Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепции культурогенеза




Основные особенности культурогенеза

Литература

Дольник В. Непослушное дитя биосферы. Беседы о человеке в компании птиц и зверей. М., 1994.

Нестурх М.Ф. Происхождение человека. М., 1970.

Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М., 1989.

Бианки В.Л., Филиппова Е.Б. Асимметрия мозга и пол. СПб., 1997.

История первобытного общества: Общие вопросы: Проблемы антропосоциогенеза. М., 1983.

Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М., 1989.

 

1.концепции культурогенеза

2.особенности культурогенеза

 

Культурогенез – один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся

А)в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы

Генезис культурных форм и норм проходит три стадии: 1-фаза инициирования новаций («социальный заказ»); 2-создание новой культурной формы или нормы (возможно заимствование); 3-конкурсный отбор, проверка

Б)в формировании новых культурных систем и общностей:

Генезис социокультурных систем (по видам деятельности и взаимодействия субъектов в процессе деятельности)проходит стадии: 1-фаза вызревания «социального заказа» на новый вид деятельности; 2-разработка приемов и навыков этой деятельности; 3-появление людей, владеющих этими навыками; 4-объединение их в цеха, гильдии, касты и т.п.

Генезис этнокультурных общностей (этносов, народностей) проходит стадии: 1-появление факторов, локализующих группу на определенной территории; 2-накопление исторического опыта их совместной жизнедеятельности; 3-формирование ценностных ориентиров, картины мира

В)в зарождении культуры на заре человеческой истории как первого и главного признака человека

 

Мы рассмотрим один из аспектов культурогенеза проблему происхождения культуры как феномена человеческой жизни, как искусственной оболочки, внутри которой живет человек.

Почему появилась культура? Почему человек вдруг стал отличаться от своих братьев животных: стал создавать что-то, чего не существует в природе? Почему его поведение вышло за рамки инстинктивной деятельности, а потом он стал задавать себе вопросы о том, как устроен мир, куда уходят люди после смерти, почему идет дождь и т.п.

Очевидно, что культура возникает и развивается параллельно с развитием человека из первых человекообразных обезьян. Поэтому процессы культурогенеза и антропогенеза идут параллельно и завершаются практически одновременно. Поэтому когда мы говорим о происхождении культуры, то подразумеваем одновременно и происхождение человека.

Существует несколько концепций происхождения культуры:

*Религиозная концепция - самая древняя. Человек создан Богом по своему образу и подобию. Культура - это проявление в человеке божественного дара. Основа данной позиции - вера.

 

*Космологическая концепция - разум был занесен на нашу планету с других планет.

 

*Орудийно-трудовая концепция культурогенеза разработана марксистской традицией.

Чарлз Ро́берт Да́рвин (англ. Charles Robert Darwin; 1809—1882) — английский натуралист и путешественник, одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все живые организмы эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории, первое развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов» (полное название: «Происхождение видов путём естественного отбора, или выживание благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь»), основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость. Существование эволюции было признано большинством учёных ещё при жизни Дарвина, в то время как его теория естественного отбора, как основное объяснение эволюции, стала общепризнанной лишь в 30-х годах XX-го столетия. Идеи и открытия Дарвина в переработанном виде формируют фундамент современной синтетической теории эволюции и составляют основу биологии, как обеспечивающие логическое объяснение биоразнообразия.[1][2] Ортодоксальные последователи учения Дарвина развивают направление эволюционной мысли, носящее его имя (дарвинизм).

Генезис социального и культурного непосредственно связан со становлением человеческого труда. Концепцию обосновал Энгельс в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (1876).

Краеугольным камнем этой теории стало утверждение: "Труд создал человека". Представим, что однажды некая группа обезьян стала трудиться на благо своего обезьяньего сообщества. Труд - это целесообразная деятельность, которая началась с изготовления орудий из камня, кости и дерева. В результате совместного труда родилось сознание, возникла потребности что-то сказать друг другу, возник коллектив, так как человек - общественное животное. По мнению Маркса и Энгельса человек – это, прежде всего, общественное животное, его поведение никак не закодировано генетически. Человеческое в человеке передается только посредством социального общения. В этом сущность человека, потому животным рождаются, а человеком становятся.

 

Противоречия концепции: сознание рождается только как результат труда, но чтобы заняться трудом, надо иметь зачатки сознания. Не понятно, какая сила заставила людей жить вместе и искать общения. В.М.Вильчек писал: "… каким образом прачеловек мог нечто выдумать, изобрести, открыть, не умея придумывать, изобретать, открывать…". Или труд - это любая деятельность, которая присутствует и у животных, или труд - это нечто другое, то, что отделяет человека от природы. Но тогда как труд мог появиться раньше человека?

 

*Психоаналитическая концепция. З.Фрейд "Тотем и табу". Попытка раскрыть культурогенез через феномен первобытной религии - тотемизма. Тотемизм - древнейшая форма религии. Табу - система запретов. С нее и началась культура.

А запреты начались с возникновения феномена совести. Центральное отличие человека от животного состоит в том, что человек обладает совестью. Совесть - дар, возникший неожиданно, случайно и выделивший человека из царства животных, создавший феномен культуры. Совесть существовала в человеке еще до проступка, но проявила себя после совершения преступления - первородного греха, совершенного людьми - убийства первобытного "Отца" на почве сексуального соперничества. Это преступление Фрейд связывает со знаменитым эдиповым комплексом, в основе которого лежит подсознательная ревность мальчика к отцу как сексуальному сопернику в отношении к матери.

Страшное преступление породило раскаяние. Дети поклялись никогда больше не совершать таких деяний. Так произошло рождение человека из животного.

Совершив коллективное преступление люди организовались в род, в котором были запрещены кровосмесительные браки - первые моральные нормы. Этот запрет осуществлялся через тотемизм: человек одного тотема сочетается с человеком другого тотема.

Каждая культура, по Фрейду, создается принуждением и подавлением первичных позывов, наложением запретов. Первые запреты - на кровосмешение, каннибализм, убийство, т.е. на природные инстинкты. Главная задача культуры в том и состоит, чтобы защищать нас от природы (от дождя, холода и инстинктов).

 

*Игровая концепция происхождения культуры. Хейзина "Homo Ludens" (1938). Многие животные любят играть. Если проанализировать любую человеческую деятельность, то она покажется не более чем игрой. Игра старше культуры. Культура развивалась в игре. Игра необходима индивиду как биологическая функция. Прежде чем реально изменять окружающую среду, человек тренировался в игре, в своем воображении. Основа происхождения всех культурных форм в духовных чаяниях и иллюзиях человечества, в его идеалах и мечтах. Т.е. культура первоначально разыгрывается. Например, охота в архаических обществах носит игровую форму. По мере развития культуры игровой элемент отступает на задний план, но во все времена игровой инстинкт вновь проявляется в человеке.

 

*Символическая концепция культурогенеза. Э.Кассирер (немецкий философ) в книге «Философия символических форм». Ищет истоки культуры в способности человека творить некий искусственный мир, обозначая реальность определенными символами. Он выдвинул учение о языке, мифе, науке и искусстве как специфических «символических» формах.

Сейчас человек взаимодействует с вещами с помощью искусственных средств, языковых форм, художественных образов, мифических символов, религиозных обрядов. Человек - "символическое животное" и «незавершенное животное».

Кассирер выводит феномен культуры из факта несовершенства биологической природы человека. Человек утратил свою первоначальную природу (почему - неизвестно). Появились мутации в механизме наследственности. "Частичная утрата коммуникации со средой обитания и себе подобными и есть первоначальное отчуждение, исключавшее прачеловека из природной тотальности. Данная коллизия глубоко трагична. Как трагедия она и осмыслена в мифе об изгнании перволюдей из рая…". В результате человек становится существом свободным, т.е. способным игнорировать "мерки вида", преступать непреложные для "полноценных" животных табу, запреты и т.п. Появляется иной образ поведения, инстинкты ослаблены, вытеснены чисто человеческими потребностями и мотивами, "окультурены".

Не имея четкой инстинктуальной программы, не ведая, как вести себя в конкретных природных условиях с пользой для себя, человек бессознательно стал присматриваться к другим животным, более прочно укорененным в природе. Он как бы вышел за рамки видовой программы. В этом его "особость" - ведь другие существа не могли преодолеть свою природную ограниченность и вымерли. Ослабленность инстинктов имела одно положительное значение – она не ограничивала человека прежде всего поведенческими рамками своего вида. Она развила в человеке способность к подражанию.

Склонность человека к подражанию имела далеко идущие последствия. Подражая то одному, то другому животному, он не только устоял, но и выработал собственную программу поведения. Дефект постепенно превращался в достоинство, в самостоятельное и оригинальное средство приспособления к окружающей среде. И это приспособление шло через символы. В конечном итоге культура заменила в человеке инстинкты.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.