КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Человек как творение и творец культуры
Человек и культура Экологическая культура Улучшение качества жизни невозможно без экологической культуры. Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Экологическая культура личности складывается из следующих основных компонентов: *знания о взаимодействии в системе «природа-общество-человек»; *интеллектуальные и практические умения, связанные с изучением и оценкой состояния окружающей среды, предвидением последствий вмешательства людей в природные процессы, принятием решений по их предотвращению, осуществлением этих решений в повседневном поведении и деятельности; *эмоционально-ценностное отношение к природе, окружающей среде, здоровью, экологической деятельности.
Базисом высокой экологической культуры является прежде всего соответствующее экологическое сознание. Отсюда вытекает следующая формулировка понятия экологической культуры. Экологическая культура - это процесс и результат формирования экологического сознания личности.
Большинство населения России не осознает катастрофичности сегодняшней ситуации. Это видно из анализа ответов на вопрос: «Каким процентом своего нынешнего благосостояния Вы готовы пожертвовать, чтобы предотвратить будущую экологическую катастрофу?». Ответы были следующими: если катастрофа ожидается через 20 лет, то половина респондентов готова платить 10% своих доходов; если через 50 лет, то эту же сумму готовы платить 25% опрошенных, а если через 100 лет, то 40% респондентов вообще ничего платить не будут, а остальные – 1% дохода или меньше[6]. На сегодняшний день является признанным, что решение проблемы повышения экологической культуры лежит в плоскости образования. Формирование экологической культуры в процессе обучения - это оптимальная форма экологического воспитания. Целью экологического образования и воспитания является формирование личности, имеющей высокий уровень экологической культуры, следовательно, обладающей новым экологическим сознанием, экологическим мировоззрением, которое позволяет взаимодействовать с миром природы на основе понимания его законов, сотрудничать с природой, а не управлять ей.
1.Человек как творение и творец культуры. 2.Самосознание человека в истории культуры
Человек – единственное из живых существ - не имеет врожденной программ деятельности, не может передавать знания, умения и ценности своим детям генетическим путем. Поэтому он эту информацию зашифровывает в продуктах своей деятельности, т.е. «опредмечивает». Каждый входящий в мир человек и каждое входящее в историю поколение людей "распредмечивает" содержание объектов культуры, и "присваивает" это содержание себе, приобщаясь тем самым к опыту своих предков и с их помощью становясь культурным существом. Процесс приобщения человека к культурным ценностям называется культурацией. В процессе культурации формируются потребности, способности и умения человека. Чем богаче состав потребностей, способностей и умений, тем культурнее человек. Соотношением усвоенных потребностей, способностей и умений определяется своеобразие каждой конкретной личности. Процесс культурации человека проходит несколько этапов. 1.Этап младенчества, с 0 до 3-х лет. На этом этапе освоение культуры происходит через общение с родителями. Главное, чем овладевает человек на этом этапе – это прямохождение, владение рукой, речь. 2.Этап детства, с 3 до 7 лет (до школы). Освоение культуры происходит, главным образом, через игру и искусство, или через художественно-игровую деятельность: песни, сказки, книжки с картинками, музыку. В этот период более развивается эмоциональное начало в человеке, что связано с влиянием искусства. Семья играет огромную роль в развитии ребенка на первых двух этапах развития. Именно семья формирует характер человека, его индивидуальность. Человек приходит в школу уже с ярко выраженными индивидуальными чертами.
3.Этап школьный, с 7 до 14 лет (момента физического созревания). Человек переходит от эмоционального к рациональному познанию мира. На этом этапе человек познает мир с помощью учителей и учебников. Развивается абстрактное мышление. Роль искусства снижается. Школа способствует социализации личности, вхождению человека в коллектив. 4.Юность, с 14 лет до заверения учебы (в вузе, или раньше, в техникуме и т.п.). Главное содержание этапа – человек становится взрослым, формируются картина мира, система ценностей, возникает потребность в практическом освоении мира, возникает стремление участвовать в общественной жизни. Возрастает роль искусства, через которое человек компенсирует недостаток жизненного опыта (литература, кино, театр). 5.Этап трудовой деятельности, начинается с перехода к труду и заканчивается выходом на пенсию. Человек духовно сформирован, сознание развито, перед ним раскрываются два пути: или сохранять и применять приобретенные знания, навыки, ценности или продолжать овладевать богатствами культуры с помощью самообразования, самовоспитания. Для второго пути современная цивилизация создала все условия (книги, диски, библиотеки, музеи, конференции, публичные лекции и т.п.)
Каган: «Воспитание есть не что иное, как формирование духовных потребностей, а одной из них является потребность не знающего предела, ненасытного культурного возвышения».
Главная задача культуры – превращение человека из своего творения в своего творца. Человек должен уметь выйти за пределы повторения созданного, за пределы традиционных форм поведения и создавать новое, совершенствовать усвоенное, разгадывать неизвестное. Творческое начало – это главное отличие человека от животного. За счет реализации творческих способностей формируется новаторское начало в культуре. А за счет взаимодействия традиций и новаций культура развивается – это закон. У каждого человека творческое начало развито в разной степени. Поэтому культура устанавливает разделение труда: кто-то преимущественно создает новое, кто-то воспроизводит, сохраняет новое, превращая его во всеобщее достояние.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |