Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Журналистика как особая отрасль науки




Журналистика как совокупность учебных дисциплин

Журналистика как комплекс каналов передачи массовой информации

Журналистика как система произведений

Журналистка как совокупность профессий

Журналистика как система видов деятельности

1. Сбор, обработка и распространение информации – журналистская деятельность

2. Редакторская деятельность (литературное редактирование)

1. Отрасли журналистики

Журналистика – совокупность всех журналистских публикаций, когда-либо созданных в мире.

Влияет на жанровые особенности журналистских текстов

(это классификация Прохорова Е.П.)

 

Еще интерпретации:

1. Журналистика как текст (медиатекст, особый тип авторов, специфическая модальность – открытые тексты, рассчитаны на массовую аудиторию).

2. Журналистика как общественная система (эффект журналистской деятельности, обеспечение разных общественных групп описательной и аналитической информацией, обеспечение общества каналами для коммуникации, этический долг журналистики, различные формы участия журналиста и аудитории: социальное участие (когда человек просто существует в конкретных общественных условиях), гражданское участие (человек осознает свои права и обязанности и участвует в гражданских инициативах), информационное участие (элемент социального участия)).

3. Журналистика как бизнес (появление новой индустрии и понимание журналистских текстов как товар, который производится для продажи. Медиатекст превращается в товар на рынке, и этот товар производится специфической индустрией, которая приносит выгоду вовлеченным в эту деятельность субъектам. Медиатекст не всегда является основным источником выгоды. Другие источники выгоды: реализация медиасодержания, субсидии, реклама).

4. Журналистика как часть креативных индустрий (традиции франкфуртской школы описывают парадоксальную связь культуры, общества и индустрии в контексте рыночного общества. Свойство креативности как некая ощутимая сила экономики разных стран. Понятие креативного класса).

Классификация Е.Л.Вартановой (московская концепция).

 

Западная концепция журналистики:

Две перспективны анализа терминов:

1. Взгляд ученых:
а) журналистика как профессия;
б) журналистика как институт;
в) журналистика как текст;
г) журналистика как люди (проблема в том, кого назвать журналистом);
д) журналистика как набор практик (медиатизация).

2. Взгляд журналистов:
а) журналистика как «шестое чувство»;
б) журналистика как «сосуд»;
в) журналистика как «зеркало»;
г) журналистика как «ребенок»;
д) журналистика как служение.

«Taking journalism seriously» (Барби …)

Журналистика в информационно-коммуникативном пространстве

1) Социальная деятельность – общество – общественное сознание

2) Журналистика – журналистский текст – массовые информационные потоки

3) Массовая информация – массовая коммуникация – средства массовой информации (масс-медиа)

Итоги и обобщения:

1. Текст

2. Социальный институт

3. Профессия

Журналистика – профессиональная массово-информационная деятельность, происходящая в конкретных исторических, культурных, экономических и социально-политических условиях.

 

ЛЕКЦИЯ 3

ГРУППЫ ТЕОРИЙ В ОБЛАСТИ ЖУРНАЛИСТИКИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

1. Обществоведческие (действия журналистов, журналистика как общественный институт или соц.система, эффекты массовых коммуникаций, природа журналистики и массовых коммуникаций, группы теорий, связанных с соц.науками) – социологический взгляд. Также сюда относятся психология журналистики и политологический подход

2. Культурологические (пространство журналистики как уникальное явление в культурном контексте. Культурные коды, в рамках которых работают журналисты и которыми пользуются в своей рабочей деятельности)

3. Нормативные (большой и исторически укорененный в журналистике блок подходов. Важно понимать, что в рамках этого подхода производится анализ того, как должна действовать журналистика: идеальные модели журналистики. Жур-ка как механизм общения различных социальных и политических сил. Тесная связь с изучением функционирования журналистики)

4. Операциональные (то, как журналист работает, какими средствами он пользуется, каким наилучшим образом использовать существующие средства работы журналиста)

5. «теории здравого смысла»

ТРАДИЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

1. Структуралистская (социалогическое и социальное происхождение. МК и жур-ка – с организационной точки зрения. Каким образом организована журналистика в рамках мк. Исторический анализ. Исторический подход. Политический, юридический, экономические подходы. Социоцентрическая традиция. Количественные исследования)

2. Бихевиористская (анализ социального поведения в рамках профессии. Социоцентрическая тр. Количественные исследования)

3. Культурологическая (медиацентрична. Изучение собственно журналистики. Множество теорий. Качественные исследования.

«ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОПТИКА» ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

Схема анализа:

1. Исследовательские вопросы к журналистике (а)

2. Сфера исследований (б)

3. Уровни исследования (в)

Науки:

1. Социология
а. что такое журналистика?
б. продукт и восприятие
в. Институциональный уровень анализа
Три этапа исследований: журналисты как субъекты профессиональной деятельности; организационные исследования; исследования в области политической экономии

2. История
а. чем была журналистика?
б. продукт и восприятие
в. Индивидуальный, организационный и институциональный уровни анализа
три уровня исследований

3. Лингвистика и исследование языка
а. какими вербальными и визуальными средствами располагает журналистика?
б. производство и презентация смыслов, механизмы презентации
в. Институциональный уровень анализа
исследования: неформальные исследования в области языка, формальные (грамматика, морфология, семантика), исследования прагматики (то, как текст воспринимается аудиторией) текста.

4. Политологический анализ
а. какой журналистика должна быть?
б. проблемы восприятия, эффекты журналистики, контекст производства содержания.
в. Институциональный уровень анализа.

5. Культурологический анализ
а. в чем специфика журналистики?
б. процесс создания новости, презентация, кодирование\декодирование
в. Институциональный уровень




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 961; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.