КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Боковой зазор. Вид сопряжения
Соответствие окружной скорости и степени точности
Степени 3, 4, 5, 6 назначаются на скоростные передачи, с окружной скоростью от 10 до св.50 м/с; Степени 7, 8, 9 назначают на средние передачи, с окружной скоростью от 2 до 10 м/с; Степени 10,11,12 назначают на тихоходные передачи, с окружной скоростью менее 2 м/с.
Области применения различных степеней точности: 3 - 5 степени – для цилиндрических зубчатых колес, измерительных приборов, для делительных механизмов зуборезного инструмента; 3 - 6 степени – для редукторов турбин, для прецизионных станков; 6 - 7 степени – для авиационных двигателей (4 -7), легковые автомобили (5 - 8), металлорежущие станки (3 - 8), редукторы; 8 - 9 степени – грузовые автомобили, тракторы, подъемные механизмы, краны, прокатные станы, ответственные шестерни сельскохозяйственных машин; 10 -12 степеней – тихоходные машины, лебедки, несоответственные шестерни сельскохозяйственных машин. Стандарт допускает комбинированные нормы из разных степеней точности. При комбинировании степеней точности требуется, чтобы: · нормы плавности работы были не более чем на две степени точнее или на одну степень грубее нормы кинематической точности; · нормы контакта зубьев могут быть такими же или любой более точной степени, чем нормы плавности, или иногда на одну степень грубее. Таким образом, для средних и высокоскоростных передач (автомобильных, турбинных) степень точности по нормам плавности целесообразно назначить более точную, чем по нормам кинематической точности. Для делительных, кинематических, отсчетных передач и механизмов целесообразно принимать одинаковые степени точности по нормам кинематической точности и плавности работы. Для силовых (тяжелонагруженных) передач, работающих при малых и средних скоростях (шестеренные клети прокатных станов) степень точности по контакту должна быть точнее, чем по кинематической точности и по плавности. Указанное комбинирование норм из разных степеней точности существенно и с точки зрения технологической, поскольку каждая отдельная операция улучшает качество колеса только лишь в отношении показателей одной нормы, а не всех трех норм точности вместе.
Теоретически эвольвентные зубчатые зацепления являются двухпрофильными (в контакте оба профиля зуба). Практически такие зацепления неработоспособны из-за наличия: - погрешности изготовления и ошибок монтажа; - температурных деформаций; - изгиба зубьев под нагрузкой; - из-за отсутствия смазки между сопряженными поверхностями. Таким образом, работоспособным является однопрофильное зацепление, в котором передача вращения осуществляется парой сопряженных профилей, а другая пара профилей образует боковой зазор, необходимый для компенсации выше указанных погрешностей. Боковой зазор jn обеспечивает небольшой люфт (поворот) зубчатого колеса в передаче при заторможенном или неподвижном втором колесе. Боковой зазор измеряется вдоль линии зацепления между касательными к нерабочим профилям зубьев в сечении, перпендикулярном к направлению зубьев, и в плоскости, касательной к основным цилиндрам. Для нормальной работы боковой зазор в передаче должен быть не меньше установленного гарантированного зазора jn min и не больше наибольшего допустимого зазора. Требования к боковому зазору между нерабочими профилями зубьев в собранной передаче, объединенные в норму бокового зазора, назначают дополнительно независимо от точности изготовления передач и колес. Величина бокового зазора является характеристикой вида сопряжения (рис.60). Рис. 59. Схема расположения полей допусков на боковой зазор Стандартом предусматривается шесть видов сопряжения и восемь видов допусков бокового зазора для зубчатых передач с модулем св. 1 мм (табл. 14). Выбор вида сопряжения не зависит от степени точности зубчатого колеса, а зависит от межосевого расстояния, скорости вращения, и температурногорежима работы передачи. Для нерегулируемых передач с модулем св. 1 мм установлены шесть классов отклонений межосевого расстояния, обозначаемых в порядке убывания точности римскими цифрами I, II, III, IV, V, VI. Гарантированный боковой зазор в каждом сопряжении обеспечивается при соблюдении предусмотренных классов отклонений межосевого расстояния. Например, для передач с модулем св.1 мм сопряжения H и E обеспечиваются при II классе, а сопряжения D,C,B и A - соответственно при III, IV, V и VI классах соответственно. Для гарантированного бокового зазора j n min по ГОСТ 1643 установлены ряды значений, зависящие от вида сопряжения и равные допускам (ITq) определенных квалитетов по ГОСТ 25346 на соответствующее межосевое расстояние передачи (табл. 15).
Таблица 15 Соответствие видов сопряжения и видов допусков j n
Величина необходимого бокового зазора, соответствующая температурной компенсации, определяется по формуле: jn I = a [α1(t1 – 200)- α2 (t2 - 200)] ∙ 2Sinα, где a – межосевое расстояние передачи, a = m (z1 + z2)/ 2, мм; α1 и α2 - коэффициенты линейного расширения для материала соответственно зубчатых колес и корпуса; t1 и t2 – предельные температуры, для которых рассчитывается боковой зазор, соответственно зубчатых колес и корпуса. При расчетах можно принять: α стали = 12∙10-6, 1 / град; α чугуна = 11∙10-6, 1 / град; α алюмин. = 20∙10-6, 1 / град. При угле исходного профиля α = 200 получим: jn I = 0,684 a [α1(t1 – 200)- α2 (t2 - 200)]. Величина бокового зазора, обеспечивающая нормальные условия смазки, зависит от окружной скорости и способа подачи смазки. Ориентировочно ее можно определить в зависимости от модуля: · для тихоходных передач: jn min II = 0,01 m (до 0,2 м/с); · среднескоростных: jn min II = 0,02 m (до 10 м/с); · высокоскоростных: jn min II = 0,03 m (до 16 м/с). Тогда необходимый гарантированный боковой зазор рассчитывается как сумма двух слагаемых: jn min = jn I + jn II. Наибольший боковой зазор не ограничивается стандартом. Это вызвано тем, что боковой зазор является замыкающим звеном размерной цепи, в которой допусками ограничены отклонения всех составляющих размеров (межосевое расстояние и смещение исходных контуров на шестерне и колесе, непараллельность и перекос осей), поэтому величина наибольшего зазора не может превзойти значения, получающегося при определенном сочетании составляющих размеров.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |