Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция: Первобытная культура - первый исторический тип культуры




 

Литература

Боас Ф. Ум первобытного человека. М.-Л., 1926.

Абрамова З.А. Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии. М.-Л., 1966.

Еремеев А.Ф. Первобытная культура: Происхождение, особенности, структура. Курс лекций в двух частях. Саранск, 1997.

Золотарев А.М. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964.

История первобытного общества: Общие вопросы: Проблемы антропосоциогенеза. М., 1983.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.

Мириманов В.К. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973.

Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.1-2. М., 1982.

Окладников А.П. Утро искусства. Л., 1967.

Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985.

Художественная культура первобытного общества. СПб., 1994.

 

1. особенности первобытной культуры:

Тип культуры – это культурный комплекс, возникший на базе этноса или территории и существующий определенное время. Тип культуры характеризуется оригинальным культурным комплексом, который возникает на базе оригинального, свойственного только для носителей этой культуры, мировоззрения.

Первобытная культура - это первый появившийся и существовавший в истории тип культуры. Она сформировалась на основе первобытного общества, которое характеризуется общей собственностью на средства производства, коллективным трудом и потреблением, низким уровнем развития производительных сил.

Этапы развития первобытного общества:

Палеолит – от 2 млн. лет назад до 10 тыс. лет до н.э. – существовали пралюди, около 40 тыс. лет назад появился человек современного вида. Люди жили первобытным стадом, занимались охотой, собирательством, рыболовством. Появляется материнский род.

Мезолит – 10-5 тыс. лет до н.э – появились лук и стрелы, была приручена собака. Материнский род постепенно сменяется отцовской большесемейной общиной. Постепенно община становится соседской.

Неолит – 8-3 тыс. лет до н.э. – период неолитической революции - перехода от присваивающего хозяйства к производящему (от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству)

 

Первобытная культура характеризуется:

*синкретизмом. Синкретизм (слитность, нерасчлененность)- единство культуры, общества и человека, нет понимания различия видов деятельности, и отдых, и работа, и искусство - все это часть магического ритуала. Корни синкретизма лежали в практической деятельности первобытного человека, которая носила характер ритуала. Синкретизм проявлялся:

- Первое, что поражало европейцев, знакомившихся с жизнью народов, находящихся на ранней ступени развития - нерасчлененная слитность человека и природы. Неразделенность живого и неживого мира, субъективного и объективного: все явления и предметы одного порядка, равноправны: (здравствуй озеро, казнь капусты). Строка из песни бушменов:

Трава с плачем просит ветер

Принести дождь

Земля под солнцем плачет: "Я иссохла".

Мое сердце плачет у костра: "Я одиноко"

Ветер прилетает и говорит: "Дождь скоро придет"

А трава шепчет: "Идет охотник"

В культуре, породившей этот текст, он воспринимался как верное, документальное описание реальности. Надетая кем-то на лицо маска, и есть в действительности тот демон или то животное, которое она изображает. Постепенно это нерасчлененное единство разрушается, и маска воспринимается не как сам бог, а как символ бога, его частичное воплощение. Такое мироощущение было очень устойчивым. Он сохранялось в культурах древнего востока, например, в египетской мифологии, где небо представало то в образе коровы, то в образе женщины, распростертой над землей, то в виде реки, по которой плывет солнце. В мифологии эллинов Зевс, имевший человеческий облик, мог превращаться то в лебедя, то в быка. Лишь по мере развития ремесла человек начинал отличать свое сущностное отличие от природы, но этот процесс лежал уже за пределами первобытности.

-Сюда же следует отнести нерасчлененность мифа и обряда. Обряд играет важную роль в мифологической культуре, во время обряда мифы становятся реальностью, и животное, убиваемое во время обряда, убивается (в представлении охотников) на самом деле. Спор о том, что первично, миф или обряд.

-Не выделенность "я" из "мы", личности из коллектива. Человек мыслит только категориями коллектива "мы/они". Каждый член родового коллектива равен целому: одно имя, одна прическа, украшения, песни, танцы, мифы, обряды.

-Синкретична практическая деятельность первобытного человека, она соединяет охоту, собирательство и изготовление орудий. В рамках этой деятельности реализовывалась культурная практика человека, которая соединяла в себе материальное, духовное творчество. Духовное творчество - мифология, которая создавалась и применялась во время охоты, собирательства, изготовления орудий.

 

*традиционностью: в сознании и поведении людей, во всех родах деятельности и культуре в целом господствует традиция. Все особенности быта каждой общины стабильны, жестки, нерушимы и передаются из поколения в поколение как неписаный закон, освященный мифологическими представлениями. Традиция - регулятор поведения людей. Традиция - способ передачи культурных ценностей – главный опыт заключается в мудрости предков. Мифология требует от людей безусловного принятия системы, иначе человека из коллектива исключают, что равносильно смерти (пример-инициации).

 

*Мифологичность культуры. Часто первобытную культуру называют мифологической.

Миф - это не сказка, это форма осмысления бытия первобытным человеком, которая для современного человека неприемлема. Человек традиционных культур видит в мифе единственно верное откровение действительности. Миф - это первый способ осмысления мира.

Миф это - способ человеческого бытия и мироощущения, основанный на таком смысловом породнении человека с миром, когда человек не отличает психологическое значение и смысл вещей от их объективных свойств и воспринимает явления природы как одушевленные существа

 

Истоки мифа:

Миф - продукт коллективного сознания первобытного общества, творение коллектива. Первоначально миф и обряд были слиты, миф не существовал вне обряда, "выплясывался", потом, фиксируясь в языке, миф приобретал известную самостоятельность. Миф не имеет вариантов, не подлежит индивидуальным изменениям со стороны рассказчика. Рассказывание мифа - всегда сакральный акт, иногда мифы могут быть доступны только специально посвященным (например, мужчинам, прошедшим обряд инициации).

Виды мифов:

q Этиологические ("причинные", "объяснительные"). В них объясняется причина появления тех или иных природных, культурных и социальных событий, предметов или явлений. Это рассказы о происхождении, которое стало результатом деятельности богов или героев.

q Космогонические - в них повествуется о происхождении космоса в целом и отдельных его частей: солнца, луны, земли, планет. Мифы о превращении хаоса в космос. Мифы передают древние представления о строении Вселенной, о рождении из хаотической, бесформенной стихии земли, неба, о возникновении огня, воздуха, воды. Это мифы развитых народов, например, у австралийцев их почти нет. (Египетские мифы: сначала был бог солнца Атум Ра и холм Бен-Бен, а также Тефнут – плодородие. Потом родились Геб – земля и Нут – небо, которые родили Осириса, Сета, Исиду и других богов. Золотой век в Египте наступил после разделения неба и земли.

- сюда относятся мифы антропогонические, повествующие о происхождении человека из животных, земли, глины, дерева и т.п.

- сюда примыкают астральные (о звездах и планетах), солярные и лунарные

q выделяются тотемические мифы, указывающие на представления, согласно которым между людьми и тотемами существует родство. Таки мифы особенно распространены среди австралийских и африканских народов.

q Календарные мифы были связаны с хозяйственной деятельностью людей: о плодоносящей силе земли, о ее умирании зимой и воскрешении весной Например, египетский миф об Атум Ра – боге солнца и его дочери Тефнут, которая ушла. Ее возвращение – возрождение земли. Когда Тефнут уходит, на земле наступает хаос

q Мифы о культурных героях состоят из рассказов о чудесном рождении героя, включают испытания, подвиги и его смерть. Герой, как правило, наполовину бог. Герой всегда уходит или изгоняется из своей семьи, странствует в других краях, там приобретает временных друзей или помощников, переживает временную смерть, воскресает. Его изгнание мотивируется гонениями божества либо собственными проступками. Главная задача героя - установить мировой порядок.

q Эсхатологические мифы - повествующие о гибели мира, о всемирных катастрофах, и гибели великанов, о смерти богов и т.п. Апокалипсис христианской мифологии - пример эсхатологического мифа. В таких мифах может рассказываться о преступлениях людей, о нарушениях права, морали и других грехах.

Функции мифа:

Миф является исторически первой формой культуры, компенсируя недостаточность практического овладения природой через смысловое породнение с ней. Соответственно мифу как культуре присуще все функции культуры: регулятивная, коммуникативная, дидактическая и др.

Миф упорядочивает и регулирует человеческие отношения, программируя бессознательную сферу человеческой психики (так как сознание еще развито слабо) с помощью магии символов, табу, обрядов и ритуалов. Магия на деле укрощает стихийные силы души, которые, вырвавшись из-под контроля, способны нарушить жизнь общины. Такой контроль и достигается путем полного растворения человека в коллективе.

Особенности мифологического мышления:

· Логический принцип мышления строится на системе бинарных оппозиций: пары добро-зло, мужчина-женщина, лево-право, мы-они. Обязательно одно хорошее, другое плохое

· Разнообразные явления связаны между собой на основе случайных (для нас) признаков (ассоциации или семантические связи), но для первобытного человека эти признаки важны, например, признаки цвета: все черные звери связаны с подземным миром - черная кошка, черный ворон. Эти связи выстраиваются в семантические поля, или архетипы (К.Юнг) Архетип - содержание коллективного бессознательного, пресуществующая форма, которая является частью наследованной структуры психического бытия. Архетип лежит в основе общечеловеческой символики, проявляется в устойчивых мотивах фантазий, снов, галлюцинаций, в сказках, мифах, сюжетах и структурах художественной культуры (болезнь - вода - смерть, наиболее распространенный семантический ряд: мертвая и живая вода, перейти реку перед царством мертвых и т.п., похоронные обряды многих народов связаны с отправкой тела в море). Семантический ряд – слова, связанные между собой по смыслу и по произношению (однокоренные). Например, на шумерском слова: ночь, тьма, болезнь, черный – однокоренные и сл-но связаны по смыслу.

· Слабая разработанность абстрактных (общих) понятий, все предельно конкретизировано (стол - конкретное понятие, мебель - абстрактное, сосна - дерево)

На шумерском: «открыть» = «дверь толкнуть», «убить» = «голову палкой ударить», «ласково» = «женски говорить», «имущество» = вещь руки.

· Картина мира в мифологической культуре

Мир в мифе предстает как магический космос, в котором все одушевлено и связано со всем. Человек и боги - лишь элементы космического целого, и подчинены судьбе космоса. Человеческая жизнь есть прямое продолжение космической жизни и внутренняя драма человеческой души есть результат вмешательства демонов и богов.

- мифы излагают истории о фантастическом превращении хаоса в космос, о происхождении предметов и явлений природы, социальных установлений и порядков.

Особое представление о времени. Современное представление: вектор, время - однонаправленный процесс от прошлого к настоящему и будущему. Вектор бесконечен в обоих направлениях. Но это время исключительно абстрактно, его не существует, так как прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее настолько мгновенно, что его не уловить. Мифологическому человеку такого времени не понять, так как он абстрактные категории не понимает, ему все надо потрогать и пощупать.

Мифологические представления: Время циклично, ритмично, а не линейно.

Эти временные циклы которые очевидны для мифологического мышления, разные. Первый цикл - дневной цикл: утро, день, вечер, ночь. И каждый день ничем не отличается от предыдущего и от последующего. Дни одинаковы. С эпохи неолита появляются ритмические изображения в искусстве.

Следующий цикл - год, который также состоит из нескольких циклов - или это солнечные месяцы или лунные. Год состоит из 365 дней и 12 месяцев по 30 дней. Но 5 дней остаются лишними. 360 дней общество живет как обычно, а за оставшиеся 5 дней надо как бы старый мир разрушить для того, чтобы начать новую жизнь заново в новом году. На эти 5 дней время перестает существовать, исчезают все границы: во времени, все обычаи общества, их просто нет. (например, коляда: маски (если ты одел маску, ты стал животным), требование хлеба у богатых, пение непристойных песен, пьянка. Т.е. так положено, показать, что все порядки и установления как бы исчезли). Зачем это нужно? Мир устал, мир стал старым, надо уступить дорогу новому миру. А старого убивают, например, вождя - символическое убийство старого. И все за эти 5 дней. В эти дни воспроизводятся мифы о сотворении мира, и соответственно творится новый мир.

В Египте богиня Маат разделила год на 3 равные части – время разлива, время Всходов, время Урожая. Каждое длится 4 месяца, по 30 дней, а пять дней отыграл Тот, и в эти дни Нут могла рожать.

Следующий цикл - эпоха, их длина у каждых народов разная, например, у греков был 4-х летний цикл от олимпиады к олимпиаде. В конце эпохи происходит настоящий конец света. Большие циклы сравниваются с очень большими катастрофами: гибель Атлантиды, потоп и т.п. Но некоторые могут выжить, например, боги или люди. Отсюда возможность предсказания, так как циклы повторяются.

Пространство. В любой мифологии делится на 2 части: наше и не наше, в соответствии деления общества на мы/они. Нашему пространству приписываются все положительные характеристики, а не нашему - отрицательные. Между пространствами проводится четкая граница. Граница не сколько фактически обороняет, защищает, сколько ритуально. Например, заборы, сначала вокруг деревни, потом вокруг дома, вокруг окна - резной наличник, вокруг шеи - вышитый ворот рубахи. Всегда где есть сакральное пространство, есть граница. Границей может быть и вода. Вода отделает миры. Граница отделяет мы и они, мы - это люди, а они - нелюди: эльфы, гномы, вурдалаки и т.п. Это прослеживается и в языке (славяне - славные, а остальные бесславные). Для человека пересечение границы опасно. Оно сопровождается интенсивными ритуальными действиями очищения, так как ты, вернувшись, возможно уже не ты. Пример магической чистки - баня. Баня всегда предлагается пришедшему с дальней дороги. Там можно посмотреть на человека, нет ли хвоста. Огонь, вода и дерево - чистые стихии. Парятся березой, которое наше дерево не наших всегда прознает.

Вторая составляющая пространства - ось мира. В индоевропейской мифологии, в т.ч. славянской, это мировое древо, на нем держится весь мир. Осью мира может быть холм, или отверстие чума, т.е. то, что соединяет миры. В индоевропейской мифологии ось соединяет три мира: верхний, нижний и средний. Трем мирам соответствуют три вида обитателей. И на мировом древе прослеживаются три мира и его обитатели. В верхнем мире живут боги, птицы и животные белого цвета. Средний мир - люди, животные, деревья, нижний - подземные чудовища, рыбы, животные живущие в норах и животные черного цвета, животные, питающиеся падалью (Ра, когда плывет по небу, ночью проплывает через подземное царство).

Есть персонажи, которые принадлежат сразу двум или трем мирам, например, ворон, серый волк, белая лошадь. Эти персонажи интересны для мифологии тем, что с их помощью можно проникать из одного мира в другой, хотя умелый шаман может проникать и без их помощи. Место, где находится мировое древо, не одно, их много.

Место, где истинное мировое древо, далеко, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве. Это наш мир, но он обладает наибольшей святостью. Не каждый может попасть в этот мир. Но одновременно и в нашей повседневной жизни есть такие места. Причем, часто любое новое поселение обязано было иметь свою ось мира. Ось мира своим появлением устанавливает культурную власть человека над территорией, и мир превращается их хаоса в космос. (Что устанавливается в первую очередь? Например, Перун - столб, капище, церковь, флаг при покорении горы. Т.е. ось - это самое святое место, пуп земли). Вертикальная структура фактически совмещается с горизонтальной, т.е. чтобы отправиться к богам, можно пойти по древу вверх и по земле.

Общество. Выстраивается по закону иерархии, строгого порядка, половозрастного разделения функций. Инициации. Функции инициации - переход человека из одного социального статуса в другой. Строгое разделение функций между половозрастными группами порождает обряд, фиксирующий переход из одной группы в другую. Смысл ритуала - ритуальная смерть и рождение нового человека. Признаки: демонстрация горя по "умершему", кровь, боль, истязания, пытки, отсечение части тела (обрезание, обрезание волос, ногтей, отсеченную часть тела уничтожают, это и есть символ гибели старого человека), присвоение человеку нового имени, радость по поводу рождения нового человека. Содержание инициации зависит от конкретного случая. Самая тяжелая, длительная и трудная инициация у шаманов, почти до смерти

Выделяются из общества два персонажа - шаман - посредник между мирами, и трикстер (Лиса Патрикеевна), который строит свои отношения с другими не силой, а хитростью. В мифологических текстах трикстер - это символ человека, существующий рядом с богами и героями, борющийся с ними хитростью. Вызывает уважение.

Шаман - это четкий статус человека, ни мужчина и ни женщина.

Человек становится шаманом а) непосредственно по призванию "зов" или "Избрание"; б) переходом шаманского мастерства по наследству; в) по личному решению или, что реже, по волеизъявлению племени. Шаман признается шаманом лишь по завершении обучения по двум аспектам: экстатического порядка (сны, видения, транс и т.п.), и технологического порядка и знания обычаев (технические приемы шаманства, имена и назначение духов, мифология и генеалогия племени, тайный язык и т.д.). За обучение ответственны духи и старые шаманы.

Будущий шаман отличается прогрессирующими странностями в поведении, ищет одиночества, становится мечтателем, любит бродить по лесам и пустынной местности, поет во сне, у него случаются видения. У якутов юноша иногда приходит в неистовство и легко теряет сознание, укрывается в лесах, питается корой деревьев, бросается в огонь или воду, наносит себе раны ножом. Например, эпилепсия твердо говорит о том, что одним из предков ребенка был шаманом.

Посвящение в шаманы публично и составляет отдельный ритуал, это эквивалентно инициации.

Магия - способ взаимодействия с мифическим миром посредством определенных символических действий и вербальных формул с целью достижения конкретных эмпирических результатов.

Эволюция мифа:

§ Миф постепенно перестает быть нерасчлененным единством субъективного и объективного

§ Постепенно формируются образы духов и богов, каждый из которых воплощает определенную стихию или явление, свойство или качество человека

§ Постепенно расчленяется миф и обряд, наряду с ритуальным воплощением мифа возникает его вербальное (словесное) воплощение. Обряд более консервативен, он иногда сохраняется и после отмирания мифа. (например, обряд поминок сейчас абсолютно бессодержателен. Стакан водки, накрытый куском хлеба - кормление умершего предка. Прикладывание руки к голове в армии - поднятие забрала. Знамя.)

§ Постепенно идет расчленение и усложнение первоначальных мифических образов

§ Постепенно мифологическое сознание превращается в религиозное: мир разбивается на естественное и сверхъестественное

§ От богов отделяются культурные герои - богатыри, наделенные сверхъестественными свойствами. Он борется с чудовищами, символизирующими хаос, побеждает их, обучает людей ремеслам, вводит обычаи и обряды (Геракл, Тесей, Прометей, Гильгамеш). В них реализуются мечты человека подчинить себе силы природы

§ Миф остается мифом, пока существует вера в реальность событий, о которых в нем повествуется. Как только эта вера утрачена, миф превращается в художественное произведение, эпос, сказку.

 

Факторы разложения мифологической культуры - появление иных способов освоения мира помимо мифа:

ü Появление религии, отделяющей сверхъестественное от естественного

ü Рождение искусства не как участника ритуала и способа воздействия на бога, а как результата духовного освоения мира, как потребности в символически- образном выражении мыслей

ü Рождение философии, способа рационального освоения мира

ü Миф теряет свою силу тогда, когда человек осознает свою автономность и свободу, когда нарушается непосредственная слитность человекас обществом и природой.

ü Но миф не исчезает окончательно, он укрывается в бессознательных тайниках человеческой души, так как человек всегда сохраняет потребность во внерациональном породнении мира.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.