Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полномочия органов местного самоуправления в экономической сфере




По решению вопросов местного значения

Полномочия органов местного самоуправления

 

На основе анализа федерального законодательства рассмотрим полномочия органов местного самоуправления, разбив их на экономическую и социальную сферы жизнедеятельности муниципальных образований.

а) Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом закреплено Законом № 131 в качестве важнейшего вопроса местного значения. В сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом органы местного самоуправления наделены широким кругом полномочий, в том числе созданием муниципальных предприятий и учреждений, финансированием муниципальных учреждений, формированием и размещением муниципального заказа.

Осуществление данных полномочий требует большой предварительной работы – инвентаризации муниципального имущества, его систематизации и соответствующей регистрации прав на него муниципального образования. Злободневность данной работы во многом объясняется тем, что переход к «двухтиповой» модели организации местного самоуправления потребовал разграничения муниципального имущества между поселениями и муниципальными районами. Осуществление данного мероприятия оказалось осложнено проблемами, большинство из которых было связано с отсутствием практики документального оформления отношений собственности. Поэтому проведение инвентаризации стало одним из основных направлений деятельности органов местного самоуправления в переходный период.

Создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений как направление деятельности органов местного самоуправления во многом обусловлено тем, что органы местного самоуправления как властные органы в соответствии с законодательством не вправе непосредственно заниматься хозяйственной (предпринимательской) деятельностью. Поэтому для решения вопросов местного значения они создают муниципальные предприятия и учреждения, а также вправе учреждать межмуниципальные хозяйственные общества в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

Органы местного самоуправления также определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования. Они регулируют цены и тарифы на их продукцию (услуги), осуществляют контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятиям имущества.

Более подробно правовое положение муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия регулирует Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Правовой статус муниципального учреждения определяется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Учреждением признается некоммерческая организация, созданная для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Эффективное управление муниципальным имуществом становится важным ресурсом экономического развития территории. В тех же случаях, когда дальнейшее сохранение права собственности муниципального образования на то или иное имущество оказывается неэффективным, оно может быть приватизировано. Под приватизацией (от лат. privatus – частный) понимают возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц, осуществляемое органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Порядок, способы и условия приватизации муниципального имущества определяются Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Как одно из направлений деятельности органов местного самоуправления определяется содействие развитию сельскохозяйственного производства, малого и среднего предпринимательства, рынка сырья и продовольствия.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя помощь финансовую (путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, гарантий по обязательствам и др.), имущественную (в виде передачи во владение и пользование муниципального имущества на возмездной или безвозмездной основе, на льготных условиях и др.), информационную (в виде создания муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования), консультационную (путем создания организаций, оказывающих консультационные услуги и обеспечения деятельности таких организаций, компенсации затрат на оплату консультационных услуг), а также поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, в области внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности.

Как показывает практика наиболее успешно развивающихся муниципальных образований, эффективными механизмами поддержки малого и среднего предпринимательства наряду с уже ставшими традиционными формами в последние годы становится создание муниципальных бизнес-инкубатаров и технопарков, а также создание учебно-деловых центров для обучения населения основам предпринимательства. Правовой основой такой деятельности является Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», одобренная распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2006 г. № 328-р, в которой за органами местного самоуправления в рамках их полномочий закреплено обеспечение решения земельных и социальных вопросов.

б) Полномочия органов местного самоуправления в области строительства и организации транспортного облуживания населения.

Закон № 131 закрепил в качестве вопросов местного значения довольно широкий перечень предметов ведения в области строительства. К вопросам местного значения поселений и городских округов отнесено утверждение генеральных планов муниципальных образований, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на их территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципальных образований. Предметами ведения муниципальных районов являются утверждение схем территориального планирования муниципальных районов, а также подготовленных на их основе документации по планировке территории.

Кроме этого, к предметам ведения муниципальных районов и городских округов также отнесено ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на их территориях, а также отдельные полномочия в сфере наружной рекламы.

Генеральные планы поселений и городских округов, как и другие вопросы градостроительства, т.е. деятельности по развитию территорий, регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ. В соответствии со ст. 23 Кодекса подготовка генеральных планов осуществляется применительно ко всем территориям поселений и городских округов, в том числе может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в их состав.

Территориальное планирование осуществляется и в соответствии с определенными правилами землепользования и застройки, а также местными нормативами градостроительного проектирования, утверждение которых находится в ведении органов местного самоуправления поселений и городских округов. Правила землепользования и застройки – это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты. В соответствии с данным документом регулируется землепользование на территории муниципального образования.

Выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства – это направление деятельности органов местного самоуправления поселений и городских округов регулируется в соответствии с требованиями, установленными Градостроительным кодексом РФ.

В особом порядке регулируются полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов в сфере организации жилищного строительства – строительства муниципального жилищного фонда и создания условий для жилищного строительства. Современное состояние жилищной сферы требует, чтобы органы местного самоуправления направляли свои усилия на создание максимально благоприятных условий для осуществления гражданами права на жилище.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; стимулируют жилищное строительство; обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства; осуществляют иные полномочия (ст. 2).

В этих же целях был принят Федеральный закон от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства». Он призван оказать содействие развитию жилищного строительства и формированию рынка доступного жилья, в том числе созданию и деятельности Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. Среди важнейших задач данного Фонда – оказание содействия органам местного самоуправления в реализации программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, программ комплексного развития систем их коммунальной инфраструктуры.

Тесно связаны со строительством также полномочия органов местного самоуправления в таких двух взаимосвязанных сферах, как дорожная деятельность и организация транспортного обслуживания населения. Такие полномочия закреплены за органами местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения на соответствующих территориях, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с российским законодательством. Кроме этого, они обязаны создавать условия для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования.

Более подробно данные полномочия конкретизируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ст. 13 данного закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в частности, относит:

осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;

принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения и о прекращении такого использования;

определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения;

использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Организация транспортного обслуживания населения муниципального образования может включать создание муниципального унитарного предприятия или учреждения – организатора транспортного обслуживания, выявление транспортных потребностей населения, формирование маршрутной сети, организацию введения в эксплуатацию объектов инфраструктуры, необходимых для осуществления перевозок, формирование и размещение муниципальных заказов на перевозку и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.