много внимания уделяли удобствам беременных, при самих родах присутствовала только повивальная бабка или опытная рабыня, что могло привести к увеличению смертности. Сам факт рождения ребенка был торжественным событием. Но семейный праздник устраивали лишь после того, как на 5-7 день муж брал его в руки и обносил вокруг очага, что приравнивалось к признанию, в ином случае просто выкидывали из дому. В идеале семья должна была воспитывать 1-3 детей, желательно мужского пола, поскольку женщины не могли выполнять основные гражданские обязанности. В том случае, если женщина не убереглась (было понятие о противозачаточных средствах и абортах), ребенка могли подвергнуть инфантициду (хотя, как кажется, реальную роль инфантицида у греков сильно усугубили тенденциозно смотрящие на это авторы). Особенно часто он применялся для девушек и детей с отклонениями, причем это могло быть как при рождении, так и по достижению 2-4 лет. Ребенка не всегда убивали целенаправленно, о нем могли просто забыть. Убийство детей не было преступлением, поскольку считалось обыденным и повседневным, даже могло поощряться (для участия в военных действиях). Отчасти это могло быть связано и экономическими вопросами (необходимость раздела имущества среди многих наследников, что приводило к разорению семьи и следовательно государства).

На 10 день нарекали именем, чаще всего по предку, хотя реальный выбор имени зависел от личной прихоти или обстоятельств. Воспитанием, по сути, занималась не жена, а специальная кормилица или воспитательница, излишняя строгость не допускалась, как и мягкость. Игрушки, как правило, отражали окружающий мир, но было много игр (типа пряток). С 7 лет отец начинал обучать сына всему необходимому. Девочки оставались на попечении матери. Частное обучение носило коллективные формы, было только для свободных и мужчин (исключение в этой системе Спарта).

Во-вторых, женщины-чужестранки или из семьи, не заключившей законного брака. Они относились к многочисленному слою гетер (по сути, этот термин элиты этого сообщества, обозначавший спутницу, то есть женщину, ведущую свободный образ жизни, на содержании у мужчин). Чаще всего они были хорошо образованы, разбирались в философии и политике, могли сыграть очень значительную роль в общественной жизни, влияя на своих мужчин. Их легальными центрами были храмы Афродиты, особенно в Коринфе, где они проходили специальное обучение. Только для них был открыт путь к эмансипации. Иногда они могли вступать в брак с греком, но юридически это считалось простым сожительством. На более низкой ступени находились танцовщицы, которые очень хорошо оплачивались. Далее шли сожительницы (уровень домашней рабыни) и публичные женщины (им было запрещено появляться днем, сидеть рядом со свободными женщинами, носили специальную одежду и прически).

В чем были коренные отличия Рима в этой проблеме? Хотя в семье тоже полностью властвовал только отце, само понятие фамилии здесь было гораздо шире и включало в себя не только отца, мать, незамужних дочерей, сыновей, их жен и детей, рабов и все домашнее имущество (в нее можно было войти и в результате усыновления - аррогацио). Только в 4 в. н.э. права отца по отношению к членам фамилии были ограничены лишь сферой имущества. Любопытно, что сын, достигнув совершеннолетий и женившись, при живом отце не мог владеть имуществом, для этого необходимо было пройти процедуру эманципацио, которая одновременно лишала его права на имущество фамилии. Эта процедура могла быть и наказанием, а иногда использовалась для ограничения числа наследников.

Женщина в Риме была не только матерью детей или управительницей дома, но и союзником мужа (что связано с одной из древнейших легенд о похищении сабинянок и войне из-за них, которую они примирили). Основными качествами женщин были целомудрие, стойкость, трудолюбие, честь, верность.

Чаще всего, римлянки также были решены гражданских прав и не могли принимать участие в комициях (это определялось их стыдливостью, слабостью, нестойкостью и незнанием дел), но при этом в сфере частной семейной жизни она пользовалась большими правами, чем гречанки. Женщины могли появляться в общественных местах, ездить в гости, посещать приемы мужа. Существовали специальные женские объединения (например, общество замужних женщин на форуме Траяна видимо активно участовало в принятие решений об ограничение роскоши и сдаче золотых украшений в период военных действий, в частности Пунических войн), которые могли существенно влиять на общественное мнение. Они были хорошо образованы и подкованы в политике, часто они, не имея права голоса, могли агитировать за кандидата, за или против законов. Основная зависимость проявлялась в сфере ограничения имущественных прав, хотя уже в империи богатые женщины через особых поверенных были городским спонсорами, им ставили памятники. В прочем их имущество ограничивалось, в частности они не могли иметь в собственности кого-либо. Особенно высок был статус весталок, которые могли даже освободить преступника. Культ почитания матроны, которым подчинялись даже сыновья, их похороны были схожи по торжественности с магистраторскими. С 3 века нашей эры существовал т.н. «малый сенат», хотя его интересы в основном касались лишь женских вопросов. Многие политики (Катон) выступали против настолько активных женских ролей, ссылаясь на древние права и традиции, но изменить ситуацию не могли.

Римские законы признавали две формы заключения брачного договора - с переходом под власть мужа или без него (в таком случае она оставалась под властью отца, это не требовало особых процедур развода, по сути сожительство по обоюдному согласию). В первом случае три формы бракосочетания – коемпцио (купля при 5 свидетелях и должностном лице при наличие согласия невесты, до эпохи Тиберия); узус (использование, то есть совместное сожительство в течение года, дававшее право брака, разрушалось нахождением женщины вне дома более 3 дней, только для периода царей и ранней республики); конфарреацио – совершение обряда с полбенным хлебом.

В последнем и наиболее торжественном случае брак заключался в храме Юпитера с произнесением строго определенных словесных форм. Свадьбе как и в Греции предшествовало обручение и брачный договор, который заключали родители или опекуны, но уже к периоду Республики здесь на первое место выходят самостоятельные обеты молодых. Жене при этом вручали монету или железное кольцо, которое носили на безымянном пальце левой руки. Для брака выбирали особо благоприятные дни, поскольку бракосочетание рассматривалось как часть церемоний, связанных с богами земли и плодов (июнь или период сбора урожая). Сама церемония включала ауспиции и проводилась пронубами, распорядительницами (репутация, одномужность). В основном сама двухдневная церемония повторяла греческую.

Часто при этом девушке было 12 лет, юноше 14, но реально брак заключали гораздо позднее. Муж был полным хозяином в доме, все принадлежало ему. Даже жена и дети подвергались не государственному суду, а семейному. Во многом здесь положении было сходно с Грецией. Муж не вмешивался в ведение домашнего хозяйства и воспитание детей.

Разводов почти не было, детей могли и усыновить. По преданию первый развод имел место около 231 года до н.э. по причине бездетности, а ранние римские законы вообще не знали этого понятия (если не считать церемонию возврата ключей в Законах 12 таблиц 5 века до н.э.). очень часто вместо развода обращались в храм Юноны Мужеумиротворяющей, где супруги высказывали претензии по отношению друг к другу (божественный психиатрJ)

В последний век существования республики увеличивается количество разводов (по инициативе одной из сторон и по обоюдному согласию), а при падении нравов в империи браки представителей элиты становятся политическими и имущественными инструментами. Видимо, одним из первых это использовал сам Цезарь, да и многие авторы отмечали, что падение нравов всегда начиналось с императорских семей. Измены становятся тривиальными, и именно они чаще всего были причинами разводов. Сенека отмечает, что многие жена сами стали выбирать себе любовников, в то время как до этого такое мог сделать лишь мужчина. В любом случае до 2 века до н.э. любой развод должен быть серьезно обоснован на семейном совете. Часто развод или новый брак был способом спастись от разорения или получить новую должность (сам Цицерон развелся с женой Теренцией после 37 лет жизни и женился на своей пдопечной 20-летней Публилии, чтобы спастись от разорения). Падение нравов попытались ограничить законодательством Августа, но реально оно влияния не имело, поскольку заботилось больше о семейном укладе, запрещая в частности сожительство с чужой женой, и увеличении граждан, а не о разводах. Патриархальные нравы сохранялись на периферии и среди бедняков. Законы Августа предписывали, что женщина должна быть в браке с 20 до 50 лет (в случае развода найти нового мужа надо было за 0,5-2 года), а мужчина с 25 до 60 лет. Кроме того, он отстаивал идею об обязательном материальном обеспечении бывшей супруги и ввел практику формального уведомления. Хотя на самом деле продолжали действовать и более ранние обычаи, где муж мог расторгнуть брак по причине того, что жена вышла на улицу, не прикрыв лица. Наиболее сложным вопросом в разводах была проблема раздела имущества, хотя дети всегда оставались с отцом. Видимо, именно в Риме как низшая форма брака появился конкубинат, хорошо известный позднее.

Рождение ребенка сопровождалось особыми ритуалами, которые начинались на 8 день и продолжались 3 дня. Ребенка клали на землю, после чего отец поднимал его и принимал в семью, хотя в список граждан вносили лишь по достижению совершеннолетия и получению права ношения тоги (обязательная регистрация новых римлян обоего пола лишь при Августе). Ребенку дарили в основном разные амулеты. Три имени: личное, родовое и семейное. Совершеннолетие достигалось в 17 лет, что для юноши давало возможность надеть тогу и войти на форум. Ребенка кормила либо мать, либо позднее кормилица (впрочем общество относилось к ним очень по-разному и часто отказ матери кормить ребенка осуждался). До 7 лет воспитывался дома, в игровой форме няньками. Непризнанных детей убивали или выбрасывали, причем, если в архаичных обществах так поступали только с калеками или девочками, то в Риме могли поступить и с вполне здоровым ребенком, руководствуясь гаданиями (были несчастливые дни, когда родившихся детей вообще не оставляли). Лишь христианство стало запрещать эти традиции. После 7 лет богатые обучались дома, бедные в школах, причем девочки и мальчики совместно. Определенный минимум для всех. Рим знал и педиатрию, например Соран при Траяне, который написал труд «О женских болезнях». Он рассматривал и вопросы вскармливания, возражая против его искусственного заменителя (бутылочки и соски известны по находкам в детских саркофагах в Помпеях)

Для поздней античности характерны браки молодых девушек и взрослых мужчин, что позднее будет распространено и в конце средневековья. Положение женщины в поздней империи лучше всего отражено в своде законов римского императора Юстиниана и его же Дигестах. Все большее значение получают браки, в которых власть над женщиной не переходила к мужу, чего нет еще в более раннем кодексе Феодосия, сохранявшего традиции более раннего времени. По достижению совершеннолетия женщины могли сами управлять своим имуществом и выходить замуж за любого. Однако в реальности эта свобода была ограничена двойными стандартами в регуляции разводов и сексуального поведения. Значительно свобода ограничивалась и имущественными проблемами молодой семьи, что расширяло сферу влияния родителей, а также проблемами неравностатусных браков и института наложничества.

Параллельно с этим в империи расширялось влияние христианства. Изначально оно значительно увеличивало права женщин, поскольку именно они были оплотом веры («перед дикими зверями все равны»). Деяния апостолов признавали за женщинами такие же возможности духовного развития как за мужчинами. Однако и здесь имелся двойной стандарт: запрет учить, выступать с проповедями и занимать должности в общинах. К тому же христианство еще более активно, чем классическая Греция, активно поддерживало моногамный брак, где на развод в случае супружеской неверности намекал только Матфей. Наличие противоречий связано с изначально разной трактовкой женщины в тексте Библии, где с одной стороны была Ева-соблазнительница, а с другой – дева Мария с промежуточным образом Марии Магдалины как кающейся грешницы. Лишь Цезарий Арелатский и Григорий Великий в своих трактатах критиковали такую двойственность и лицемерия, особенно в вопросах неверности. Следует понимать, что до середины 13 века церковный догмат не находил своего полного воплощения в реальной жизни, даже в среде аристократии, да и сам догмат не был един.

На значительной части Европы доминировали германские и кельтские традиции, которые фиксировались в варварских правдах. Кельтское и германское общество сохраняли традиции высокого положения женщины, в том числе и в сфере управления, вплоть до проникновения христианства (хотя и здесь управление мужчиной женщины могло отражать специфику создания текстов ирландскими монахами). Это положение могло сохраняться и традициями женского жречества и институтом прорицательниц.

В правдах подчеркивается равенство возраста супругов, требования обоюдной супружеской верности с жесткими наказаниями за них, особенно в отношении женщин. При этом у германцев было три формы брака: через выкуп, через умыкание и по взаимному согласию. Жена была матерью детей и помощницей, но дочь у германцев рассматривалась как имущество. Хотя в кельтском обществе дочь при отсутствии сыновей могла выступать официальным наследником, и при заключении брака она занимала положение мужа вплоть до выплат выкупа. Германские законы высоко ценили и защищали женскую честь, а насилие и похищение рассматривали как одни из наиболее серьезных преступлений (в том числе и во время военных походов по отношению к проигравшим). Германки могли свободно распоряжаться собственностью, в том числе наследовать и завещать, после 14 лет представлять себя в суде и самостоятельно вступать в брак по достижению 20 лет, вдова считалась опекуном детей и главой дома. Хотя в целом возраст брака видимо был более ранний (12 и 14-15 у мужчин и женщин), поскольку брак включал в себя сватовство с залоговой системой, помолвку и свадьбу. Браки родственников были запрещены (опрос поколений). Кельты при заключении брака имели совместное имущество, при этом имелось до 10 форм возможных вариантов сожительства (от союза при совместной собственности до противоестественного союза двух умалишенных). Для германцев и кельтов, особенно для элиты, нормой было многоженство (терминологически главная жена в рамках первых трех вариантов брака и сожительница).

Развод с учетом вечной проблемы раздела имущества, зависевшего от статуса, доли внесенного имущества и домашней работы, допускался по просьбе обеих сторон, хотя у мужчин в облегченной форме (здесь отчасти видимо действовали римские нормы – за прелюбодеяние, колдовство и сводничество, у кельтов добавлялось – сексуальная распущенность, воровство, убийство ребенка, неумение вести хозяйство). Собственно у самих германцев – отсутствие детей и совершение серьезных преступлений. У кельтов система была более дробной. Для женщины – при сожительстве мужа с другой, при отказе от содержания, распространении слухов, сатиры, вовлечение в сожительство, избиение с увечьем. Развод с добродетельной женой был возможен лишь при полном возврате собственности и выплате компенсации в размере не меньше утреннего дара невесте. Женщина у германцев либо вообще не могла потребовать развода, либо лишь в крайне ограниченных случаях (убийцы, некроманты, осквернители могил, мужеложство, вынуждение жены к прелюбодеянию). Видимо, поэтому раннесредневековые германские источники упоминают о случаях убийств мужей. Хотя у кельтов – импотенция (кроме случае, когда она знала об этом до брака), комплекция мужа (потолстел), гомосексуальность, бесплодность (хотя могла по сговору с мужем завести ребенка на стороне без развода), со священником. В целом и германцы, и кельты знали массу причин и поводов для развода.

 

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

 

В период средневековья женщина вновь занимает подчиненное, второстепенное место, что закрепляется в догматах религии, которые отражают идеал. Апостол Павел ставит их в зависимость от мужа, мотивируя это созданием из ребра и виной за первородных грех. Отцы Церкви говорили, что акт деторождения – это нечто между мочой и калом, а через женщин в мир вошли смерть, страдание и труд в поте лица. Следовательно, мужчины должны контролировать опасную женскую сексуальность и эмоциональность. В идеале женщина должна быть целомудренна (монахиня), но при невозможности этого в браке он должен сводиться к деторождению. Отметим, что конечно отцы церкви отражали именно церковный идеал и модель, который плохо стыковался с реалиями повседневности. К тому же большинство трактатов относится ко времени не раньше 11 века, когда священникам начинают предписывать целибат (хотя и при сохранении конкубината) и большинство из них скорее передавали слухи и домыслы. При этом представители первого сословия всегда жаловались, что второе отправляет в монастырь исключительно дурнушек. Средневековая церковь на самом деле сама не могла определиться в женском вопросе, поскольку различными были женские образы Библии. Церковь была женоненавистнической, но при этом постоянно обращалась к популярному образу Девы Марии. Монахи Севера, например Ирландии, рассматривали сам Ватикан как оплот проституции и падения нравов.

Однако и здесь именно верность мужу была одним из главных качеств женщины, поскольку лишь это гарантировало от рождения бастардов и сохраняло родовую честь. Мужская же верность носила добровольный характер. В целом женщине предписывалось быть покорной опеке, скромной, умеренной в моде (последняя до 14 века носила мужской характер), трудолюбивой, милосердной, молчаливой, любящей мужа, заботящейся о семье и доме.

В раннее средневековье сохранялось три отдельных традиции брака, которые церковь пыталась привести к общему христианскому знаменателю. К эпохе Высокого средневековья богатая, красивая и знатная невеста была желанной добычей жениха. Явное преобладание женщин приводило к большому количеству вдов, незамужних женщин и старых дев, что провоцировало женское монашество (лишь для богатых) и проституцию. В этих условиях к 11 веку церковь окончательно привела к победе моногамного брака, хотя и не могла заставить феодалов отказаться от наложниц. Церкви пришлось очень долго бороться за свое право контроля над браком с языческими культами и верованиями (лишь с 9 века запрещают разводы (кроме случаев бесплодия), проверяют степень родства). При этом длительное время церковь контролировала только браки элиты, а беднота пользовалась гораздо большей свободой. Лишь в 1215 году брак стал одним из церковных таинств, что и стало основой для реального влияния на повседневность. Столь долгое самоопределение церкви в этом вопросе провоцировалось идеалом целибата, а брак был явным отступлением от него, это, по сути, легализованное грехопадение, которое может быть разрешено лишь для продолжения рода, но супруги не должны любить друг друга, это скорее работа. Именно поэтому брак становился нерасторжимым и ограниченным строгими родственными рамками.

В принципе возраст заключения брака церковь заимствовала у Рима, но, если там он, как правило, откладывался, то здесь допускался и более ранний. Выбор супругов определялся имущественными или социальными требованиями, он совершался опекуном. Все жили большими семьями (родами), здесь человек вначале член семьи, а лишь потом общества. К браку не подталкивали, это необходимо было для повышения статуса. Обязательным условием брака была любовь в форме delicio (привязанность), а не amor (страсть). Допускалось заключение брака без согласия родителей, но это не совпадало с доминирующими традициями и ограничивалось все увеличивающимися подарками родителей при уменьшении значения выкупа и утреннего дара. Церковная доктрина считала, что достаточным условием является взаимное согласие, провозглашенное при свидетелях в публичном месте, а участие священника стало обязательным лишь с 1563 года. При этом такое согласие являлось лазейкой для отмены разводов, теперь нельзя было сослаться на какие-либо причины (измены и т.д.). Видимо, существовали и определенные социальные ограничения, относительно получения разрешения и неравных браков, а также этнические (брак с евреем есть скотоложство). Римский Катехизис предполагал, что "брак является супружеским союзом мужчины и женщины, заключенным между юридически правомочными лицами, который предполагает нераздельную общность жизни, чтобы супруги могли взаимопомогать друг другу, лучше переносить трудности и взаимно поддерживать друг друга в старости".

Принцип согласия предполагал правоспособность: с 7 лет - обручению, с 12 у девочек 14 у мальчиков - браку. При кровной мести для восстановления мира могли быть и более ранние браки. Хотя церковь и настаивала на взаимном согласии, в реальности свобода выбора была ограничена (св.Ода отрубила себе нос, чтобы предотвратить брак). Следует понимать, что появляющиеся ограничения на самом деле свидетельствуют об ограничении роли женщины в жизни общества. Вклад женщин в хозяйство до 12-13 века очень велик, они могли даже руководить особыми женскими мастерскими или наследовать мужу через заключения повторного, выгодного для себя брака (шанс для подмастерья - жениться на дочери или вдове мастера). Этого феномена мы не наблюдаем в сельской местности, где женщины принимают участие в обеих работах и по этой причине могут даже свидетельствовать в суде.

Наиболее известным и странным казусом XII века в придворной жизни был Культ прекрасной дамы (основан Гийомом де Пуать, герцогом Аквитанским начала 12 века, но истинное развитие при Элеоноре Аквитанской). Во многом опирался на стихи Овидия и Песнь песней Соломона. В его центре находится «госпожа» (от dame – domina, то есть доминантная замужняя женщина), которой чаще всего была жена сеньора и хозяйка дома, перед которой вассал преклоняет колени (аналог посвящения и вассальной клятвы). Этот культ работает в рамках игрового аналога дарообмена, где отдарок обязательная часть. Куртуазность – это мужская игра за конкретный неплатонический приз, интерес которого заключается в отсутствии укрытия и пикантности уговора той, на которую возлагается блюсти честь семьи и рода. Умение завоевать женщину не силой, а лаской и словами было новым словом в этикете средних веков и показывало принадлежность к элитному меньшинству общества, которые отличались от мужика, жившего в невежестве и скотстве.

Куртуазный критерий различал мужчин, поэзия и ухаживания отличали мужскую рыцарскую субкультуру. Одновременно с этим надо помнить, что именно в рыцарских семьях быстрее всего приживался церковный идеал брака, а это значило, что он носил политический характер (в который мог вмешаться и сеньор, например английский король в браках вдов и наследниц пэров) и часто браки были неравными в возрасте. Куртуазность – это еще и попытка уйти от скуки семьи, но не вернуться в коллектив самцов церковных школ или военных отрядов. Часто семья стремилась женить лишь старшего, а младшие были безбрачными и искали иные пути подтверждения статуса (классический пример - Ришелье). Для дамы куртуазная модель позволяла ей контролировать многочисленный коллектив мужчин, а в конечном итоге готовность жертвовать за даму могла быть перенесена и на ее мужа, что укрепляла этику феодальных отношений. К концу 12 века куртуазность стала нормой и в среде женатых, в том числе как способ ухаживания за потенциальной супругой. Игра же давала женщине свободу за пределами ее гинекеи, которую иначе было сложно получить (возможно, спровоцировало появление женской моды именно в Аквитании и Бургандии).

Для знати истинной проблемой было не заключение брака, а его расторжение (хотя необходимость наследников взламывала даже церковные запреты, особенно при папах из Борджиа и Медичи). Теоретически в 16 веке протестанты признают как причину развода измену мужа или жены, но она скорее давала возможность не развода, а легитимного отдельного проживания. Суды часто предписывали мужьям для сохранения семьи изменить отношение к играм, пьянству и другому.

Очевидно, что отношения между супругами часто могли быть очень нежными (переписка с крестоносцем). По этой причине стоит согласиться с Херлихи, который, оспаривая мнение Арьеса, писал, что средневековая семья никогда не была эмоционально глуха, чем она действительно бедна – так это источниками. Естественно, что семейное окружение было суровым и грубым, давало возможность применения силы, что диктовалось и самой эпохой и ранним началом труда и учебы детей, но вспомним пример с Козьмой Медичи и дудкой.

У ремесленников вступление в брак означало достижение хозяйственной самостоятельности (не ранее 25 лет), поэтому у подмастерьев не было шансов на брак. Проверку невесты брали на себя не родители, а цех, которые давал ей покровительство. Главным критерием была экономическая целесообразность брака, любовь здесь была желательна, но не обязательна. В отличии от крестьянского хозяйства, здесь были строго разграничены все работы. Женщина занималась ремеслом лишь в малодоходных мастерских или при бедных мужьях. В тоже время в семьях ремесленников статус женщин был достаточно велик (Ганза допускала женщин как мастеров торговых гильдий). Они не только могли сами руководить женскими мастерскими, но и наследовать их через новый брак с подмастерьем. Одной из задач цеха было обеспечение прав вдовы мастера. Кроме того, цехи отслеживали нравственное поведение мастеров, в частности нарушение супружеской верности. Наиболее высок он был в Скандинавии, где традиционно с эпохи викингов они могли руководить селениями.

Наиболее высокая рождаемость была в среде крестьян, в среде ремесленников не более 2-3 детей. Это было связано как с ограниченными возможностями цехов, так и с тем, что мальчики покидали родной дом в качестве учеников иных мастеров. Поэтому реальными наследниками были подмастерья, и соответственно имущество передавалось через дочерей. Если у крестьян дети имели большое значение в хозяйстве, то у ремесленников их воспитание было направлено на общественную социализацию и мобильность. Отношение к детям было весьма грубым. Уличное воспитание. Церковь увеличивало возраст обучения, пользуясь принципом сознательно действия.

Рождение мальчика, как и ранее, ценилось гораздо выше, для это могли предпринять разные магические средства (омела, клали младенца к новобрачной, камни, менгиры). Совсем не иметь детей плохо, но много детей тоже не приветствовалось (отвары и прочее). Если не хотела иметь больше детей, то нельзя отдавать одежду и люльку предыдущего ребенка. В люльку клали амулеты. При родах необходимо было развязать все узелки и распустить волосы (тоже, что в архаичных). Отец не присутствует, кроме особо сложных родов или по просьбе акушерки, они пользовались большим уважением (только не со стороны церкви). Ребенка поднимали вверх, то есть отрывали от земли, в Скандинавии – опускали в воду, которую заранее набирали из колодца или водопровода, но не из реки, поскольку боялись домовым. Сорочку, в которой рождался ребенок, всегда сохраняли, мощнейший амулет, не утонет и может погасить огонь. (Молния никогда не попадет в тот дом, где находится беременная женщина - Англия). Ужасно – некрещеный умерший младенец, кости таких детей помогла в поисках кладов. Крестили после 40 дней, если не болел. Крестили в разноцветной одежде как обереги от всех бед.

В период позднего средневековья население Европы после Черной смерти и войн население Европы сократилось на 30-40%. В результате фиксируется рост благосостояния оставшихся групп, особенно среди крестьян и горожан. Одновременно с этим значительно увеличивается количество женщин вне брака, что приводит к увеличению брачного возраста. Любовь становится результатом семейной жизни, а не ее, хотя бы и формальным, условием. В прочем к этим вопросам в городах относились гораздо проще, а в деревнях сохранялись традиции раннего средневековья (брак с троюродной сестрой ограничен не законом, а моралью большой семьи, стремление увидеть крестьянскую семью, которая не знала ограничений, лишь дар моде). И там и там женщина сохраняла и значительное хозяйственное влияние. При этом в южных городах, несмотря на тенденции к малым семьям, восстанавливаются супер-семьи и кланы. К концу средневековья в наиболее богатых семьях горожан начинается период «борьбы за ношение штанов» при параллельном появлении протобуржуазной морали, определявшей место жены в доме и способствующей расцвету антифеминистической литературы, строжайших запретов. Параллельно с этим росло количество браков, заключенных без согласия родителей (именно по этой причине Ромео и Джульетта Шекспира была так актуальна). При этом Тридентский собор 1563 года в рамках Контрреформации наконец-то договорился о том, что брак признается заключенным лишь в случае его открытого заключения в церкви и при свидетелях, при жестком запрещении по образцу протестантизма супружеского сожительства. Тридентские решения пытались вновь увеличить в католических странах влияние родителей на брак.

Чрезвычайно важен вклад реформации в этот вопрос. Лютер несколько раз менял свои взгляды по этому вопросу, поскольку сам (бывший монах) был женат на бывшей монахине. Сам брак Лютер считает гражданским установлением, а требование чувственности признает вполне законными, причем с почти античной непринужденностью допускает даже в некоторых случаях возможность бигамии. Впрочем, эти вольности, вызвавшие большие нарекания, были вычеркнуты из позднейших изданий (к таким же изменениям относится взгляд Лютера о разрешении брака между духовными родственниками и догмат протестантов о 12 видах родственников, которым запрещен брак). У него высокое представление о браке как о состоянии, вне которого человек не может спастись".

"Половое сношение происходит беззаботно и в распутстве, однако дети - самый дорогой залог в супружестве, который связывает и поддерживает узы любви. Это самая лучшая шерсть от овцы». Реформация проще относилась и к вопросу добрачного целомудрия, которая в условиях карнавальной культуры позднего средневековья была практически невозможна. Католицизм заимствовал это отношение, ограничивая допустимость секса для удовольствия, но при этом запрещая духовнику вдаваться в детали, чтобы не заронить дурных мыслей.

Поскольку цель брака – деторождение, то аборты были недопустимы, впрочем в средние века раннюю беременность распознать не могли, что приводило к использованию ядов и спорыньи, причем часто даже повитухи – это просто ранее рожавшие дети, а не специалисты. Лишь новое время более подробно разрабатывает эту проблему. Церковь запрещала детоубийство, но еще в 15 веке в Англии они были массовым явлением (впрочем как и в Викторианское время). В недостатке семейного воспитания Мартин Лютер видел источник болезненного состояния церкви, а также кризиса государства, поскольку "правление в семействе служит основанием всем другим правлениям ".С одной стороны, Лютер оправдывал строгость родителей по отношению к детям, признавал необходимость полной покорности детей воли родителей, а учеников - их наставникам. С другой стороны, он не одобрял воспитания, построенного исключительно на страхе. "нужно рядом с розгой показывать и яблоко, со строгостью - любовь, а наказывать только для того, чтобы сделать из него хорошего человека".

Эпоха гуманизма подготовила изменение взгляда на женщин, связанное с признанием их человеческого достоинства. Заслуга Лютера в том, что он одним из первых в Европе выступил за обучение не только мальчиков, но и девочек и требовал создания в городах для них школ, в которых бы они по часу в день читали Евангелие на немецком языке или латыни. По мнению Лютера, обучение девочек было необходимо, чтобы в будущем они могли правильно воспитывать своих детей, хорошо выполнять обязанности жены, матери и хозяйки. Понимая, таким образом призвание женщины, видя в браке не христианское таинство, а исполнение гражданского и естественного закона, Лютер выступает против монашества, усматривая в нем препятствие исполнению гражданского долга, свободе личностного выбора; своеобразным доказательством его идей можно считать и сам брак с Катариной фон Бора.

К 17 веку городские статуты исключили женщин из торговли и ремесел, что привело к новой зависимости жен от мужей. До середины 18 века у ремесленников, как впрочем и у крестьян и дворян, доминировала деловая установка на брак. С этого время сословные качества заменяются на личные (в частности на сексуальность и эротичность, индивидуальность, жену нельзя заменить), поскольку идеология буржуазии была направлена на личное развитие. НО даже любовь здесь разумна. В тоже время при сохранении родительского контроля этот принцип не мог доминировать. Брак эротизировался. Потребность семьи в культивированном общении было связано с разрывом их повседневных обязанностей. Женщина при этом оказалась замкнута внутри дома. Разрыв в возрасте мужа (не ранее 30, впрочем как и у интеллигенции, что связано с необходимость обеспечить круг заказчиков) и жены (в 18 в. – 20 лет, в 19 веке 25 лет). Воспитание детей родителями лишь в первые годы, потом уже домашние учителя. Вплоть до раздельного образования. С 19 в. - брак как союз благоразумной любви и экономического расчета. Желательно равенство социального получения супругов. Жена должна быть девственной до брака, но муж иметь опыт. Женщине отказывали в интеллекте и способности переживать, но одновременно развивается эротическая литература.

По сути, еще в 19 веке, несмотря на модернизационные процессы в культуре и переход к индустриализации, глобальных изменений в модели семьи и семейных отношений не произошло. Семья у рабочих и крестьян, то есть основных производителей, продолжала ассоциироваться с сообществом всех, кто живет в доме. В результате этого даже выбор супруги был делом коллективным при сильных патриархальных началах. При этом «семья» здесь была объединением не только родственным, но и трудовым. Особенно все это было характерно для семейных коллективов, связанных с сельскими местностями, поскольку здесь труд мужчин и женщин был равнозначен.

Запрет допуска женщин к производству в начале внутри поздних цеховых структур, а затем с развитием буржуазии их полное замыкание внутри домохозяйства, вело на самом деле не к укреплению семей, а наоборот к увеличение процента разводов. Женщина здесь перестает быть соратницей мужа в труде, а является его представителем, матерью и создает психологический семейный климат. Но распределение ролей внутри домохозяйства имело естественное значение, то здесь оно нуждается в идеологическом закреплении, причем отстранение женщин от общественной и производственной жизни к концу 19 века начинает выходить за пределы буржуазной семьи. Особенное значение они имели в семьях рабочих, поскольку они формировались на основании мужчин из крестьянских семей и женщин, часто служивших внутри семей буржуа. Патриархальность этих рабочих семей базировалась не на главенствующем положении в домохозяйстве и не на статусе мастера, а на том, что в этих семьях труд мужа приносил львиную долю дохода. Причем и здесь многие семьи, включавшие в себя жильцов, по модели напоминали сельские домохозяйства.

Падение рождаемости в буржуазных семьях, зарождение феминизма и начало первой сексуальной революции позволило к началу 20 века заявить о кризисе подобной модели семья. Условия индустриализации могли вести к разрушению семейных ценностей в семьях рабочих и крестьян в связи с частыми переездами и низким жизненным уровнем, об этом говорит рост внебрачных связей и рождение массы бастардов. В тоже время при окончательном оседании на одном заводе для рабочего необходимо было завести семью, которая чаще всего была очень стабильной, хотя и бедной (в том числе т.н. сложные семьи). При этом в рамках семьи все родственники стараются помогать друг другу. Так же точно все члены одной семьи добывают пищу (возрождение первобытных стандартов), поскольку малая семья не может обеспечить себе стабильных доходов. Судьба детей и беременных женщин в этих условиях была особенно тяжела. Хотя в городах было сложнее следить за соблюдением обязанностей, по крайней мере одно на себя брал рабочий коллектив – заставить жениться на беременной девушке. Начало сексуальных отношений в этом случае приравнивается к помолвке. В тоже время в первой половине 20 века многие из возникших перед женщинами и семьей проблемы могло решить лишь государство. Дестабилизация 20-30 гг. и борьба за повышение своего статуса привели к кризису патриархальных отношений. Социал-демократические правительство попытались ввести систему льгот и строительства, однако эти проблемы оказались второстепенными. Они выступали против сложных семей, требовали сократить женский труд. Реформы провалились из-за сложного материального положения рабочих и замкнутости рабочего класса. Развитие медицины и появление садиков. Даже в годы безработицы мужчины отказывались заниматься женским трудом.

В послевоенное время 50-е гг. семейные отношения характеризуются несколькими чертами: 1) на первое место выходит мать и старшие сыновья; 2)появляется интерес к отходу от больших семейных домохозяйств и формированию малых семей (в этом отношении рабочие семьи повторяют путь буржуазных); 3) начинается раскол семей по имущественному признаку. Одновременно с этим персоналитзируется выбор партнера, отношения становятся более эмоциональными, растет уровень потребления и образования. В прочем возвращение мужчин с фронта привел не только к резкому всплеску рождаемости и количества брака, но к увеличению разводов по психологическим причинам.

Рост эмансипации женской части общества и одновременно с этим изменение экономической модели в 60-70-е гг. привели к росту спроса на женские профессии. Рост занятости замужних женщин приводит к их меньшей заинтересованности в семье. Плюс особым факторам была новая сексуальная революция и движение хиппи. Сокращение рождаемости.

В 80-х вновь наметился возврат к семейным ценностям, но уже при принципиально иной роли женщин. Рост разводов, особенно в городах. Современные тенденции эмансипации при возврате к семейным ценностям. Альтернативность семейным ценностям и дальнейший потенциал развития.

№ п/п Тема лекції Дата
І потік ІІ потік
  Серозні оболонки порожнини організму (очеревина, плевра, перикард, піхвова оболонка яєчка). Травні залози: печінка та підшлункова залоза. 4.2 6.2
  Будова, розвиток та аномалії органів дихальної системи. Середостіння. 18.2 20.2
  Будова, розвиток та аномалії органів сечової системи. Промежина. 4.3 6.3
  Будова та розвиток жіночих статевих органів. Молочна залоза. Будова та розвиток чоловічих статевих органів. Варіанти та аномалії їх розвитку. 18.3 20.3
  Вчення про нервову систему. Загальний принцип будови і класифікація ЦНС. Розвиток ЦНС. Закономірності внутрішньої будови спинного мозку. 1.4 3.4
  Стовбур головного мозку. Загальний принцип будови черепних нервів. Ретикулярна формація. Гіпоталамо- гіпофізарна система. 15.4 17.4
  Півкулі головного мозку (cіра та біла речовина). Вчення І.П. Павлова про динамічну локалізацію функцій в корі півкуль великого мозку. 29.4 15.5
  Загальна естезіологія. Будова та розвиток органу зору. Шкіра та її похідні. 13.5 29.5
  Органи чуття. Будова та розвиток органу слуху. 27.5 12.6
  Будова і функції провідних шляхів нервової системи. 10.6  
  Підсумковий контроль засвоєння знань студентами Модулю – 2 (письмова частина).    
       

Зав. кафедри анатомії людини,

оперативної хірургії та топографічної анатомії,

професор Волошин М.А.


«Затверджую»

Декан І медичного факультету

Доцент Компанієць В.М.__________

«______»___________20____р.

План лекцій

для студентів ІI медичного факультету І курс (ІІ семестр)

 

№ п/п Тема лекції Дата
  Серозні оболонки порожнини організму (очеревина, плевра, перикард, піхвова оболонка яєчка). Травні залози: печінка та підшлункова залоза. 7.2
  Будова, розвиток та аномалії органів дихальної системи. Середостіння. 21.2
  Будова, розвиток та аномалії органів сечової системи. Промежина. 7.3
  Будова та розвиток жіночих статевих органів. Молочна залоза. Будова та розвиток чоловічих статевих органів. Варіанти та аномалії їх розвитку. 21.3
  Вчення про нервову систему. Загальний принцип будови і класифікація ЦНС. Розвиток ЦНС. Закономірності внутрішньої будови спинного мозку. 4.4
  Стовбур головного мозку. Загальний принцип будови черепних нервів. Ретикулярна формація. Гіпоталамо- гіпофізарна система. 18.4
  Півкулі головного мозку (cіра та біла речовина). Вчення І.П. Павлова про динамічну локалізацію функцій в корі півкуль великого мозку. 16.5
  Загальна естезіологія. Будова та розвиток органу зору. Шкіра та її похідні. 30.5
  Органи чуття. Будова та розвиток органу слуху. 13.6
  Будова і функції провідних шляхів нервової системи.  
  Підсумковий контроль засвоєння знань студентами Модулю – 2 (письмова частина).  

 

Зав. кафедри анатомії людини,

оперативної хірургії та топографічної анатомії,

професор Волошин М.А.


«Затверджую»

Декан ІІ медичного факультету

Доцент Полковніков Ю.Ф..

«______»___________20____р.

План лекцій

для студентів IІ медичного факультету І курс (ІІ семестр)

2012-2013 н.р. лабораторна діагностика

№ п/п Тема лекції Дата  
  Серозні оболонки порожнини організму (очеревина, плевра, перикард, піхвова оболонка яєчка). Травні залози: печінка та підшлункова залоза. 6.2
  Будова, розвиток та аномалії органів дихальної системи. Середостіння. 20.2
  Будова, розвиток та аномалії органів сечової системи. Промежина. 6.3
  Будова та розвиток жіночих статевих органів. Молочна залоза. Будова та розвиток чоловічих статевих органів. Варіанти та аномалії їх розвитку. 20.3
  Вчення про нервову систему. Загальний принцип будови і класифікація ЦНС. Розвиток ЦНС. Закономірності внутрішньої будови спинного мозку. 3.4
  Стовбур головного мозку. Загальний принцип будови черепних нервів. Ретикулярна формація. Гіпоталамо- гіпофізарна система. 17.4
  Півкулі головного мозку (cіра та біла речовина). Вчення І.П. Павлова про динамічну локалізацію функцій в корі півкуль великого мозку. 15.5
  Загальна естезіологія. Будова та розвиток органу зору. Шкіра та її похідні. 29.5
  Органи чуття. Будова та розвиток органу слуху. 12.6
  Будова і функції провідних шляхів нервової системи.  
  Підсумковий контроль засвоєння знань студентами Модулю – 2 (письмова частина).  

 

Зав.кафедри анатомії людини,

оперативної хірургії та топографічної анатомії,

професор Волошин М.А.

«Затверджую»

Декан І медичного факультету

Доцент Компанієць В.М.__________

«______»___________20____р.

План лекцій

для студентів медичного факультету 2 курс медичного факультету

(5 років навчання) ІV семестр 2012-2013 н.р.

 

№/п Тема лекції Дата
1. Серце. Будова, розвиток, варіанти і аномалії розвитку. Вікові особливості. Будова і розвиток артеріальної судинної системи. Варіанти і аномалії розвитку. Вікові особливості. Загальні закономірності колатерального кровообігу. 11.02
2. Будова і розвиток венозної судинної системи. Варіанти і аномалії розвитку. Вікові особливості. Загальні закономірності колатерального кровообігу. Порто-кавальні та кава-кавальні анастомози. Лімфатична система. Будова та функції органів імунної системи. 25.02
3. Загальна неврологія. Будова і розвиток спинного мозку. Варіанти та аномалії розвитку. Вікові особливості. 11.03
4. Принципи утворення ЧМН та СМН. Будова і розвиток. Гілки СМН. Їх особливості. Периферичний відділ соматичної нервової системи. 25.03
5. Принципи вегетативної іннервації судин і внутрішніх органів. Симпатичний і парасимпатичний відділи ВНС. 8.04
6. Будова і розвиток головного мозку. Варіанти та аномалії розвитку. Вікові особливості будови і функцій головного мозку. 22.04
7. Стовбур головного мозку. Будова та функції. Варіанти та аномалії розвитку. Вікові особливості. Будова і рельєф кори півкуль головного мозку. Локалізація функцій у корі головного мозку. 20.05
8. Принципи утворення ЧМН. Загальна естезіологія. Органи зору. Будова, розвиток, варіанти та аномалії розвитку. Центри і шляхи зорового аналізатору. 3.06
9. Органи слуху та вестибулярний апарат. Будова, розвиток, варіанти та аномалії розвитку. Центри і шляхи слухового і вестибулярного аналізаторів. 17.06
10. Провідні шляхи ЦНС  

 

Зав.кафедри анатомії людини,

оперативної хірургії та топографічної анатомії,

професор Волошин М.А.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.108 сек.