![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исторический (формационный) подход
Согласно данному подходу в истории культуры выделяется несколько сменяющих друг друга эпох. Этот подход господствовал в науке до конца 19 века. В эпоху Просвещения выделяли ступени в развитии общества, базирующиеся на степени развития разума: в 1768 году шотландский философ Адам Фергюссон разделил историю на эпохи дикости, варварства и цивилизации. Французский социолог, математик, общественный деятель, член французской АН Мари Жаном Антуан де Кондорсе (1743-1794) наиболее системно изложил просветительский взгляд на становление культуры. Прослеживая ход культурной истории, Кондорсе выделяет в ней 10 основных культурных эпох, своего рода культурных формаций или цивилизационных стадий. 1 эпоха – образование племенных обществ, семьи 2 эпоха – переход к оседлому образу жизни, пастушеству и земледелию 3 эпоха – весь период развития оседлого земледельческого общества, завершается изобретением письменности. Развитие мощных государственных образований: деспотий, городов-республик 4 эпоха – расцвет науки и искусства в Древней Греции 5 эпоха – развитие наук в Греции и Риме до их упадка и утверждения христианства 6 эпоха – от упадка просвещения в позднем Риме до его возрождения во времена крестовых походов т.н. «средние века» – провал в истории культуры, несчастная и безнравственная эпоха 7 эпоха – с возрождения наук в Европе и до изобретения книгопечатания 8 эпоха – развитие книгопечатания и духовный переворот. Книга – фокус культуры нового времени 9 эпоха – от Декарта до образования Французской республики, духовный переворот – свобода, равенство, братство. 10 эпоха – будущее, связанное с гуманизмом Главное в этой периодизации – развитие разума, как единой и универсальной категории для всех культур. Европа – образец развития разума.
В 19 веке в науки о культуре приходят идеи эволюционизма. Ч.Дарвин разработал концепцию эволюции применительно к растительному и животному миру. Эта идея оказалась приемлемой и для социальных наук. Эти идеи развивались в трудах Л.Моргана, Э.Тайлора.
Основные положения эволюционизма. *человечество – единый вид, природа человека везде одинакова *эволюция общества и культуры везде подчиняется одним и тем же законам: она идет от простого к сложному, от низшего к высшему. *характер культуры соответствует стадии эволюции, на которой находится общество. Сходства и различия между культурами объясняются степенью их развитости, ступенью, на которой находится общество. Главное – законы развития для всех культур одинаковы и эти законы – европейские. Для периодизации истории культуры также брались какие-то важные изобретения: добывание огня, изобретение лука, гончарного ремесла, земледелия, скотоводства.
Концепция марксизма: деление общества и культуры на формации. Подход разрабатывался Марксом и Энгельсом. -принцип единства человечества и историко-культурного процесса -принцип исторической закономерности – в культурно-историческом процесса действуют общие, устойчивые связи между людьми и результатами их действия -главным в историко-культурном процессе признается способ производства материальных благ, а духовные явления носят зависимый, вторичный, производный характер -принцип прогресса – история культуры – это поступательное развитие общества, которое поднимается на все более высокие ступени. Ключевое понятие концепции – общественно-экономическая формация. Все человечество должно проходить определенные этапы в развитии. Это и есть формации, определенные ступени со своими характеристиками. Основа формации – способ производства, отношения собственности. Потом мораль, религия, искусство, философия и др. Переход от одной формации к другой осуществляется в результате социальной революции. Экономической основой социальной революции становится углубляющийся конфликт между вышедшими на новый уровень производственными силами и устаревшей системой производственных отношений. Сильные стороны марксистского подхода – создана четкая модель всеобщего исторического развития, история предстает как объективный процесс, понятны его движущие силы и основные этапы этого процесса. Слабые стороны – однолинейность и упрощение историко-культурного процесса, европоцентризм, жесткая привязка к экономике, к способу производства, человеку отводится роль винтика в мощном механизме, абсолютизация роли конфликтных отношений (революций) в историческом процессе, утопизм (мечта о коммунистическом обществе всеобщего благоденствия).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |