Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные экономические системы

Общество в условиях ограниченных ресурсов должны отвечать на три основных вопроса:

1. Что производить?

2. Как производить?

3. Для кого производить?

Способ, которым общество отвечает на эти вопросы зависит от типа господствующей экономической системы.

Наблюдаем:

1. Рыночную экономику: базируется на частной собственности и соответственно все основные вопросы решают сами экономические субъекты.

2. Административно-командная система (экономика): государственная экономика, все вопросы решают соответствующие государственные органы; собственность - основные ресурсы государства (Северная Корея, Куба).

3. Смешенная экономика: современная экономика, в основе которой лежит рыночный механизм.

 

 

 

2. Основные принципы рыночной экономики.

Её преимущества и недостатки.

 

1 принцип – частная собственность.

2 принцип – свобода выбора и свобода предпринимательства.

3 принцип – личный интерес, как определяющий мотив поведения.

4.Неизбежность конкуренции.

Различают два вида конкуренции:1.Конкуренция внутри отраслевая (конкуренция между производителями одной продукции), 2.Конкуренция межотраслевая (между производителями разных товаров).

Цель -максимизация прибыли.

Осуществление: ресурсы переходят из отраслей низкой, в отрасль высокой нормы прибыли.

Результат общеэкономический: поддерживается соотношение структуры общественного производства и общественного потребления.

5.принцип - результирующая роль системы цен.

Главное преимущество рыночной экономики над административно-командной – это более эффективное использование ресурсов.

 

Недостатки рыночной экономики:

1. Для рыночной экономики характерна тенденция к постепенному затуханию конкуренции и тенденция к монополизации производства.

2. Слишком глубокая социально-экономическая дифференциация населения.

 

Социальный доходы 10%

= самых богатых______

коэффициент доходы 10%

самых бедных

 

Этот коэффициент не должен превышать в идеале 10.

 

3. Рыночная экономика не производит общественных благ.

Блага общественные нужны всем, но они не нужны или не доступны отдельному потребителю. В отношении общественных благ не действует принцип исключения - это значит, что отсутствует механизм отстранения неплательщиков от пользователей этих благ, поэтому рыночная экономика общественных благ не производит.

4. Не полный учет затрат и выгодные внешние эффекты.

5. Все затраты и выгоды в рыночной экономике распределяются между двумя сторонами: продавцами и покупателями. Продавцы получают прибыль, продавая; а покупатели затрачиваются при покупке и получают выгоду, удовлетворяя потребности. Внешние эффекты - это когда те или иные затраты, или выходы переходят к третьей стороне.

6. Макроэкономическая нестабильность рыночной экономики.

Основные формы проявления: периодические спады производства, безработица и инфляция.

 

3. Экономический круговорот.

 

Экономический круговорот – простейшая модель рыночной экономики. Будем рассматривать модель экономического круговорота, используя следующие упрощения:

1. Будем рассматривать закрытую экономику; т.е. абстрагируемся от внешнеэкономических связей.

2. Абстрагируемся от экономической роли государства.

3. Будем полагать, что отсутствуют, какие либо сбережения, как в натуральной, так и в денежной форме.

Экономическими субъектами экономики являются домохозяйства и фирмы.

Домохозяйство – относительно-обособленное субъективной функцией, которая является поставляющей ресурсы на рынок, приобретать и потреблять товары, производимые фирмами.

Фирмы – экономический субъект.

Функции фирм - производство товаров, которые поставляет домохозяйство.

Взаимосвязь между домохозяйствами и фирмами может происходить только на рынке.

 

Роль экономических субъектов кругооборота не является постоянной. На рынке ресурсов домохозяйство – продавцы, фирмы – покупатели. На рынке продуктов наоборот.

Экономический кругооборот состоит из двух кругооборотов.

1. Кругооборот реальных благ (ресурсов и продуктов).

2. Кругооборот денег.

Денежный кругооборот – это поток доходов и расходов. Реальные блага против часовой стрелки.

Деньги по часовой стрелке.

Механизм спроса и предложения – это рынок.

Анализировать рынок – значит, анализировать спрос и предложение.

Анализ спроса предложения.

 

 

1. Рыночный спрос.

а) Закон спроса и линия спроса.

 

Рыночный спрос – это платежеспособная потребность.

D - спрос.

Qy - величина спроса (максимальное количество единиц товара, которые потребители готовы приобрести в единицу времени при данном уровне цены).

Р – цена.

Для начала упростим ситуацию: будем полагать, что все факторы, влияющие на спрос данного товара постоянны, кроме одного – цены данного товара, тогда Qd=f(P)

 

Сущность закона спроса – отрицательная (обратная) зависимость величины спроса от изменения цены данного товара.

Объяснение закона спроса:

1. Цена товара является препятствием для его приобретения

2. Действие закона убывающей предельной полезности. Суть закона каждая последующая единица товара приносит потребителю полезность меньшую, чем предыдущий; потребитель будет ее приобретать при условии снижения цен.

3. Эффект дохода потребителя: при снижении цены товара реальный доход потребителя возрастает и он может приобрести большее количество товаров.

4. Эффект замещения: состоит в том, что при снижении цены данного товара ор вытесняет с рынка товары – заменители и объем спроса увеличивается.

Пример:

В Казахстане один работник производит либо 1 тонну мяса, либо 20 ц. пшеницы. В Казахстане 400 тыс.человек.

В Киргизии один работник производит либо 2 тонны мяса, либо 10 ц. пшеницы. В Киргизии 100 тыс. величина рыночного спрос.

 

 

б). Индивидуальный и рыночный спрос.

 

Как правило, на рынке функционирует много покупателей, поэтому рыночный спрос представляет собой спрос суммарный, или совокупный. Это значит, что Qd при данном уровне цены равна сумме величин индивидуальных спросов всех покупателей.

Qd- величина рыночного спроса.

qd- величина индивидуального спроса.

 

в). Важнейшие неценовые факторы спроса и сдвиг линии спроса.

 

Изменение величины спроса имеет место при изменении цены данного товара и графически выглядит, как движение точки вдоль линии спроса.

Изменение спроса имеет место при изменении неценовых факторов спроса. Графически это выглядит, как сдвиг всей линии спроса вправо, или влево.

Факторы, вызывающие сдвиг.

1. Изменение доходов потребителя: для большинства товаров повышение доходов потребителей вызывает увеличение спроса (кривая сдвигается вправо). Такие товары называют товарами высшей категории. Существуют относительно небольшие группы товаров, для которых все наоборот: повышение доходов приводит к уменьшению спроса – товара низшей категории.

2. Изменение вкусов и предпочтение потребителей.

3. Изменение числа потребителей.

4. Изменение цен на сопряженные товары – товары взаимосвязанные.

Различают два вида сопряженности – взаимозаменяемость и взаимодополняемость.

 

Субституты – изменение цены на товар заменитель; вызывают повышение спроса на другой товар заменитель.

Комплемент – изменение цены на дополняющий товар – характер накопленного имущества. Если накоплено большее количество товаров – заменителей, то спрос начнет падать.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Рыночное предложение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.